Не воспитай себе конкурента: вредные советы для наставников в IT

Мы рассказывали, что практикуем наставничество в команде: особенно ответственные, разбирающиеся и эмпатичные технократы делятся мудростью со стажёрами и менее опытными коллегами. Кто-то заходит дальше: курирует студенческие проекты в Казанском университете, читает лекции студентам ИТИС. И это конечно белая сторона ИТ-магии, но есть ли другая?

Не воспитай себе конкурента: вредные советы для наставников в IT

Что если вся эта помощь с «войти в айти» не для вас. И вообще, представим, что вы не хотите своими руками взращивать конкурентов. Что делать? Лучший план — саботаж. Мы попросили наставников Технократии подготовить вредные советы для специалистов, имеющих доступ к умам новичков. Делайте эти упражнения со своим подопечными минимум раз в день, и они не будут развиваться, а может, вообще уйдут из IT. Сеанс токсичной магии начинается!

Мы взяли наставников из трех разных направлений разработки, чтобы вы могли подобрать более подходящие советы под свою область.

Айзат Фархутдинов
Head of Web Технократии
  • Оставьте неопытного разработчика наедине с собой — так он быстрее чему-то научится. А если стажер все же пришел за советом — посоветуйте ему самому найти ответ.
  • Если поняли, что на стажера не хватает времени, — расслабьтесь и ничего не предпринимайте, не подключайте коллег для помощи, пусть все идет своим чередом.
  • Если у стажёра что-то не получается — сделайте за него. Он посмотрит на готовый результат и поймет, в чем ошибался. С таким подходом ученик будет быстрее расти.
  • Не следует конкретизировать результат, который стажёр должен получить. Поставьте задачу и уйдите по своим делам.
  • Если стажер сидит вечерами, безуспешно решая задачу, не подходите к нему, чтобы выяснить, в чем загвоздка, — это его отвлечет.
  • Начинающим разработчикам давайте слишком легкие задачи, на то они и новички. Если же стажер осмелеет и попросит что-то посложнее — загрузите нерешаемым.
  • Когда подопечный в чём-то ошибается — наорите. Крик приводит к осознанию, что нужно лучше учиться.
  • Не ждите положительного эффекта для себя при работе с подопечным. Менторство не может вас ничему научить — вы идеальны.

Готовы идти дальше? Переходим на фронтендеров. В других областях используйте на свой страх и риск.

Ольга Юзликеева
Middle front-end developer
  • Сделайте стажёра другом: не страшно, если он перейдет границы и сядет вам на шею. Зато вы станете лучшими бро.
  • Не давайте стажёру soft skills: задача наставника — дать ученику технические навыки.
  • Не объясняйте, что можно задавать вопросы команде или просить о помощи — пусть справляется сам.
  • Когда человек чудом пройдет стажировку и устроится на работу — забудьте о нем. С этого момента он не может консультироваться у бывшего наставника ни по техническим вопросам, ни по личным.
  • Если у стажёра ничего не получается, скрывайте всеми способами, что он не одинок в своей беде. Не рассказывайте, что каждый проходил через то же самое. Так вы и ваши коллеги не потеряете авторитет.
  • Ментор не должен разбираться, как процесс обучения смотрится со стороны ученика. Наставник делает свою работу без ошибок, поэтому не нужно тратить время на анализ и развитие навыков.
  • Объясните, что в команде не принято признаваться старшим коллегам о выгорании или рабочих конфликтах.
  • Если стажер замкнулся из-за того, что другие лучше него, убедите его, что так оно и есть. Это хорошая точка роста и возможность для самосовершенствования.
  • Объяснять свою критику не нужно: достаточно говорить ученику, что он ничего не умеет и все делает плохо
  • И главное — саботируйте передачу опыта подопечному. Иначе он сможет быстрее развиться и занять ваше место.

И последний хранитель тайного знания на сегодня.

Артём Нуртдинов
Head of Mobile 
  • На каждого стажёра возлагайте большие надежды. Наставник всегда предвидит будущее и знает, как будет развиваться каждый ученик. Если же что-то пойдет не по плану — сильно расстраивайтесь.
  • Старайтесь не общаться с подопечными на равных — ученик наставнику не ровня.
  • Если есть выбор, давайте стажеру задачи, которые ему не нравятся — пусть ему будет труднее найти мотивацию.
  • Когда стажер занят работой над задачей, которая ему не нравится, не утруждайте себя объяснением важности этой работы для команды.
  • Вообще не стоит тратить своё время на беседы и налаживание коммуникации с подопечным — когда-то он покинет и вас, и компанию. Так к чему все это?
  • Не ведите себя дружелюбно с подопечным. Все общение должно прекратиться сразу после завершения стажировки. Иначе есть риск стать друзьями. А оно вам надо? Потом не отвяжетесь.
  • Делите все только на черное и белое. Если что-то не получается — это повод намекнуть стажеру на прощание, ведь тот, кто завалил одну задачу, обязательно завалит и другую.

  • Стажёр ошибается только из-за собственной глупости или лени. Нет смысла выслушивать его видение ситуации.
  • И добавьте больше чувства собственной важности. В нашей работе его не бывает лишнего.

Предупреждаем! У метода есть побочное действие: он портит жизнь не только подопечному, но и наставнику, а еще замедляет в развитии. Есть еще одна плохая новость для тех, кто боится конкуренции, — ее не остановить. Так что читаем вредные советы, ищем пункты, напоминающие вам себя, и думаем, не слишком ли много темной магии в вашей практике.

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными мастридами.

1212
6 комментариев

- Оставьте неопытного разработчика наедине с собой — так он быстрее чему-то научится. А если стажер все же пришел за советом — посоветуйте ему самому найти ответ.

Это не всегда плохой совет, надо контекст смотреть. Часть люди ленятся искать решение и сразу идут за помощью.

3
Ответить

Ну вы советчики) с такими советами только народ разгонять

1
Ответить

так это же ВРЕДНЫЕ советы ))

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хорошие материалы, странно почему никто не запостил никуда

Ответить