Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD

Привет! Меня зовут Антонина, я – HRD группы компаний Digital Hub. За 20 лет работы в HR я видела тысячи резюме и составила свод рекомендаций, которые помогут соискателям не быть «забракованными» при первом же взгляде на их CV.

В июле 2014 года я уже писала об этих рекомендациях в LinkedIn. Глобально ничего не изменилось, но пару пунктов я все же добавила и сделала список более конкретным.

Важно: цель этой статьи – помочь соискателям находить работу мечты. Я знаю специфику работы эйчаров, знаю внутреннюю кухню, а потому могу дать советы «не с потолка».

Нет никакой формы идеального резюме, как нет двух одинаковых людей, которые его составляют. У каждого свои конкурентные преимущества, на которые надо акцентировать внимание: кому-то для желаемой должности важны профессиональные навыки, кому-то – образование, кому-то – soft skills. При его составлении нужно отталкиваться от своих преимуществ и оценивать, что даст вам больше очков и позволит эйчару оценить их с первого взгляда.

Как HRD группы компаний в IT-сфере (сегодня в нашу группу компаний входят четыре агентства – Кодеры, Резалтика, Qualitica и Селлеры) и человек с опытом, позволю себе выделить ряд ключевых моментов. Надеюсь, кому-то из вас они однажды помогут.

1. Используйте форму резюме с HH

Многие соискатели хотят проявить креативность и верстают свои шаблоны резюме. Не тратьте время и не изобретайте велосипед – пользуйтесь шаблоном резюме HH, который хорошо читается. Рекрутеры привыкают к самым популярным шаблонам: у них заточен глаз, и они быстро и без раздражения могут оценить соискателя. Поверьте – если вы не занимаетесь этим профессионально, то принципиально лучше не сделаете.

2. Уберите лишнюю информацию

Зачем рекрутеру ваш адрес с индексом? Городской номер телефона? Информация о наличии водительского удостоверения или хобби, если вакансия этого не требует?

Если у вас небольшой опыт или его нет совсем, не пытайтесь придать резюме солидности за счет его объема. Убирайте лишнюю информацию, которая не даст вам никаких преимуществ и никак не относится к желаемой позиции.

Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD

И, напротив, вспомните все, что напрямую относится к вакантной должности. Например, если вы продажник, указывайте любое повышение квалификации, семинары, конференции – вы осваиваете сферы деятельности компаний, и это отлично. Но если вы – экономист, не пишите про курсы цирковых артистов или школу директоров по персоналу.

Это не шутки :)
Это не шутки :)

3. Соотнесите масштабы опыта и желаемой должности

Когда финансовый директор указывает, что «выполнял приказы генерального» или «работал с документами», его не возьмут на эту позицию. Такой опыт – уровень офис-менеджера, но не человека, который должен инициировать, контролировать, организовывать и разрабатывать. Претендуете на руководящую должность? Позаботьтесь, чтобы стиль изложения ей соответствовал.

Когда я искала человека на руководящую позицию, то получала отклики, где в резюме люди указывали что-то вроде «ответственность, самообразование, исполнительность»... Камон, руководящая должность и так это подразумевает!

В общем, не указывайте низкоуровневые вещи. Будет гораздо лучше, если вы укажите специфический опыт – например, сопровождение M&A-сделок или организацию открытия нового филиала компании.

И да, формулируйте должность четче. Нормально хотеть быть либо генеральным, либо исполнительным – это ок, один уровень, можно быть и тем, и другим. Ненормально хотеть быть одновременно секретарем, менеджером по продажам, бухгалтером, спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей. Это разные вещи, и рекрутер в поисках кандидата на конкретную (!) позицию ответит отказом.

4. Адаптируйте шаблонные фразы под себя лично

Когда я писала пост в 2014-м, то это было такой болью, что текст был таким:

Ребята, вы все инициативные, обучаемые, ответственные и пр. Ну не надо этого. Это вам в откровенный минус, правда.

