Высшее образование онлайн: как EdTech и вузы запускают совместные программы

В 2021 году в России появилось более 25 онлайн-программ высшего образования, которые ведущие вузы запускают в партнёрстве с EdTech-компаниями. Руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии Ольга Сохнева и продуктовый маркетолог этого направления Вячеслав Останин рассказывают о том, как устроены такие программы, чему на них учат и какие наиболее популярны.

Мировой тренд, госпроект, пандемия — как появились онлайн-программы в вузах

По данным исследования HolonIQ, во всём мире к 2020 году общая доля онлайн-сегмента в высшем образовании составила 2%. Казалось бы, не так уж и много, но в России эта доля ещё меньше — 0,04%. У нас вузы только начинают запускать полностью дистанционные форматы обучения, и в этом их сильно поддерживают EdTech и IT-компании. Бизнес заинтересован в появлении на рынке труда востребованных специалистов, поэтому открыт к взаимодействию с вузами и проявляет инициативу. А вузы становятся всё более открыты к партнёрству.

Так в 2020 году появились первые совместные программы компаний и вузов — тогда их было всего 3. А в 2021 запустилось уже около 25. Это очные онлайн-программы высшего образования, которые открылись в ведущих вузах России: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИСиС и МФТИ.

Такому активному выходу высшего образования на рынок дистанционных программ предшествовало несколько факторов:

  1. В 2013 году появился тренд на запуск массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Ориентируясь на зарубежные университеты и платформы, российские вузы начали постепенно переводить свои курсы в онлайн.
  2. Стимулом для освоения новых форматов обучения у ведущих вузов стало их участие в государственном Проекте 5–100, где им предоставляли финансовую помощь для выхода на международный рынок.
  3. И конечно, перейти на дистанционное обучение вузы заставила пандемия. Многие университеты начали искать оптимальные возможности для переноса программ в онлайн и более открыто смотреть на существующие технологические решения.

Некоторые университеты уже запускали собственные онлайн-программы, но в основном по заочной форме обучения. Чаще всего формат был такой: студенты самостоятельно изучали материалы по предмету, а затем сдавали сессию дистанционно. От полноценного очного высшего образования это, конечно, было далеко.

Сейчас российские вузы пробуют новый для себя формат обучения самостоятельно или в партнёрстве с компаниями. Это полноценные онлайн-программы, которые не требуют физического присутствия ни на одном из этапов обучения. При этом учащиеся получают тот же объём знаний и такой же диплом, что и на очной программе, могут так же активно общаться с преподавателями и одногруппниками и пользоваться всеми студенческими льготами.

На онлайн-программах учат востребованным диджитал-профессиям

На совместных программах вузов и EdTech-компаний обучают диджитал-профессиям. В вузах они представлены не так широко, а образовательные платформы обладают высоким уровнем соответствующих компетенций. В основном это программы в сфере IT: наука о данных, машинное обучение, веб-разработка, продакт-менеджмент.

Для будущих специалистов в этих направлениях удалённая работа считается нормой, поэтому и на онлайн-обучение они реагируют положительно.

Помимо этого совместные программы предлагают обучение наиболее популярным специальностям высшего образования: маркетингу, дизайну, экономике и финансовому менеджменту, ведению бизнеса.

Поскольку обучение в вузах по таким специальностям, как маркетинг и дизайн, преимущественно платное, абитуриенты выбирают программу по соотношению цены и качества и с большей готовностью рассматривают дистанционную — удобную — форму обучения.

Среди совместных программ есть бакалаврские, но большинство — магистратура, поскольку многие воспринимают дистанционное обучение как возможность совмещать учёбу с работой и чаще всего имеют чёткие карьерные цели, которые позволяют поддерживать нужный уровень мотивации.

В целом появление онлайн-программ даёт студентам из регионов возможность выбирать между местными и ведущими российскими вузами, без дополнительных расходов на переезд. А для жителей Москвы и Санкт-Петербурга делает практико ориентированное образование более доступным и удобным.

Как распределяются задачи на совместных онлайн-программах

Существуют разные подходы к созданию таких программ. Некоторые EdTech-компании продают готовые онлайн-курсы под брендом вуза. Так что студент по сути проходит программу дополнительного профессионального образования (ДПО), но при этом имеет возможность получить диплом высшего образования.

В случае Нетологии и ряда других компаний обе стороны — и вуз, и EdTech — в равной степени участвуют в разработке новой образовательной программы. На её создание требуется 1–1,5 года совместной работы сотрудников вуза и компании. В итоге студент получает сбалансированную, нацеленную на результат программу обучения и систему сопровождения, которая помогает достичь этого результата.

Обычно функции между сторонами распределяются следующим образом.

Вуз берёт на себя организацию академической среды:

  • отвечает за общее видение, концепцию и содержание образовательной программы;
  • проводит вступительные испытания, отбирает студентов;
  • занимается оформлением и отвечает за административные вопросы;
  • реализует базовые дисциплины, привлекая к ним своих преподавателей;
  • сопровождает написание дипломных работ и проводит их защиту;
  • отвечает за соответствие программы государственным стандартам и выдачу диплома государственного образца.

EdTech-компания набирает и сопровождает студентов, а также наполняет программу практико ориентированными элементами:

  • продвигает программу и привлекает студентов;
  • разрабатывает и реализует свою часть дисциплин — как правило, вариативную, практико ориентированную часть;
  • приглашает индустриальных партнёров — компании, которые предоставляют экспертов для преподавания прикладных дисциплин, кейсы для практики и дают места для стажировок;
  • организует студенческие стажировки;
  • создаёт и курирует студенческие и экспертные комьюнити.

Совместно вуз и компания отслеживают результаты обучения, собирают обратную связь и адаптируют программу под студентов.

В каждом конкретном случае распределение функций может меняться. Например, на программе ВШЭ и Нетологии оба партнёра ведут вариативные дисциплины, привлекают индустриальных партнёров и организуют стажировки.

Как построен процесс обучения на онлайн-программах

Обучение проходит полностью дистанционно: вступительные испытания, лекции, семинары, практика и даже защита диплома — всё организовано в онлайне. Для этого используется онлайн-платформа, где есть предзаписанные лекции, учебные материалы и задания. Там же преподаватели проводят вебинары и практические занятия. Такие встречи проходят в определённые часы: обычно два вечера в будни и один субботний. А в остальное время студент может заниматься по собственному графику.

Какие технологии онлайн-обучения помогают

Образовательные технологии позволяют сделать процесс интерактивным, вовлекающим и приносящим результат.

Например, на программах Нетологии с ВШЭ и РАНХиГС используется принцип перевёрнутого класса: сначала студенты самостоятельно прослушивают короткие видеолекции, а затем приходят на вебинар к преподавателю и разбирают теорию на практике. Для качественной отработки полученных знаний на занятиях они выполняют задания в группах, а в течение курса делают совместный проект на реальных кейсах.

Технологии мониторинга успеваемости помогают постоянно отслеживать результаты каждого студента.

По открываемости уроков, глубине просмотра материала, выполненным заданиям и результатам тестов куратор видит тех, у кого идёт спад успеваемости, и связывается с ними. Это позволяет своевременно помочь студенту справиться с трудностями и поддерживать его уровень мотивации. И в целом более чутко следить за состоянием группы, чем на большинстве классических программ, где успешность оценивают только по итогам сессии.

Отличия от офлайн-программ

Совместные онлайн-программы — полноценные программы, по окончании которых выдаётся диплом государственного образца. В них такое же количество часов, как и на других очных магистратурах с ежедневными занятиями, и такой же регулярный контакт с преподавателями и группой. Только проходят они дистанционно.

Есть и ещё несколько важных отличий.

