Как я ходила на собеседование в ВТБ и оказалась в начале 2000-х

Итак, быстро ввожу в курс дела. Мне чуть более 40 лет, 16 из которых я продаю разные банковские продукты... На сайте давно, но как читательница. Теперь решила написать про личный опыт и впечатление от свежего собеседования в госбанке.

В начале 2022 года мне позвонил нижегородский филиал ВТБ и предложил прийти к ним на собеседование. Государственный банк, стабильный высокий доход, уникальные преимущества работы и тому подобное. Приходите у нас для вас много вакансий в сфере работы малого и среднего бизнеса...

Окей. Давайте попробуем, заодно узнаем, как живёт один из крупнейших банков страны.

За день до собеседования специально зашла на сайт банка посмотреть какие продукты банк предлагает, в чем его уникальность ... Ничего полезного найти не удалось - все как у всех, никаких особенностей или региональных фишек. Основная страница филиала для МСБ предлагает только РКО (расчетно-кассовое обсуживание).

Поиск условий банковских продуктов на сайте тоже ничего интересного не дал, ну кроме пары-тройки ссылок, ведущих в пустоту, с первой же поисковой странице об услугах ВТБ малому и среднему бизнесу (https://www.vtb.ru/malyj-biznes/acquiring/sistema-bystryh-platezhey/ - кому интересно попробуйте узнать на странице про «Мобильный банк ВТБ» и подробности о «Возместим комиссию при оплате QR-кодом»). Весьма интересно и характеризующе для такой организации, ну да кто в России без греха? И уж тем более без сайта, сделанного на коленке.

Теперь немножко о работе. Что такое продажи малому и среднему бизнесу? Это продажи клиентам, что чуть выше физических лиц – то есть до 2 млрд рублей годового оборота. Тут вперемешку ИП и ООО, патенты, УСН, а кто то даже на ОСН; есть розница, опт, мелкое производство, строительство и даже ВЭД. Практически всем нужно финансирование покупателей (для розницы – кредитование покупателей, для оптовиков - факторинг), для любителей тендеров дополнительно нужны банковские гарантии. Для тех, кто расширяется - кредиты на покупку земли, зданий, строительство, оборудование или лизинг того же. Некоторые из клиентов даже знают, что государство может погасить часть процентов по взятым кредитам. В общем рутина, даже так РУТИНА. Возни, честно говоря много - столько же сколько с крупными клиентами, а доходность так себе - кредит мал в размерах, а относительно высокая ставка компенсирует по факту только риск закрытия и банкротства, но не расходы на ведение и тем более привлечение. Поэтому банки, в основном, разрабатывают с таких клиентов на эквайринге и остатках на счетах (самого клиента и его зарплатного проекта), плюс комиссионные с продаж небанковских продуктов. Раз работа малодоходна, то имеет смысл и сделано так, что работа с МСБ практически у всех (по крайней мере я так думала до сегодня) автоматизирована и оцифрована, чтобы сэкономить. Ведь время банковского работника — это деньги, а значит расходы.

По своей сути работа клиентщика банка в сфере МСБ состоит из двух блоков.

Первый, как привязать к себе тех, кто хочет начать бизнес.

Помните эти тупые холодные обзвоны, как только вы открывали свое ИП или ООО? Уважаемый имярек, ну пожалуйста откройте у нас счёт). Было же такое у вас? Прогресс не стоит на месте и теперь любой банк предлагает вам совершенно бесплатно (и даже без госпошлины) и не тратя своего времени - открыть бизнес. Только оставь свою заявку на сайте, к тебе приедут, соберут все документы и отправят за тебя в налоговую, хотя ты можешь быть в Москве, а открывать ИП будут по месту твоей постоянной регистрации в Находке.

