Слишком дешево и незаконно. 7 главных страшилок про дистанционные курсы ДПО

Слишком дешево и незаконно. 7 главных страшилок про дистанционные курсы ДПО

Онлайн-курсы развиваются в России почти 10 лет, а во времена ковида прямо расцвели. Но еще остались «староверы», которые не доверяют дистанционному образованию. Их можно понять: на рынке хватает мошенников, а истории про инфоцыган и «шарашкины конторы» появляются на форумах как подснежники в марте.

В 2021 году мы запустили академию дополнительного профессионального образования «АПОК». Дистанционно повышаем квалификацию работников и помогаем открывать новые специальности на базе первого диплома. Нам каждый день пишут люди, которые сомневаются. Объясняем, успокаиваем, показываем лицензию. Мы собрали вместе главные заблуждения клиентов. Вот чего боятся люди больше всего.

Страх №1: Дистанционное обучение — это незаконно

Чего боятся люди. Нам пишут: - «Как вы можете обучать врачей дистанционно? Люди 5 лет учатся в ВУЗе и 2 года ходят в ординатуру, а у вас несколько месяцев и диплом готов. Это же незаконно!»

Почему бояться нечего. Увы, люди путают высшее и дополнительное профессиональное образование. С вышкой действительно все не так просто. Минздрав составил целые перечни специальностей среднего и высшего образования, по которым исключительно электронное обучение. Из-за этого ВУЗы и ССУЗы часто сталкиваются с проблемами и недовольными студентами.

Но ДПО — не вышка. ДПО — это профессиональная переподготовка и повышение квалификации. На дистанционные курсы приходят люди уже с образованием, они не проходят обучение с нуля. Их цель — усилить или приобрести новые компетенции. На это и рассчитаны программы учебных центров ДПО.

По закону тоже все чисто: учебные центры могут реализовывать программы ДПО в любых формах, предусмотренных законом «Об образовании» (п. 12 ст. 76 закона № 273-ФЗ). Самая распространенная форма — очно-заочная, она законом тоже разрешена (п. 2 ст. 17 закона № 273-ФЗ). А дистанционные курсы — это не форма обучения, а вид реализации образовательной программы (п. 2 ст. 13 закона № 273-ФЗ).

Совет от КЭП: чтобы проверить добросовестность дистанционного центра ДПО, узнайте форму обучения и вид реализации образовательной программы. Если центр готовит слушателей очно-заочно, с применением дистанционных образовательных технологий — это законно.

Страх №2: Диплом не подойдет работодателю

Чего боятся люди. Бывает, люди спрашивают: - «Котируется ли диплом дистанционного обучения? Начальник сказал, что нужен нормальный очный курс, а не вот эти вот все сомнительные конторы из интернетов…».

Почему бояться нечего. По нашему опыту скажу: работодателям обычно все равно. Они больше волнуются, чтобы работники прошли обучение, выполнили требование ЕКС, профстандарта и желательно за свой счет (если что, оплачивать обучение сотрудников по закону должна компания). А где и как они учились волнует мало — лишь бы диплом лежал у начальника на столе.

Не спорю, бывают исключения. Есть кое-какая доля руководителей, зацикленных на обучении сотрудников. Их можно не бояться: форма и вид образовательной программы не указаны примерно нигде. Вот, смотрите, что написано в дипломе о профессиональной переподготовке.

Вот так выглядит диплом. Ни слова про дистанционку.
Вот так выглядит диплом. Ни слова про дистанционку.
Приложение к диплому. Ситуация аналогичная.
Приложение к диплому. Ситуация аналогичная.
Перечень пройденных дисциплин. Указано, какие предметы пройдены, а не в какой форме.  
Перечень пройденных дисциплин. Указано, какие предметы пройдены, а не в какой форме.  

Как видим, в дипломе ни слова о форме обучения и видах реализации образовательной программы. Это и не принципиально — потому что дистанционный формат обучения по ДПО равноценен любым другим формам. Главное, чтобы центр выдавал документы установленного образца и вносил сведения из них в специальный реестр Рособрнадзора.

Совет от КЭП: заранее проверяйте, какие документы выдает учебный центр. Добросовестные центры ДПО выдают дипломы о профпереподготовке и удостоверения о повышении квалификации (п. 15 ст. 76 закона № 273-ФЗ). Сертификаты и свидетельства о прохождении курсов — это «фантики», их работодатель может не принимать вполне законно.

Страх №3: Дистанционные курсы продают мошенники

Чего боятся люди. Иногда клиенты сомневаются — мошенники мы или нет. Так и пишут: - «А вы настоящий учебный центр? Говорят, что дистанционные курсы продают только мошенники». Понять людей можно — уйма контор в интернете продает дипломы ВУЗов, корочки, удостоверения на любой вкус и кошелек. Покупаешь на свой страх и риск, а потом боишься, что тебя раскроют. Не надо так.

Почему бояться нечего. Раскрыть мошенника не проблема. Это только звучит страшно. Достаточно почитать отзывы, «препарировать» сайт центра, посмореть реквизиты и расчетный счет. На сайтах мошенников обычно нет данных про образовательную организацию, структуры и органов управления, данных про материально-техническое обеспечение.

