{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кто такой финансовый директор и зачем он нужен

У многих, когда речь заходит про финансового директора, в голове возникает образ мужика в очках и с бородой, который весь день сидит за ноутбуком, щелкает калькулятором и иногда кому-то звонит. И за это ему столько платят? На самом деле он выполняет крайне важную работу по сведению воедино всей информации, необходимой бизнесу для его роста и стабильности.

Как конкретно он это делает и зачем это компании? Разберемся в статье.

Что делает финансовый директор

На самом деле у финансового директор может быть много обязанностей, но мы постараемся выделить для вас основные:

Формирует управленческий учет. Первым делом финдиректор занимается построением системы управленческого учета — определяет, какие отчеты нужны компании, из каких источников должны идти данные, кто является ответственным.

Организует сбор отчетов. Предоставить собственнику к 5 числу каждого месяца три отчета ― ДДС, ОПиУ и баланс ― это обязанность финансового директора. Эти данные расскажут собственнику, как идут дела в его компании, что нужно поправить и в чем разобраться.

Анализирует отчетность. Когда отчеты собраны, основная задача финдира — досконально проанализировать имеющиеся данные, выявить проблемы и возможности и предложить руководству правильные управленческие решения. Например, провал плана по выручке может повлечь разные действия со стороны собственника, от увеличения среднего чека с помощью продажи дополнительных услуг до увеличения затрат на маркетинг, чтобы привлечь новых клиентов.

Ведет финансовое планирование. Финдиректор ведет в компании полный цикл планирования — начиная от финансовой модели на год, где совместно с руководством ставятся ключевые цели по выручке и прибыли, определяются метрики и пути их достижения, заканчивая бюджетированием на каждый месяц и ведением платежного календаря, чтобы бизнес не попадал в кассовые разрывы и все сотрудники имели четкие месячные планы.

Контролирует и корректирует план. Финдир не просто тыкает пальцем в небо, а следит за выполнением плана ― получается или нет выполнить, насколько точно спланировано и на сколько отклонились от плана. Если что-то не получается, то разбирается, почему, и что надо изменить, чтобы планы выполнялись.

Рассчитывает бизнес-идеи. Помимо этого, финдиректор рассчитывает отдельные бизнес-идеи руководства. Брать ли кредит или оборудование в лизинг, стоит ли увеличивать отсрочку платежа для постоянных клиентов, делать ли щедрую программу лояльности? Все это лучше обсудить с финдиром.

Делает компанию управляемой. Это одна из основных задач финансового директора. Благодаря отчетам, аналитике и четким регламентам по финансовой деятельности бизнес становится предсказуемым, его можно понять и масштабировать.

Пример презентации отчетности

За что еще он отвечает?

Управление денежными потоками. Сбор данных о поступлениях и выбытиях по статьям и видам деятельности, а также анализ аномалий в этом графике ― работа финдиректора. Планирование бюджета, то есть будущих трат и поступлений ― это тоже работа финдира, которая делается только совместно с владельцем. И то, и другое помогает собственнику управлять денежным потоком компании.

Выплата дивидендов. Финансовый директор планирует чистую прибыль и выплату дивидендов, дает рекомендации по формированию дивидендного фонда. Каждый месяц или квартал собственник берет оттуда свои деньги без ущерба для компании.

Финансовая устойчивость. Финансовый директор помогает делать компанию финансово устойчивой. То есть, чтобы чистая прибыль была прогнозируемой и стабильной, а не зависела от случая. Чтобы было, откуда взять, если что-то идет не так или не идет вовсе.

Повышение точности планирования. Благодаря планированию бизнесом становится легче управлять: понятно, к чему стремиться и видно, над чем надо работать. Но планировать нужно планировать так, чтобы планов достигать и развиваться. Завышенные планы ― это мечты, а заниженные ― просто условность. Одна из основных задач финдиректора при планировании — постепенно повышать его точность до 80% и выше.

Когда будет результат?

Нужно понимать, что все эти результаты будут не сразу. Нельзя сказать, что если вчера к вам пришел финдиректор, то через неделю уже все будет готово.

На первом этапе нужно внедрить сами отчеты — сначала отчет о движении денег, затем о прибылях и убытках, и в конце баланс. Это может занять достаточно времени — от пары месяцев до полугода. И связано это как правило не с работой самого финдира — в компании может быть куча разрозненных подразделений, или сотрудники будут не готовы к внедрению и начнут саботировать процессы. Причин много, результат один — внедрение учета затягивается.

После сбора финдиректор приступит к анализу отчетов. ДДС можно анализировать практически сразу, но полноценную картину по компании можно будет увидеть лишь после внедрения всех отчетов. После анализа начинаем планирование, только затем контроль показателей.

Как правило, весь процесс занимает не меньше полугода. Только тогда руководство сможет полностью прочувствовать результаты от работы финдира — управляемость компании, ее стабильность и кайф от работы.

Но тем не менее, оно того стоит. С профессиональным финдиректором управление компанией перестанет быть стрельбой по воробьям в темноте дробью. Вы будете четко знать, что западает, а на что наоборот стоит давить, чтобы достигать результатов.

Хотите попробовать? Тогда заглядывайте ;)

Ваш Финвед

0
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Статья написана человеком, который не понимает верхнеуровневое управление.

В основе деятельности человека на верхних позициях стоит достижение цели или целей.

Для достижения этих целей человек должен решать задачи, в том числе те, которые написали вы.

Вы просто перечислили кучу обязанностей, которые нашли в интернете. Ни логики, ни понимания, ни взаимосвязей, ни много чего ещё не видно.

А ведь есть важные моменты в данном направлении. Но, к сожалению, сейчас важнее написать должностную инструкцию с обязанностями, нежели эффективно достигнуть результата.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Питеев

Ещё он может брать на себя руководство по автоматизации CRM, ERP- Решений.
Хотя CRM - это ближе в коммерческому директору.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Basyrov

Подскажите кто какой программой/сервисом пользуется для управленческого учета?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Логвинович

ПланФакт, Финансист, Финтабло

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда