Иррациональные стороны управления изменениями

Еще в начале 1990-х гг. были опубликованы результаты двух независимых исследований, проведенных компаниями Arthur D. Little и McKinsey & Co. Оказалось, что из сотен предпринятых в разных корпорациях попыток проведения изменений при внедрении программ всеобщего управления качеством примерно две трети завершились неудачей.

Иррациональные стороны управления изменениями

В середине 90-х профессор Гарвардской бизнес-школы Джон Коттер, автор знаменитой книги «Впереди перемен», обнаружил, что более половины программ организационных трансформаций, инициированных руководством, сворачиваются уже на начальных этапах.

С тех пор появились тысячи книг и статей по управлению изменениями, курсы по этой теме стали частью большинства программ MBA. Тем не менее в 2008 г. опрос McKinsey & Co., в котором приняли участие 3199 руководителей по всему миру, опять показал, что только одна трансформация из трех достигает успеха.

За последние десять лет ситуация кардинально не изменилась. У попытки проведения изменений все еще больше шансов не дать ожидаемых результатов, чем оказаться успешной. Как бы ни назывались рецепты эффективного управления изменениями: «восемь этапов», «шесть шагов» или «четыре условия», они, по сути, обозначают разумные, согласующиеся со здравым смыслом действия руководства, направленные на включение людей в осуществление перемен.

Иррациональные стороны управления изменениями

Почему же хорошо известные и общепринятые среди теоретиков и практиков менеджмента рекомендации по проведению организационных изменений так часто не срабатывают? Потому что препятствия на пути перемен в поведении сотрудников чаще всего лежат в области иррационального — представлений, желаний и чувств людей, которые не подчиняются логике, но хорошо объяснимы и даже предсказуемы с точки зрения современной психологии.

Поэтому так важно выявлять, осознавать и учитывать иррациональные стороны реагирования людей на проводимые в компании изменения. Хрестоматийное условие проведения успешных изменений — подготовка послания к людям, в котором задается видение (vision), формулируются цели и смысл необходимых изменений («тронная речь» лидера). Обычно речь идет о положении на рынке, эффективности и будущем компании.

Послание призвано воодушевить команду, но здесь руководитель нередко попадает в ловушку «эгоцентризма». Ведь на самом деле то, что сильнее всего мотивирует его, слабо мотивирует большинство его сотрудников. Вопросы, которые обычно сильнее волнуют людей: как изменения повлияют на меня, мою работу, как это затронет ситуацию в моем подразделении, как скажется на клиентах.

Иррациональные стороны управления изменениями

Убедительное послание («compelling story») должно давать ответы на все эти вопросы. Чтобы «зажечь» людей, важно найти «оптимум мотивации», некоторую «точку равновесия» между позитивными и негативными стимулами изменений. Подход, призванный стимулировать неудовлетворенность существующим положением дел (анализ того, что у нас не так и как это исправить), уже давно стал моделью «по умолчанию» при проведении изменений в большинстве организаций.

Однако исследования показали: фокусировка на недостатках вызывает чувство вины, порождает апатию и сопротивление, мало способствуя вовлечению людей в процесс преобразований. В свою очередь противоположный «позитивный» подход, фокусирующий вектор движения «от хорошего к великому», ведет к переоценке в сознании людей позитивных сторон текущей ситуации.

Многие люди склонны больше рисковать, чтобы не потерять то, что уже получили, чем для приобретения чего-то еще большего («лучшее враг хорошего»). Некоторая степень неудовлетворенности и тревоги полезны для стимулирования изменений в поведении.

Иррациональные стороны управления изменениями

При внесении изменений в структуры, процессы и мотивационные стимулы важно уделять внимание ощущению сотрудниками справедливости процесса изменений и ожидаемого результата. Сотрудники могут идти даже против своих собственных интересов, если ситуация нарушает их представления о справедливости.

Невнимание к мыслям, чувствам и убеждениям людей при проведении организационных изменений — одна из серьезных причин сопротивления переменам. Так в одном банке решили провести реинжиниринг процесса выдачи кредитов для того, чтобы максимально увеличить время взаимодействия с клиентами и снизить время, которые сотрудники отделений тратят на оформление документов.

Причина неудовлетворительных результатов внедрения изменений заключалась в отношении многих сотрудников к работе, непосредственно связанной с продажами и общением с клиентами. Сотрудники фронт-лайн не воспринимали себя продавцами, такой образ своей работы казался им даже унизительным, более подходящим для магазинов подержанных автомобилей, чем для отделений банков.

Сыграло свою роль и чувство неполноценности при работе с клиентами, более состоятельными и образованными, чем обслуживающие их сотрудники. Понимание причин сопротивления изменениям позволило усовершенствовать программу обучения, включить блок, нацеленный на формирование профессиональной идентичности (переосмысление продаж как стремления помочь клиентам обнаружить и удовлетворить несформулированные потребности) и в конечном итоге обеспечило устойчивый рост продаж, превышающий первоначальные цели.

Мы в большей степени привержены тому, что выбираем сами. Люди чувствуют личную ответственность за реализацию идей и планов, в создании которых они сами принимали участие. В известном психологическом эксперименте половина участников получала лотерейные билеты с заполненными номерами (номер присваивался в случайном порядке), в то время как другим предлагали самим придумать и записать любое число на пустом билете.

Непосредственно перед розыгрышем исследователи предлагали выкупить билеты у их владельцев. Независимо от того, в какой стране проводился эксперимент, а также от социально-демографических характеристик участников, те, кто придумал собственный номер, соглашались продать билет как минимум в пять раз дороже.

Это свойство человеческой мотивации часто не учитывается при управлении изменениями. Рационально мыслящие менеджеры считают, что достаточно просто транслировать сотрудникам все, что им необходимо знать о проводимых в компании переменах, и удивляются, когда не видят ожидаемых изменений в работе людей.

Считается, что руководитель должен сам служить моделью нового поведения, примером для подражания при внедрении изменений. Многие разделяют известный афоризм М. Ганди: «Будь тем изменением, которое ты хочешь увидеть в мире».

Иррациональные стороны управления изменениями

При этом ошибочно отождествляют перемены с собой, полагают, что как их инициаторы уже олицетворяют собой проводимые изменения. Немногие инициаторы изменений реально следуют другому известному афоризму: «Перестройку нужно начинать с себя».

Не так уж редко лидеры изменений по факту оказываются главным тормозом проводимых преобразований, препятствуя реализации своих же замыслов и планов. Вследствие, например, страха утраты контроля над ситуацией в компании, опасения оказаться неспособным к эффективному руководству в рамках новой модели управления, неготовности отказаться от прежних организационных установок и привычек.

Узким местом в руководстве изменениями оказывается не столько воля и умения лидера, сколько понимание того, что нужно изменить в себе на более глубоком личностном уровне.

11
Начать дискуссию