Карьерная ориентация. EdTech-компании привносят в высшее образование карьерно ориентированный подход, которого по-прежнему не хватает во многих вузах. В онлайн-программах делается упор на реальные кейсы и практическое применение знаний. Поэтому для многих студентов это возможность глубоко освоить востребованную профессию и получить хорошие карьерные перспективы.

Сервисный подход. Новые программы отвечают потребностям студентов. Здесь они получают современный уровень удобства и оперативность в решении организационных вопросов. Есть кураторы, которые всегда готовы помочь, а тьюторы и менторы выступают в качестве наставников по обучению.

Стажировки. В вузах есть производственная практика как обязательный элемент обучения, но зачастую она носит формальный характер. На совместных онлайн-программах высшего образования большое внимание уделяется организации стажировок — работе студентов в компаниях, в которых можно получить подходящий опыт.

Отличия от онлайн-курсов ДПО

По формату проведения совместные онлайн-программы высшего образования схожи с онлайн-курсами дополнительного профессионального образования.

Но есть между ними и много различий.

Специфика вузовского образования. Основное отличие обучения в университете в том, что здесь студенты получают фундаментальные знания: осваивают научные подходы, учатся выдвигать гипотезы и самостоятельно находить решения поставленных задач. Попадая в вуз, студент получает доступ к передовым научным знаниям и возможностям исследований. Он может первым применять эти знания в своих проектах и использовать для создания инновационных продуктов.

Больший объём обучения. На магистратуре дают более глубокий уровень знаний, поэтому нагрузка значительно больше. Студенты учатся два года по 20–30 часов в неделю, а на ДПО — полгода-год по 10 часов. Например, на программе Product Manager в Нетологии обучение занимает 340 часов, а в магистратуре «Управление цифровым продуктом» — 4 560. При этом после онлайн-курса выпускник может рассчитывать на джуниор-позицию продакт-менеджера, а в результате обучения на магистратуре освоит три специализации: продакт-менеджера, продуктового аналитика и технологического предпринимателя — и сможет выбрать одну из них.

Проект в качестве диплома. На совместных онлайн-программах студент получает опыт самостоятельной работы над дипломом, как в классическом вузе. Он может заниматься собственным проектом и отрабатывать полученные навыки под руководством практикующего эксперта. Для тех, кто запускает свой продукт в качестве диплома, программа выполняет функции акселератора и позволяет уже в процессе обучения запустить жизнеспособный проект.

Практика и трудоустройство. На онлайн-программах есть обязательная практика в виде стажировок. Наши студенты проходят её дважды за обучение, а мы помогаем на неё устроиться: вместе готовим резюме и сопроводительные письма и договариваемся с партнёрами. Поэтому к выпуску студент либо имеет опыт работы по новой профессии, либо уже трудоустроен. Причём на программе с ВШЭ несколько студентов получили офер уже по итогу первого модуля.

Диплом и льготы. Обучение в вузе даёт студентам традиционные бонусы высшего образования: отсрочку от армии, скидки на проезд, посещение музеев и другие льготы от государства. А по окончании они получают диплом очной формы обучения, как на классической вузовской программе.

В 2021 году в вузах на онлайн-программах учились 2 тысячи студентов

На 2020–2021 учебный год в российских вузах насчитывалось 4 миллиона студентов. По официальным данным, только 2 тысячи из них обучались на программах с применением дистанционных технологий. Хотя по сути онлайн-формат в той или иной мере пришлось использовать всем. А в новом академическом году к ним добавилось более 1 200 студентов онлайн-программ. На каждой учится от 6 до 129 человек.

Нетология в 2021 году открыла две магистратуры:

  • «Управление цифровым продуктом» совместно с НИУ ВШЭ,
  • «Цифровое предпринимательство» совместно с ИБДА РАНХиГС.