Само собой у всех банков стало общим местом предоставление бесплатных плюшек - годовое бесплатное РКО, выпуск ЭЦП и услуги электронного документооборота, бесплатные корпоративные карты, скидки на облачные и онлайн кассы, конструкторы юридических документов, облачную бухгалтерию, эквайринг и прием платежей через сбп с возвратом комиссии от государства - в обмен на открытие счета. Некоторые идут дальше и предлагают покрыть часть расходов на рекламу в интернете площадках или на привлечение персонала.. Все у всех отличается исключительно в деталях: у кого сколько и на сколько.

Главным же стало правильно сделать лендинг клиента и важны, как и везде сегодня, работа таркетолога, smmщика и копирайтера. Просмотры, лиды, заявки, продажи – банк ничем не отличается от обычного отдела продаж. На стадии проработки заявки клиента приходит время работы клиентского менеджера - помощь в подборе пакета РКО под вашу деятельность; в выборе вида корпоративных карт; оформление страховок (что для начинающего бизнеса особенно актуально из-за начальных ремонтов (пожары, потопы, замыкания, сломали или разбили из-за рук горе-подрядчиков) и противоправных действий по отношению к имуществу (в том числе краж совершенных новыми сотрудниками), помощь в выборе налогового режима, рассказать что есть облачная бухгалтерия и зачем она, конструктор договоров и актов, электронный документооборот, что лучше и дешевле покупать в начале в лизинг или брать в аренду у партнеров банка оборудование, пока идет тестирование бизнес-идеи, и так далее. Проблемы и вопросы у всех начинающих же одинаковы. Часто клиентский менеджер банка - это бизнес-ангел начинающего бизнеса.

Рассказывай, показывай на примерах, убеждай - продавай - зарабатывай.

Второй блок - как переманить действующих.

Понятно, что у каждого клиентщика, спустя даже год работы, есть база клиентов, которые готовы переходить с ним из банка в банк. Они знают, что он поможет, подскажет, организует, не бросит при запросах по 115-ФЗ и тд. В старые добрые времена банки так и работали - переманивания друг у друга клиентщиков, а молодежь сажали нарабатывать свою базу - обзвоном Спарк-Интерфакс, Сбис и 2Гис. Клиентов было много, а бизнес непуганный. Берешь базу, сортируешь и вперёд - перелапачивать тонны ради единиц.

С тех пор многие изменилось, и даже старый дед в деревне Какино Нижегородской области знает, что причина, по которой клиент меняет банк - это конфликт. Не в смысле война, а в смысле неудовлетворённость клиента чем то. Может расходами (дорогое РКО или ставки по кредитам), может качеством обслуживания (сроки ответов, рассмотрения заявок по кредитам и гарантиям или постоянным применением по делу и без 115-ФЗ), может качеством банковского приложения или его сложностью; тем что тарифы спрятаны или непонятны; может просто личные отношения не сложились - не важно! главное, что без конфликта менять никто ничего не будет.

Фундаментальная разница в условиях работы с крупными банками настолько микроскопична, что клиент должен сполна наесться говна и эмоционально перегореть, что бы требование перемен его затюкало на неблагодарное дело переезда. Как же иначе его заставить сделать это с учётом большего геморроя от переезда (уведомление клиентов о смене счета и банка, притирка к новому банку, замена зарплатных карт у персонала и тд).

В мире полного проникновения интернета везде и всюду, первым признаком конфликта будет поисковый запрос: о возможности получения кредита или банковской гарантии, поиск информации о ставках по кредитам или тарифах банковских продуктах, отзывов о работе других банках или узкоспециальные: что делать, если у вас в таком-то банке заблокировали ДБО.

Снова впереди всего - задачи как правильно организовать лендинг, лиды и заявки. Сделать так, чтобы менеджер не тратил свое время и деньги банка, а зарабатывал, и на встрече с теплым клиентом продавал ставку, минимальные сроки рассмотрения, страховки, факторинг, банковские гарантии, РКО, бесшовный переход зарплатного проекта, услугу проверки соискателей и контрагентов, да все что угодно. Дайте мне упакованный продукт и запрос клиента на перемены и я переверну мир).

