{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Разработка HR-бренда начинается с исследования: сделать внутри или передать внешним экспертам?

Бренд-стратег Nimax Ольга Якушенко объясняет, зачем компаниям нужен HR-бренд, как проводить анализ внутренней аудитории, и почему, в ряде случаев, лучше доверить это исследование внешнему подрядчику.

Разработка HR-бренда — одна из самых актуальных услуг на рынке. За ней в наше агентство обращается большое количество компаний разных размеров и направлений. Но многим не до конца понятно, зачем нужен HR-бренд, какие задачи компании он решает и что нужно, чтобы его создать.

HR-бренд — это образ вашей компании на внешнем рынке соискателей и мнение сотрудников о вашей организации.

Проще говоря, это имидж компании. Часто он складывается стихийно. Но в этой статье мы говорим про HR-бренд как о стратегии действий и коммуникаций, которые основаны на конкретных ценностях, культуре компании и её задачах.

HR-бренд и построение внешних коммуникаций необходимы для того, чтобы отстроиться и выделиться на конкурентном рынке труда. Также HR-бренд поможет изменить стереотипы о компании. Этим, например, сейчас активно занимается «Почта России» через внедрение и PR техбренда «Почта Тех».

Далее мы рассмотрим кейсы небольших и средних компаний. Потому что для них HR-брендинг, HR-коммуникации и внутренние исследования — сравнительно новые области.

В больших компаниях с разветвленной HR-функцией нередко встречаются выделенные специалисты, которые систематически занимаются проведением и обработкой крупных внутренних исследований.

Поэтому не будем про них, а будем про тех, для кого проблема привлечения кадров встала неожиданно остро, и нужно строить HR-бренд если не с нуля, то с минимальной базы.

Кому и когда нужны внутренние исследования

Глубинное качественное исследование сотрудников нужно компаниям, которые не понимают свою корпоративную культуру и не уверены, какие ценности релевантны для их работников.

Такие компании не могут ответить, что они предлагают на рынке труда как работодатели. Варианты «у нас классно» и «мы предлагаем ДМС и печеньки» — пустые. В первом случае нет конкретики, а во втором — индивидуальности.

Чтобы разобраться, какие бенефиты от компаний ждут сотрудники сейчас, советуем посмотреть запись онлайн-митапа от сообщества разработчиков Undefined Community.

Undefined Talk #8: У нас есть печеньки: бенефиты в IT компаниях

Компания может оказаться в ситуации непонимания собственной культуры в следующих случаях:

  • никто никогда не занимался созданием её HR-бренда;
  • компания резко выросла или сменила профиль деятельности;
  • сотрудники не до конца понимают ценности компании.

А также другие индивидуальные кейсы — их может быть довольно много.

Самый частый случай среди наших клиентов — корпоративная культура развивается стихийно, ей никто не управляет. Она понятна интуитивно, но охарактеризовать её словами никто не может, потому что «и так всё понятно».

Здесь на помощь приходит исследователь — человек извне, который задает странные вопросы про очевидные процессы. Они необходимы, чтобы сформулировать позиционирование компании и транслировать его наружу для привлечения новых сотрудников.

Пока компания не сформулирует для себя — «кто мы и про что», рассказывать о себе она будет путано и хаотично.

Под исследованием внутренней аудитории в данном случае мы понимаем глубинные интервью с сотрудниками компании, которые дополняются результатами ответов от фокус-групп и массовых опросов. Обычно это не пять и не десять интервью, а 30 – 40 и больше — в зависимости от размеров компании и её структуры.

Команда исследователей проводит интервью примерно в одно время, затем обрабатывают их по определённой методологии и дают ответы на вопросы о ценностях и характере компании.

Почему HR-отделу сложно провести исследование самостоятельно

Причины, почему компаниям следует отдать исследование сотрудников на аутсорсинг, разделили на две группы: сложности с получением данных и сложности с их обработкой.

Почему сложно получить информацию?

Слишком свои

HR-специалист — сотрудник компании, с которым практически у всех остальных есть какие-то отношения.

Если компания небольшая и горизонтальная, то эйчар — это человек, с которым вы пьете чай в офисе, ставите вместе палатку на корпоративном выезде, а еще с ним дружит ваш коллега. Если компания побольше, то эйчар — это человек, от которого что-то зависит или от него что-то нужно. Такие личные отношения могут искажать то, что HR-специалисту рассказывают о компании ее сотрудники.

С внешним исследователем часто срабатывает эффект попутчика. Ему можно рассказать вообще все, тем более интервью всегда анонимные. Это не значит, что интервьюируемые точно не врут и не приукрашивают, просто причин для этого меньше.