Верный признак — отсутствие лицензии. Она должна быть у каждой образовательной организации, никаких исключений нет (п. 1 ст. 91 закона № 273-ФЗ). Не страшно, если лицензии нет у какой-нибудь «Академии макияжа и маникюра имени Виктории Бони». Но если это центр ДПО и он проводит повышение квалификации без лицензии — это точно мошенники.

Мало просто запросить скан-копию лицензии — любой школьник склепает документ в фотошопе за 10 минут. Лицензию нужно проверить, тут ничего сложного:

  1. Находим регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность — он указан в левом верхнем углу документа. Или берем ИНН организации из реквизитов на сайте.
  2. Находим сводный реестр лицензий на сайте Рособрнадзора.
  3. Вводим номер в нужной строке поиска и проверяем статус лицензии. Если лицензия действует — вы связались с нормальным образовательным учреждением.
Это лицензия нашего образовательного центра. Берем из нее номер. 
Это лицензия нашего образовательного центра. Берем из нее номер. 
Заходим на сайт Рособрнадзора в сводный реестр лицензий. Вводим номер лицензии или ИНН центра. 
Заходим на сайт Рособрнадзора в сводный реестр лицензий. Вводим номер лицензии или ИНН центра. 
Смотрим статус лицензии в выдаче. Название учебного центра в лицензии и в реестре должно совпадать.
Смотрим статус лицензии в выдаче. Название учебного центра в лицензии и в реестре должно совпадать.

Совет от КЭП: проверяйте не только лицензию. Изучайте реквизиты центра, проверяйте расчетные счета, читайте отзывы. Чем больше данных про образовательную организацию есть в интернете, тем больше к ней доверия.

Страх №4: На дистанционке никакой обратной связи

Чего боятся люди. Клиенты часто думают так: дистанционные курсы — значит, все делаешь сам. Никто ничего не объясняет, никакой обратной связи, только «голая» теория в электронке. Мол, взял мяч и, извините, «звездяч».

Почему бояться нечего. Тут надо прояснить: есть электронное, а есть дистанционное образование (п. 1 ст. 16 закона № 273-ФЗ):

электронное — полностью удаленное обучение через интернет, без коммуникации с преподавателями;дистанционное — образование, которое предполагает опосредованное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Иными словами, если учебный центр реализует образовательные программы с применением дистанционных технологий, это еще не значит, что слушатели учатся через интернет.

Во-первых, учебный центр может использовать любые другие каналы коммуникации. Есть такой центр обучения «Ешко» — в 00-х они продавали свои курсы по почте, а уроки записывали на аудиокассетах. Так вот это тоже дистанционное обучение.

Во-вторых, дистанционный учебный центр обязан обеспечить взаимодействие преподавателей и учеников, какие бы технологии преподавания он не использовал. Например, в нашей академии обратную связь от преподавателей и методистов слушатели получают в чате и по телефону. А учатся в электронной системе на сайте.

Действительно, проходить программу чаще всего приходится самому — примерно как на заочке. Но если есть вопросы, обычно учебные центры не выделываются — подключают методистов, преподавателей и разжевывают материал. Я вообще считаю так: того, кто хочет учиться, учить не нужно.

Совет от КЭП: уточняйте формат обратной связи в учебном центре до заключения договора. Если преподаватели и методисты поддерживают контакт с учениками в мессенджерах, видеочате и по телефону — это хорошо.

Страх №5: На дистанционке нет никакой практики

Чего боятся люди. Клиенты спрашивают: - «А как нам отточить знания на практике? Вы сможете дистанционно организовать стажировку? В ВУЗах обещают направить практиковаться на производстве, а у вас как?».

Почему бояться нечего. Действительно, организовать практику на дистанционке почти не реально. Но и в этом вопросе есть кое-какие наработки:

  1. Стажировка не всегда обязательна. Есть много программ и специальностей, по которым практические занятия в принципе не предусмотрены. И это никак не отображается на качестве подготовки.
  2. Организовать практику можно по месту работы. Это не запрещено по закону. Мы, например, можем договориться с работодателем и организовать практические занятия на предприятии в рабочее время.
  3. Организовать практику можно и в онлайне. По закону можно использовать в обучении виртуальные тренажеры, симуляторы, моделировать реальные ситуации в виде профессиональных игр и в формате вебинаров.

Например, ребята из DocClub разработали онлайн-игру для врачей, которая имитирует прием реального пациента и развивается по заранее запланированному сценарию. Такую игру можно включать в программы повышения квалификации и таким образом расширять практический опыт медработников.

Онлайн-игру «Тренажер врача» от DocClub можно использовать в профессиональных программах обучения для медработников

Совет от КЭП:заранее уточняйте, нужна ли стажировка для вашей программы по закону. Если нужна — в каком формате проходит и берет ли учебный центр организацию стажировки на себя.