На программе «Управление цифровым продуктом» учится 129 студентов. Согласно данным внутреннего исследования Нетологии, эта программа оказалась самой успешной по набору среди всех онлайн-программ на рынке. Изначально мы планировали набрать около 70 студентов, но уже в апреле 2020 стало понятно, что желающих гораздо больше, и мы увеличили количество мест.

Такой успех программы сложился из нескольких факторов:

  1. Продакт-менеджмент — молодое направление, которому до этого не обучали в вузах. При этом на рынке труда уже несколько лет растёт спрос на этих специалистов и держится высокий уровень зарплат.
  2. Это интересная, социально значимая профессия, которая является логичным продолжением карьеры для многих специалистов: маркетологов, аналитиков, project-менеджеров.
  3. У абитуриентов высокий уровень доверия к ВШЭ, а Нетология имеет большой опыт обучения этой профессии и уже выпустила более 1 600 продакт-менеджеров.

На программу «Цифровое предпринимательство», наоборот, пришло меньше абитуриентов, чем рассчитывали, — 37 студентов. Хотя для онлайн-магистратур это хороший результат: по данным внутреннего исследования Нетологии, программа тоже попала в топ-10 по набору среди всех онлайн-программ высшего образования. Оказалось, что стартаперы, готовые запускать бизнес, скорее пойдут в акселератор, чем в магистратуру. А абитуриенты, которые пришли на программу, хотят освоить основы бизнеса и управления и при этом быть уверенными, что их вклад в обучение окупится. Предпринимательство такой уверенности не даёт. Поэтому в следующем году в Нетологии планируют изменить направление программы на смежное и готовить project-менеджеров для IT-сферы — тех же предпринимателей, только внутри компании, на которых есть спрос на рынке.

В целом дистанционный формат даёт возможность обучать большее количество человек, чем в офлайне. В онлайне нет таких жёстких физических ограничений, как, например, вместимость аудитории. А при большом наборе проще разделить студентов на несколько групп, чтобы сохранить качество обучения. При этом в вузе есть конкурсный отбор, который позволяет выбрать подходящих кандидатов. На онлайн-программах он аналогичен вузовской программе.

Для магистратуры требуется диплом бакалавра или специалиста и участие во вступительных испытаниях. Например, для программы Нетологии и ВШЭ абитуриентам нужно было написать мотивационное эссе и пройти онлайн-собеседование, а для программы Нетологии и РАНХиГС — решить кейс с прокторингом и устно ответить на вопросы комиссии. При этом основным критерием отбора была мотивация.

Кто учится на совместных программах

В магистратуру часто идут люди до 30 лет. Одни воспринимают её как логичное продолжение бакалавриата, другие — приходят после небольшого перерыва, чтобы получить недостающие профессиональные навыки.

Так и на магистерских программах Нетологии активно учатся люди от 20 до 29 лет — 60% из них только выпустились из бакалавриата. Но есть и студенты старше 30 лет — их 22%. Часть из них продолжает обучение в своём вузе: на программе «Управление цифровым продуктом» учится 17% выпускников НИУ ВШЭ, на «Цифровом предпринимательстве» — 10% из РАНХиГС. Остальные окончили другие московские и региональные университеты.

На обеих программах Нетологии оказалось больше мужчин: среди студентов продакт-менеджмента — их 60%, среди будущих предпринимателей — 73%. Вероятно, это объясняется тем, что диджитал ассоциируется с технической, более мужской сферой. Тем не менее примерно треть студентов — девушки, что в целом схоже с ситуацией на рынке труда, где на 2021 год в продакт-менеджменте работает 34% женщин, а в предпринимательстве — около 40%.

У многих студентов на момент поступления уже был опыт обучения или работы в диджитал-сфере. Большинство совмещают учёбу с работой, поэтому одним из самых важных критериев выбора программы для них стала форма обучения. При этом 64% из них живут в Москве, а значит рассматривают онлайн как преимущество и используют возможность получить фундаментальное образование, не выходя из дома.