Нужны другие навыки

Чтобы брать глубинные интервью, нужно обладать определенным набором знаний, техник, умений и опыта.

Есть приемы, которые в ходе интервью помогают исследователю отделить стабильные мнения от сиюминутных, факты от субъективных оценок.

Например, повторяющиеся перефразированные вопросы, просьба привести примеры или рассказать историю из опыта. Такие вещи часто невозможно предусмотреть в вопросах для интервью. Исследователь сталкивается с неоднозначными суждениями в ходе беседы и тут же перестраивает ее, чтобы уточнить и лучше понять ситуацию.

У HR-специалистов есть навыки проведения психологического и биографического интервью. Но даже умение проводить сulture fit-интервью в данном случае не совсем подходит.

В исследовательском интервью нет задачи оценить человека, которая обычно есть у HR-специалистов, а есть цель получить максимум информации по определенной теме от разных сотрудников.

Иногда интервью бывают травматичные для одной или обеих сторон.

В одном из наших недавних исследований было интервью с сотрудником компании, который уволился и испытывал чувство вины за это. Первые полчаса беседы он говорил о бывшей работе обтекаемые положительные фразы. Интервью казалось абсолютно бесполезным. Вовлекся этот человек только после того, как исследователь начал рассказывать, кто еще уволился из компании и спрашивать его мнения, почему так происходит. Методологически это не совсем корректно. Но только через такое вовлечение удалось узнать у человека, почему же он уволился сам: оказалось, были и конфликты с руководством, и недовольство задачами.

Личная история этого человека нам ценна, а вот его мнение о других, не подкрепленное событиями, — в меньшей степени. Мы дальше никак это не использовали.

Ольга Якушенко, Бренд-стратег Nimax

После таких сложных интервью очень важно закрыть разговор о плохом чем-то положительным: дать человеку возможность рассказать или повторить хорошее о компании. Или дать понять, что вы считаете его классным специалистом и благодарны за интервью.

Почему сложно обработать информацию?

Нужен метод

Анализ большого количества глубинных интервью — это долгий и мучительный процесс. Он сильно отличается от оценки простых показателей типа NPS или демографической статистики, которыми обычно оперирует HR-аналитика. Основная сложность в том, что это качественные данные, истории и мнения людей, которые нужно провести через несколько ступеней интерпретации. И в итоге понять, что их объединяет.

Мы в Nimax для интерпретации качественных интервью используем подход Grounded theory — один из самых распространенных в мировой практической социологии.

Это комплекс достаточно строгих процедур, который был разработан в рамках стремления приблизить качественный анализ по точности к количественному. Если совсем просто, то это работа от частного к общему, когда в ходе интервью мы не тестируем существующие гипотезы, а максимально открыты для новой информации. Потом данные проводятся через несколько этапов кодирования и группировки, чтобы найти закономерности и противоречия.

Схема применения Grounded Theory

По нашему опыту, проблема интерпретации данных, больших и не очень, сейчас весьма актуальна в HR. К нам часто приходят заказчики с ворохом исследований, которые не знают, что со всей этой информацией делать, и чем она должна была им помочь.

Разница перспектив

У HR-специалиста внутри компании и у внешнего исследователя разный опыт. И здесь дело не только в новом взгляде, но и в том, что внешний эксперт имеет опыт работы с другими компаниями, чаще мониторит рынок в разных разрезах и иногда может более реалистично увидеть ситуацию внутри организации.

Удивительно, но мы часто видим, что HR-специалисты воспринимают ситуацию внутри компании хуже, чем она есть в сравнении с другими компаниями на том же рынке труда. Скорее всего это происходит от того, что в IT все сравнивают себя с большими игроками, которые много и впечатляюще про себя рассказывают.

Например, Яндекс ежегодно проводит YaTalks, большую конференцию для разработчиков, и множество митапов по направлениям и продуктам от мобильной разработки до облачных технологий. Про эти события сложно не узнать — их реклама и видео с выступлениями, будут везде: от Хабра до сториз в инстаграм.

YaTalks 2021. Lifestyle: важные вопросы о жизни и разработке

Мало кто думает о том, что крупные IT-компании так много вкладывают в технопиар, потому что им тоже постоянно не хватает сотрудников. И на самом деле они «откусывают» не такую большую долю рынка труда.

Основную массу соперников за одних и тех же специалистов мы не видим. Это такие же молчаливые компании, которые не знают, как им развивать свой бренд работодателя на фоне разноцветных корпораций или модных стартапов.

К кому обратиться за HR-исследованием?