Страх №6: Дистанционные центры учат непонятно чему

Чего боятся люди. Нам пишут: - «Ваши учебные программы актуальны? Они соответствуют законодательству? Не получится так, что вы пришлете устаревшие материалы?» Люди боятся, что на онлайн-курсах их научат непонятно чему.

Почему бояться нечего. На самом деле, я не могу говорить за всех. Несколько минут в Гугле и мы найдем с десяток учебных центров, которые не дают четкого описания своих программ, не показывают учебных планов и не высылают «пробников». Поэтому бояться таки есть чего — всегда есть риск заплатить за кота в мешке. Увы, не все думают про повышение качества дистанционного обучения.

Чтобы не страдать, можно грамотно выбрать учебный центр. Несколько вопросов оператору в чате, и вы легко раскроете плохой курс ДПО. Узнайте, кто составил программу, кем она одобрена, чему соответствует. Попросите показать учебный план, если его нет на сайте. Побольше спрашивайте и оценивайте уверенность в ответах оператора.

Вот такой учебный план мы присылаем потенциальным студентам по запросу. Так они смогут узнать, чему мы их научим.
Вот такой учебный план мы присылаем потенциальным студентам по запросу. Так они смогут узнать, чему мы их научим.

Есть один важный момент: учебные центры не всегда составляют программы сами. Представьте, у нас в академии 1915 (!) программ — на их разработку ушло бы несколько лет. А где взять специалистов на столько специальностей? Поэтому мы решили не усложнять себе жизнь, и привлекли преподавателей ВУЗов и ССУЗов. Они готовят для нас материалы в свободное от работы время. Теперь мы не паримся над программами, а слушатели не волнуются за их качество.

Совет от КЭП: при выборе программы запрашивайте «пробник» — как минимум учебный план. Если не показывают — есть риск, что научат непонятно чему.

Страх №7: Дешево — значит, некачественно

Чего боятся люди. Клиенты думают так: «Дистанционные курсы стоят три копейки. Лучше пойду в ВУЗ — они знают цену нормальному образованию». И ведь идут!

Почему бояться нечего. В ДПО высокий ценник ВУЗа — еще не признак качественного образования, а скорее переплата за бренд. Одно дело, если вы идете учиться на очные 9-месячные курсы со стажировкой, наставниками и другими плюшками очки. Другое дело дистанционка.

В ВУЗах тоже сидят не дураки. Понимая потребность людей в дистанционном образовании, почти все запустили очно-заочные программы ДПО с применением дистанционных технологий. Поступая на такой курс, люди переплачивают — получают ту же программу, такой же диплом и ту же форму обучения. Разница лишь в названии образовательного учреждения в дипломе.

Возьмем для примера курсы профессиональной переподготовки для врачей по близким специальностям «Дерматовенерология» и «Косметология». Сравним предложения в ВУЗах и центре ДПО «АПОК».

Слишком дешево и незаконно. 7 главных страшилок про дистанционные курсы ДПО

Совет от КЭП: найдите несколько учебных центров, которые предлагают нужную образовательную программу и сравните условия. Обычно содержание программ и условия обучения по ним не отличаются. Кроме цены.

Кстати, советую обращать внимание на центры, которые не скрывают цену. Есть один неприятный момент: примерно 7 из 10 центров ДПО заранее не озвучивают стоимость обучения — чтобы не спугнуть клиента или при общении накрутить ему более высокий ценник. Хитрые. Поэтому прозрачные цены на сайте — это всегда хорошо. А вы как думаете?

Коротко про дистанционные курсы ДПО

  1. Дистанционная форма обучения — это законно. Центр ДПО может выбирать любую форму обучения, какую считает необходимой.
  2. Дистанционное обучение равноценно очному. Поэтому в выдаваемых дипломах и удостоверениях в принципе не указывают форму обучения.
  3. Часто дистанционные курсы продают мошенники. Их легко выявить — достаточно проверить лицензию.
  4. На дистанционке преподаватели могут давать и дают обратную связь.
  5. На дистанционке можно организовать практику. Но не всегда это нужно.
  6. Центры ДПО обычно реализуют программы, составленные сотрудниками ВУЗов.
  7. Цена на обучение в дистанционном Центре ДПО обычно ниже, чем в ВУЗе. А условия те же.
1616
31 комментарий

Я правильно понял, что дистанционные курсы = очные?

2

Да, Василий, все верно, по закону так)

Когда-нибудь люди перестанут бояться, но это не точно))
статья супер!!!

2

Спасибо, Виктор) уверен, что перестанут) мы как раз над этим и работаем)

Цена на обучение в дистанционном Центре ДПО обычно ниже, чем в ВУЗе. А условия те же.
А уровень передаваемых знаний тоже?

1

Обычно на дистанционке все одинаково, что в ВУЗе, что в центрах ДПО. Даже программы составляют одни и те же люди. А вот уровень полученных знаний зависит уже от студента. Много таких, кто приходит только за дипломом :)

2

Вот бы ещё на сайте курсов были реальные отзывы). А так единственный верный способ это лицензию проверять, это верно, спс

1