Эйчар

Так оно и есть. Попробуйте описывать шаблонную «исполнительность» иначе – так, чтобы рекрутер понял, как это качество раскрывается в работе лично у вас. Например:

Не весельчак и не душа компании, но слежу за сроками, а еще после меня ни одного бага.

Соискатель

Только не уйдите в крайность и постарайтесь не оригинальничать. Просто меняйте шаблонные описания на те, которые раскрывают вас как личность и профессионала.

Так-то!
Так-то!

5. Не скрывайте свой возраст

Эйчары – не дураки. Сюрприз, но в резюме есть год окончания ВУЗа, годы работы и пр. Да, к сожалению, после 45 лет устроиться на работу объективно сложнее – дискриминация по возрасту в нашей стране все еще есть. Но скрывать возраст– тоже не вариант.

Если вы профессионал, уважайте себя и не доказывайте «прямым текстом», что ваш возраст – не помеха этому профессионализму. Грустно, когда достойные кадры в возрасте пишут про свою энергию и молодость души. Возраст специалиста – это преимущество и опыт.

6. Не оправдывайтесь

Когда половину текста в резюме составляют объяснения причин увольнения, это неадекватно. Если считаете нужным прокомментировать расставание с компанией, делайте это кратко и сдержано.

Вас могут даже не спросить, уволили вас или вы уволились сами. Вас могут не спросить, почему так произошло. Не обвиняйте бывшее начальство и не пытайтесь восстановить справедливость в резюме. Его цель в другом.

7. Указывайте измеримые результаты

«Работал, делал, выполнял указания» – не надо так. Надо вот так: «Стабильно перевыполнял план на 17% / Все проекты были рентабельными / Оборот увеличился на 30% / Выпустил 5 новых продуктов».

Даже если вы – секретарь, то все равно найдете способ выразить вашу полезность, а не просто указать факт нахождения в офисе.

8. Не бойтесь кадровых агентств

Кандидаты, которые тратят время на «просьба кадровые агентства и агентов Кирби не беспокоить» никому не нужны. Если на вас реагирует только Кирби – это ваши проблемы, не выливайте их в резюме.

А вообще, кадровые агентства и внешние рекрутеры – далеко не всегда зло. Зачастую крупные компании нанимают их для закрытия части позиций. Законтачившись с таким рекрутером, можно регулярно получать интересные офферы напрямую, даже если на первую позицию вы не подошли. Кроме того, грубость в ответах внешним рекрутерам может сыграть злую шутку, особенно на узких рынках, где все всех знают.

9. Пишите индивидуальные сопроводительные

Часто люди один раз пишут сопроводительное письмо, а потом откликаются на десятки вакансий и всюду его отправляют. Это ошибка. Сопроводительное письмо нужно составлять, исходя из особенностей компании и акцентов, которые рекрутер указал в описании вакансии. Он, рекрутер, буквально ищет принца на белом коне, который осуществит все мечты компании. Эта метафора действительно наиболее точная.

Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD

И тут снова совет не оригинальничать. Компания ищет профессионала, а не странную личность с глубоким внутренним миром, с которым придется оставшуюся жизнь выстраивать отношения.

Рекрутер – это своеобразный фильтр между вами и компанией. Да, с резюме будут работать разные люди, но эйчар – первый из них. Ваша задача – чтобы он увидел соответствие вашего опыта и вакансии, не прилагая усилий. Он ваш партнер, который проведет вас в компанию.

Вакансию нужно «видеть», понимать 3-4 ключевых момента, требования, на которых и нужно строить текст сопроводительного письма.

Что можно:

  • дублировать резюме на почту кадров: откликов на работных сайтах много, и до вашего резюме могут просто не дойти руки
  • звонить и уточнять, получилось ли у эйчаров просмотреть ваше резюме

Что лучше не стоит:

  • прыгать через голову: не пытайтесь избежать общения с рекрутером и сразу начать с генерального, даже если вы очень крут. Генеральный нанял рекрутера, чтобы не заниматься этим самому - такими прыжками вы обесцениваете его профессиональную позицию
  • писать в соцсети и мессенджеры: да, многие рекрутеры по-прежнему оставляют их для личного пользования и не хотят получать там сообщения от кандидатов. Это нормально. В идеале, откликайтесь тем способом, который указан в вакансии, и обращайте на это внимание.

Эйчары – не дьяволы во плоти, а такие же люди со своими задачами. Можете не дружить с ними и не ходить по барам, но постарайтесь помочь им эти задачи решить. Им доверяют, и именно они на 90% участвуют в дальнейшей судьбе кандидатов в компании. Просто поверьте, даже если думаете, что все решает генеральный директор. В конце концов, именно руководители компаний принимают решение о найме эйчаров и отдают им рекрутинг.

Друзья, пишите комментарии, постараюсь ответить на каждый :)
Друзья, пишите комментарии, постараюсь ответить на каждый :)

Надеюсь, вам пригодится. Буду рада любой обратной связи, :) Ну и никогда не против дружбы, поэтому всегда welcome.

Спасибо!

65
146 комментариев

Порой складывается впечатление, что ищут сверх-специалистов с огромным (успешным разумеется) послужным списком в топовых компаниях, при этом готовых работать буквально за еду.
Как раз недавно подобные персонажи звонили и предлагали фикс в 4 (четыре) раза Карл!!, меньше, чем на текущем месте. При этом всю текущую клиентскую базу я должен был бы перетащить на новое место ))))
Вот откуда такие берутся?

16
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Предложения на рынке разные, есть и такие. Это реальность. Если у вас указан уровень зарплатных ожиданий и такое предложение - не очень адекватно, конечно, но и разговор в таком случае простой - отказ без траты лишнего времени с обеих сторон.

5
Ответить

Теперь советы для эйчаров

1. Никогда не врите об условиях работы.
2. Не нужно засекать время (расскажите за 58.5 секунд о себе)
3. Давайте обратную связь, да да, нет нет, если поставили дедлайн, то будьте добры исполнить. Не нужно бояться.
4. Не меняйте время собеседования, а если меняете, предупредите заранее.
5. Хватит шаблонные вопросы, одни и те же, почему вы ищите работу, а что со старой ушли, а какое у вас хобби, а какой рукой вы кушаете, поставили карандаш, никто не перепрыгнул, почему?????

Ещё многое можно вспомнить, но можете пока это записать

14
Ответить

Вполне справедливые пункты. Единственное, часть вопросов как была, так и останется. Почему вы ищете работу, какая текущая ситуация - ну уж извините) Придется рассказывать. Но чем быстрее найдете работу, тем меньше будет повторов таких вопросов)

2
Ответить

1. Может быть много причин, основная это скорее всего отчаяние. Бывают ситуации, что кандидат видит "декретная позиция" и отказывается, а потом при более подробно обсуждении понимает, что это то где он хочет работать несмотря на это. (Сам это осуждаю)
2. Скорее непрофессионализм, от этого никуда не деться, если с там у сталкивались, то сочувствую.
3 и 4. Смотрите предыдущий пункт.
5. А как по вашему можно узнать ответы данные вопросы не задавая их? От них никуда не деться, как бы вы не хотели.

1
Ответить

Прошу не воспринимать мой коммент как хейт, пишу по-доброму, но мнение - есть мнение.

Автор, вы думаете на пустом месте эйчаров все хаят? Зайдите в любое обсуждение в интернете, где соискатели говорят об эйчарах. Хорошего говорят там крайне мало. А почему, как думаете? Искренне интересно мнение эйчара.

В лучшем случае в обсуждении будут присутствовать такие термины как "ненужная прокладка между руководителем и работником", "прыщавая девочка, не понимающая специфики работы", "дурочка с вопросами кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет".

Вы думаете это люди такие идиоты, что они не понимают вашей эйчаровской ценности?

А вы в курсе, что сами эйчары не все понимают своей ценности и оттого уходят с работы, разочарованные в профессии? Просто потому что их соискатели открыто посывают и обвиняют в недалекости.

8
Ответить