Теперь, когда более-менее понятны ожидания клиентщика от работы, вам понятны и его типичные вопросы к рекрутеру: количество просмотров, доля рынка, лиды, заявки, договора, основная причина отказов, месячные планы, упаковка наборов продуктов, конструктор упаковки, сроки рассмотрения заявок, наличие одного окна продажи продуктов, сроки скоринга клиента и тд...

И вот что удивительно, ВТБ в регионах кажется обошелся без всего этого. Он к 2022 году смог сохранить исконные скрепы ведения бизнеса в России практически без перемен. Ну какой к чертям лендинг, если по словам рекрутера за все время, что он помнит (3 года), они обработали 1 (одну!) интернет заявку от МСБ?!!! Какие лиды, если речь о работе серьезного государственного банка, а не об онлайн продажах каких-то курсов "успешного успеха". Тут все серьезно, без всяких Инстаграм штучек и словечек. Госбанк - где тут место для изучение интересов клиентов, что дано то и кушайте? О какой эффективности может идти речь, если одним из условий работы менеджера в 2022 году будут 40 холодных звонок в день?) "Готовьтесь к звонкам, эмоциональной реакции клиентов, и отчётности по факту прозвона". Да кому это вообще может быть сегодня интересно?
На 10 минуте собеседования я поймала себя на мысли, что вернулась на 20 лет назад в эпоху - в период между продажами по каталогам и желтым страницам и ажиотажем 2006 года, когда по залам Мвидео-Эльдорадо бегали мои кредитные агенты, ловя покупателей, чтобы выполнить планы продаж. К 18 минуте после вопроса: а вы умеете анализировать баланс, мы обе пришли к мнению, что собеседование надо прервать, мне уже не удержимо хотелось смеяться.

Фактически можно констатировать что второй по активам и размерам банк в стране технологически в сфере МСБ освоил к 2022 году - холодные звонки формата Дешели. Кто знает - тот поймет). Как объяснить человеку из другого времени, что малому бизнесу (тому же ИП) нет дело до баланса (которого у него нет) - ему надо чтобы клиент всегда имел деньги (если не свои, то пусть кредитные от банка и чем быстрее, тем лучше); чтобы у него был кредитный лимит по бизнес-карте; понятное приложение, и доступ к небанковским продуктам в одном окне (бухгалтерия, юристы, договора, страховки, проверки и тд).

Я прекрасно понимаю, что ВТБ прекрасно выживает за счёт работы с крупным бизнесом, сделками с Роснефтью, торговлей Магнитом и прочими Гайдаровскими форумами и Россией вперёд. Но неужели имея триллионный бизнес и государственную поддержку нельзя нормально трансформироваться под современные запросы и требования? Неужели сложно технологически сделать продукт доступный для понимания и кошелька клиента? Или это несовместимо?

Разумеется мы с рекрутером пообещали друг другу - обязательно созвониться, но каждый остался при своем мнении - я о безумно устаревшем бизнесе, который при желании тот же желтый Т будь молодым и здоровым мог съесть за 3-4 года, несмотря на хороший соцпакет и даже компенсацию расходов на такси (sic))) в ВТБ, а она наверняка - что там свое про женщину с какими непонятными вопросам из тик-тока и Инстаграма..

Вот так и существуют одновременно в России всегда несколько времён: завтра, и позавчера. Жаль только, что в сегодня они никак не пересекутся.

А впереди тест Газпромбанка...

0
437 комментариев
Написать комментарий...
Фло Седов

Вот Вы пишите про 16 лет опыта. Расскажите подробней, если не секрет. В каких-таких высокотехнологичных банковских организациях работали и почему сейчас в поиске?!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулькова
Автор

Хороший вопрос. После него и я как-то засомневалась, что три банка из первой двадцатки, которым я отдала лучшие годы своей жизни, можно назвать технологичными.
Причина? Выгорание. Оно, как яд, постепенно проникает в душу любого продажника. Отношение центральных офисов к идеям регионалов, сформированных из общения с клиентами, прекрасно показано ещё в первом фильме Духлесс: то вы не туда лезете, то слишком глубоко копаете, то не обладаете всей полнотой картины, и вообще вашего развития хватает лишь на пьянки, боулинг и откаты. Обычно спустя 2-3 года тебе, как сокровище, сверху спускают продукт, в котором ты узнаешь внебрачное дитя идей очередного нового Топа, вынесенных из наркотрипа афтапати конференции, изложенных на бумаге в ТЗ вчерашними студентами (а потому самой дешёвой рабочей силой центрального офиса), ни разу не видевшими настоящих живых клиентов, и реализованную блудливыми руками хардкорных российских разработчиков - названный (секретарем) ровно так как просимый вами продукт. Разумеется совершенно непонятно даже не то, как его продавать, непонятно как им пользоваться. Потому его сразу спускают в продажи, не забывая поставить планы продаж, а проблемы с обучением сводя к риторическим ответам - вы просили? Получите. Какая помощь вам нужна с вашим то опытом?). Вот так и накапливается равнодушие. Ну, а какой продажник может быть равнодушным? Он же не бухгалтер.
И снова уходишь в поиск несбыточного...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щербатов

Если вы 17 лет работаете в продажах в банке и не выросли выше. Возникает вопрос, а в выгорании ли дело

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулькова
Автор

А выше куда? Руководитель филиала это административно-политическая работа, а мне нравятся продажи и управление отделом продаж. Переход в Москву? Есть предложения, но переезд с семьей равноценен в чистых доходах (аренда или ипотека жилья в Москве), а на Топы в Москву и правда не приглашали. Здесь согласна - моя недоработка, не сумела в нужной семье родиться, с ней породниться или общий садик (школу) ходить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бумажные Сюрпризы

А открыть свой бизнес не хотите, если у вас такой опыт и куча примеров ведения бизнеса вашими клиентами. За идеей далеко ходить не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулькова
Автор

Идей на рынке много, но я вижу что платежеспособного спроса на него кот наплакал. Все держится только на потребительском и ипотечном кредитовании, а большая часть МСБ отмирает вытесняясь федеральными сетями или сокращением спроса на Москву и ближайшую у ней территорию.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Ну справедливости ради, цены на продукты и нормальное шмотье в Нерезиновске дешевле, чем регионах. Аренда жилья - да, но это как в любом крупном городе. Услуги - весьма специфичный разброс. Проблема выбора соответствующего детского сада или учебного учреждения имеет место быть, но вполне себе решаема. Опять же конкурентные предложения по вакансиям - выбор больше.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кулькова
Автор

Тут как и везде для старта должен быть конфликт с реальностью. Или остаться без работы и перспектив на месте или иметь как минимум +20% к чистому доходу при переезде, чтобы морковка тащила вперед. Или вернуться по настоящему на 20 лет назад))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щербатов

Есть примеры приходов на топы и обычных людей.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Обычно да. Ситуация выше очень хорошо прописана. В 99% компаний ты должен быть не лучшим, а лучше всех "лизать зад". Причём далеко не буквально. Главное делать то, что хотят и говорить то, что они думают. Тогда будет повышение. А есть компании, где надо не лучше всех сделать, а больше всех недоделать(!). То есть взял проект на пару недель, потом бросил и другой перехватил доделывать. Тебе повышение, а тому, кто твои косяки исправлял, новый проект..

Ответить
Развернуть ветку
Al

Что такое "лизать зад" далеко не буквально?

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Может вам в маркетинг переквалифицироваться? Не знаю, правда какое у вас образование. Но 40 лет - еще можно попробовать сменить сферу деятельности.
Просто сужу, что в лидах и смм вы шарите - может вам в этом направлении двигаться. Да и финтех сейчас на подъеме.

Ответить
Развернуть ветку
злая няшка

Звучит прям как описание SAP..

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Petrov

Ищите должность, которая предполагает участие в формировании продуктов, раз у вас такая хорошая экспертиза в этом.
Хотя бы РОПом.

Ответить
Развернуть ветку
434 комментария
Раскрывать всегда