Студентов онлайн-программ высшего образования отличает стремление качественно улучшить карьеру и осознанный выбор обучения. Студенты Нетологии говорят, что пришли в магистратуру, чтобы:

  • получить комплексные знания, освоить новые инструменты и практиковаться на реальных проектах компаний-партнёров;
  • систематизировать имеющиеся знания, получить недостающий опыт и карьерные перспективы в текущей профессии;
  • наладить профессиональные контакты с практикующими экспертами рынка и специалистами в смежных областях;
  • получить официальный документ, подтверждающий квалификацию, и достойное образование для построения карьеры в IT.

Формат, нетворкинг, самодисциплина — что вызывает опасения

76% студентов магистерских программ Нетологии совмещают учёбу с работой. Поэтому основное преимущество для них — формат: он позволяет не зависеть от места проведения обучения и самостоятельно выбирать график занятий. В то же время у абитуриентов именно онлайн-формат вызывает больше всего опасений.

Нетворкинг. Для многих в высшем образовании важна возможность установить новые социальные связи: завести новых друзей и построить сеть полезных контактов для работы. Часто у людей возникает опасение, что в дистанционном обучении этого нет. На самом деле на онлайн-программе возможен такой же уровень нетворкинга.

Например, на магистерских программах Нетологии с ВШЭ и РАНХиГС студенты постоянно общаются в чатах вебинаров и Slack, делают групповые проекты, встречаются друг с другом на random coffee и даже самостоятельно организуют очные встречи. Чтобы показать, как работает удалённый нетворкинг, Нетология проводит дни открытых дверей, бесплатные занятия и дискуссионные встречи в онлайне. На них абитуриенты могут задавать вопросы экспертам и общаться с другими участниками.

Самостоятельность. Ещё одно опасение студентов в том, что дистанционное обучение будет требовать от них большей ответственности. Многим привычнее приехать на пару, быть на виду у преподавателя и у группы. В онлайне нужно самостоятельно контролировать своё обучение: находить время для занятий, следить за сроками и связываться с преподавателем, когда это необходимо. Это требует отдельных навыков и чёткой цели.

Но для тех, кто обладает самодисциплиной, гибкость дистанционного обучения станет скорее преимуществом. Им будет проще освоиться в онлайне, а поддерживать мотивацию помогут кураторы и регулярное общение с одногруппниками.

Онлайн-программы высшего образования станут привычными для российского рынка

В России EdTech-компании стали первопроходцами на рынке дистанционного образования. Они успешно проработали формат онлайн-обучения в сфере профессиональных курсов и начали применять этот опыт в высшем образовании. А ведущие вузы готовы делиться фундаментальными знаниями, новейшими научными разработками, привлекать профессорский состав и предоставлять ресурсы для научных исследований.

Вузы становятся площадкой для создания совместных программ с EdTech-платформами, что позволяет объединить сильные стороны обоих партнёров.

В результате такого сотрудничества в вузах станет активнее внедряться обучение новым профессиям, преподаваемые в вузах дисциплины будут актуализироваться, а выпускники больше соответствовать требованиям рынка.

В перспективе онлайн-программы высшего образования, уже привычные за рубежом, станут нормой и в России:

  • онлайн-формат станет более актуальным: программы начнут открываться и в других вузах, а наряду с магистратурами будет больше онлайн-бакалавриатов;
  • EdTech-компании начнут запускать программы в партнёрстве с зарубежными вузами для российских студентов;
  • на рынок высшего образования придёт больше игроков, в том числе крупных технологических компаний;
  • продолжит развиваться обучение востребованным диджитал-профессиям, а затем онлайн постепенно придёт и в классические программы; в направлениях, где велика роль физического присутствия, таких как здравоохранение, энергетика и машиностроение, будет возможен гибридный формат, сочетающий онлайн-обучение теории с очной практикой.
88
Начать дискуссию