Мы привели довольно веские доводы в пользу того, что часто для внутреннего HR-исследования стоит привлекать внешних экспертов. А как же их выбрать? Здесь у нас тоже есть несколько советов.

1. Смотрите на опыт проведения HR-исследований

Насколько важен опыт именно в вашей сфере, а не любые HR-исследования, — сильно зависит от сферы компании.

Например, в Nimax мы много работаем с HR в IT. Здесь важно понимать специфику рынка труда и даже отдельных специальностей. Если вы придете брать интервью у разработчика и перепутаете Java и Java Script (что сделает любой обычный человек), то вряд ли он откроется вам на интервью.

А если вы исследуете высокотехнологичную фарму, то здесь люди в целом готовы к тому, чтобы подробно объяснять, чем они занимаются.

2. Обратите внимание на использование методологии

Обязательно узнайте, как именно будет проводится исследование. Какие методы, подходы и фреймворки вам предлагают использовать и почему.

Попросите рассказать о прошлых кейсах HR-исследований и сравнить в них подходы: почему они были разными или, наоборот, схожими? Какие у этого были причины и последствия? Даже если вы не очень разбираетесь в методах, по рассказу специалиста вы поймете, насколько вдумчиво исследователь подходит к использованию методологий.

3. Выбирайте тех, кому сможете доверять

Не самый очевидный совет, но выбирайте ту исследовательскую команду, которой вы будете готовы доверить своих сотрудников.

Если вы думаете про возможного подрядчика: «Они кажутся профессионалами, но мне тревожно, когда я думаю об их разговоре один на один с CEO, техлидом тестировщиков, с новыми сотрудниками или с кем угодно» — это не ваш подрядчик. HR-исследования — очень чувствительная сфера. Исследователи уйдут, а вы останетесь. Поэтому, чтобы не уходить вслед за ними, выбирайте тех, кто сможет говорить с вашими сотрудниками на одном языке.

Строить HR-бренд с нуля действительно сложно. Особенно если вы — HR-специалист и никогда раньше не занимались брендингом или маркетингом. Здесь одновременно возникает столько задач и вопросов, что голова идет кругом. Иметь на своей стороне специалистов, у которых есть такой опыт и понятная структура работы — сильно облегчает жизнь и ускоряет процесс.

Делать исследование сотрудников самостоятельно или отдавать на аутсорс — это отдельный кейс в каждой компании. Мы надеемся, что точка зрения, которую изложили в этой статье, поможет кому-то сделать более информированный выбор.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Bruce Robertson

Когда я слышу, что компания начинает «строить HR-бренд», для меня это автоматически означает «мы не готовы платить много».

Ребят, хорош. Оставьте себе свои игрульки в HR-бренды и техбренды. Просто начните платить сотрудникам охуенно. Оплатите им мобильную связь, фитнес-клуб, медстраховку и повышайте зарплату пропорционально выручке всей компании и личным результатам по четко поставленным целям. Поделитесь акциями с сотрудником, чтобы он лично был заинтересован в успехе компании. Чтобы не только совет директоров/топ-менеджмент снимал сливки. Отправьте тех кто хочет на вечную удаленку и не настаивайте на выходе в офис. И никаких «гибридных графиков» в виде 4 дней в офисе и 1 дня дома. Отладьте процесс рекрутинга и сделайте его прозрачным и логичным. А затем просто покажите эти все условия рынку и к вам побегут.

Если вы не можете обеспечить условия выше то вам ни один HR-бренд не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

С 8-ми же!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

вас не возьмут в современную и молодую компанию, ну либо не будут звать кататься на сигвеях и пить смузи

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

За это время девочка должна успеть найти задрота-программиста.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

В какой современной компании вы видели hr 22 лет?

Максимум рекрутеры и то начинающие

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Беременеют и рожают детей, а дальше хз )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Сегодня день HR??? УЖе которая статья про HR

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shokhin

Скажи спасибо, что не NFT))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чернышев

Плохо, когда тревожность влияет на выбор подрядчика (

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

"Разработка HR-бренда" попахивает как восстановленную из тотала машину продать как новую.
Рашин барыго-перекуп стайл.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

очередной рекламный пост

Ответить
Развернуть ветку
Denis Germanenko

Это пост в корпоративном блоге компании Nimax. Что он рекламирует по-вашему?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Morenetc

HR-бренд для сотрудников - тоже самое, что маркетинг для продукта. Плохо это или хорошо, но большинство покупает за упаковку, а уже потом пробует, что внутри. Нет нормальной упаковки - значит люди просто проходят мимо и даже не смотрят в твою сторону. В наше время даже высокую зарплату приходится упаковывать...

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда