{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ-10 таймкиллеров в сфере IT и digital: результаты, которые нас удивили

Команда конференции для тимлидов и руководителей TeamLead Conf Foundation на протяжении трех недель опрашивала руководителей в сфере IT, чтобы выяснить причины главных таймкиллеров. Нам было интересно: что на самом деле мешает работать руководителям отделов и компаний, тимлидам, главным разработчикам, project- и product-менеджерам. 400 человек подробно ответили на наши вопросы. Честно говоря — результаты удивили. Почему — читайте в этой статье. Кроме того, мы предложили двум известным профессионалам отрасли (спикерам нашей конференции) и одному независимому эксперту поделиться своим мнением о результатах исследования и дать несколько практических советов коллегам.

Респондентам были предложены 16 различных вариантов «таймкиллеров». Таймкиллеры — популярный термин из области тайм-менеджмента и управления эффективностью. Лучшие умы современности пытаются найти ответы на вопросы, что на самом деле мешает им эффективно работать и почему как минимум половина запланированных задач остается невыполненной. Наше исследование позволило приблизиться к разгадке главной тайны — куда же уплывает время.

Участники опроса оценивали каждый таймкиллер по шкале от 0 до 10, в зависимости от того, насколько сильно каждый фактор влияет на их эффективность. Большинство опрошенных — представители крупных организаций и среднего бизнеса. Но малый и микро-бизнес мы также не обошли вниманием. Поэтому получили максимально полную и объективную картину.

Что на самом деле убивает ваше время

10 главных таймкиллеров по мнениую руководителей IT российских компаний выглядят так:

Анатолий Стояновский, считает, что причина главного таймкиллера не так очевидна, как кажется:

Параллельные задачи — это неизбежность современного бизнеса. Не надо бороться с этим явлением, его нужно возглавить. Если ты берешься за несколько дел в одиночку — это падение производительности. Если ты руководитель, то твой «параллелизм» — часть навыков по ускорению одной или нескольких команд. Лично я давно перестроил себя в «мультитасковый» формат работы, но, конечно, это требует постоянного вовлечения и энтузиазма, это сложно.

Обычно консультанты советуют: научитесь ставить приоритеты. Все так, но все же это совет уровня «просто живи лучше». Здесь нет одного простого решения, так как требуется перестройка многих процессов в компании. Таких как проектное управление, стратегическое планирование, корпоративная культура, автоматизация, умение делегировать, бережливое производство и много чего еще.

Менеджер, особенно среднего звена, часто находится под прессом руководителей более высокого ранга, взаимодействиями с другими командами, причем в рамках процедур, принятых в конкретной компании. К сожалению, высшее руководство предпочитает не замечать факторы, влияющие на эффективность таких задач, а таймкиллеры часто зашиты именно в них.

Из простых шагов могу посоветовать разделить, где в вашей работе типовые операционные задачи (так называемый run) и проекты изменений (change и disrupt). Только важно это делать не на уровне проектов, а именно на уровне процессов. Например, провести брейнсторм — часто творческая задача (change), но фреймворк, по которому вы брейнстормите, необходимость оцифровать и зафиксировать результаты, планирование — это совершенно рутинные задачи внутри (run). Run — претендент на полную автоматизацию, если ее недостаточно — перед вами таймкиллер

Анатолий Стояновский, Директор по технологическим инновациям Московской школы управления «Сколково»

Ещё немного статистики

Мы опросили шесть групп должностей IT-элиты российских компаний: директоров, начальников отделов, разработчиков, project- и product-менеджеров, тимлидов. Интересно, что самый главный таймкиллер — привычка браться за несколько дел одновременно — одинаково важен для всех специализаций, но для product-менеджеров он стал самым главным: важным его отметили 90% респондентов. А вот рабочие встречи, как оказалось, убивают время у всех респондентов, кроме старших разработчиков — они за этот маркер проголосовали меньшим количеством голосов.

Неумением отказать коллегам и твердо сказать «Нет» страдают все крутые IT-управленцы России, а откладывание важных дел на конец рабочего дня особенно расстраивает начальников отделов, разработчиков и project-менеджеров.

Спешка, из-за которой потом приходится что-то переделывать — особенно важный таймкиллер для всех респондентов, кроме начальников отделов и project-менеджеров. Интересно, что при этом для них же (плюс тимлидов) такое guilty pleasure, как многочасовой гейминг и прочие способы ухода от реальности интересны менее всего.

Излишней рефлексией над ошибками и неудачами страдают все, но меньше всего она расстраивает директоров и project-менеджеров. А вот телефонные разговоры меньше всего влияют на эффективность product-менеджеров и старших разработчиков.

Мы обратились за комментариями по результатам опроса к Александру Трофимову, руководителю отдела по развитию корпоративной инфраструктуры «Лаборатории Касперского». Сам Александр честно признался, что его личные главные таймкиллеры эффективности это переписка, рабочие встречи и прокрастинация:

Нужно помнить, что приоритетов бывает всего три: сделать прямо сейчас, сделать когда-то потом, не делать вообще. Кстати говоря, с возрастом пришёл к пониманию, что третий приоритет самый важный. Чем больше у нас дел, которые не нужно делать, тем больше мы успеваем. Итого: на день планируйте небольшое количество задач (а из-за пунктов 2 и 5 — очень небольшое количество задач). Остальные записать и не вспоминать.

Что помогает мне: «максдорофеевщина” и «дэвидалленовщина», плюс моменты из техники помидора, которые гласят, что новую задачу нужно записать, а делать нужно старую. Только читайте книжку Francesco Cirillo “The Pomodoro technique», так как имеющиеся статьи совсем не отражают суть этого метода. Количество проектов тоже нужно ограничивать, потому что иначе даже занимаясь в один момент времени одной конкретной задачей мы не видим движения нигде.

Александр Трофимов, Руководитель отдела по развитию корпоративной инфраструктуры «Лаборатории Касперского»

Что ещё убивает ваше время?

В опросе был выделен пункт, в котором мы просили респондентов обозначить важные для них таймкиллеры, не упомянутые в других вариантах ответов. Ответы можно разделить на 3 направления, которые мы условно назвали «частные и бытовые вопросы», «развлечение», «рабочая проблематика». Давайте посмотрим, какие таймкиллеры притаились в этих сферах.

Частные и бытовые вопросы. К нашему удивлению, здесь абсолютными лидерами по отвлечению хозяев от великих свершений являются домашние питомцы, а точнее кошки и собаки. Первые отвлекают тем, что их нужно гладить, а со вторыми — регулярно гулять. Часто встречались упоминания домашних дел, неорганизованность родных, «сосед, который вечно делает ремонт», «дети и их нянька» и в целом домашние дела («иногда ловлю себя на том, что уже полчаса отдраиваю кафель вместо того, чтобы начать рабочий день»). Видимо, они же приводят к неоднократно упоминаемым усталости и желанию полежать, курению и холодильнику. Также упоминались «зависание в мыслях», «личная жизнь, которая вторгается в рабочее время» и — глобально — «жизнь».

Развлечение. Здесь абсолютными лидерами по упоминанию являются Instagram («Чёртовы рилсы в «Инстаграме»! Зашел на минутку мозги проветрить — и конец»), YouTube и даже Netflix. И интернет-магазины. Да и целом различные информационные ресурсы: «Иногда зацепит какая-то статья, зачем-то начинаешь углубляться в эту тему, хотя она тебе для рабочих нужд как бы и не нужна». В разряд таймкиллеров попало даже чтение художественной литературы и музыка: «Сто лет выбираю музыку, которую буду слушать во время работы, отвлекаюсь, гуглю слова и т.п.».

Рабочая проблематика. Здесь таймкиллеры оказались особенно разнообразны и изощренны. Их масштаб простирается от на первый взгляд не особенно глобальных вопросов («чатики-чатики-чатики») до «разборок с другими подразделениями». Кому-то приходится постоянно контролировать задачи подчиненных — от этого значительно страдает собственная эффективность. Также встречались жалобы на отсутствие хороших кадров на рынке, надуманную необходимость везде принимать участие, некорректно или невнятно поставленные задачи («ты же умный, придумай чего-нибудь»), отсутствие однозначных целей и дублирование рабочих задач между подразделениями. Особенно нас тронул комментарий «Подбор нужных слов для мотивации подчиненных»)).

Отвлекают от задач как удаленный формат работы, так и пробки по дороге в офис. Значительно мешают производительности кофе-брейки, «интересная тусовка на кухне в офисе тоже манит», как и потребность в общении с коллегами при работе в офисе.Не могли мы не обратить внимание и на такие маркеры, как частое изменение поставленных задач, непрерывная перефокусировка, отсутствие твердых сроков, плохая коммуникация внутри команды, «разруливание» мелких вопросов и излишний перфекционизм. Ну и квинтэссенцией всего перечисленного, видимо, можно считать следующий комментарий: «Не понимаю, почему не могу спокойно выполнять задачи. Есть план, есть путь реализации решения, но ты находишь миллион ненужных дел, лишь бы не выполнять задачу сейчас».

Друзья, если вы вдруг в борьбе с собственными таймкиллерами и в поисках небывалой эффективности вдруг забыли, что у нас 21 и 22 марта состоится самая крутая конференция для тимлидов и руководителей IT-отрасли, то мы без стеснения вам об этом напоминаем! На TeamLead Conf Foundation 2022 — вы услышите более 70 докладов и мастер-классов по управлению. По промокоду VC2022 вы получите скидку 10% на покупку онлайн- и офлайн-билетов.

Способы борьбы с тайм-киллерами: советы эксперта

Елена рассказала о своём взгляде на основные таймкиллеры нашего опроса и на примерах объяснила, как с ними бороться и преодолевать.

Елена Малькова, Консультант по организационному развитию, эксперт программы от Google и Сбера «БизнесКласс».

Рейтинг таймкиллеров абсолютно отражает нашу актуальную жизнь. Неэффективные рабочие встречи, бюрократия и переписка проявляют проблему с коммуникацией внутри организации. Дефицит навыков коммуникации, борьба позиций вместо прояснения ситуации, привычки определенным образом проводить совещания, переговоры — все это делает устное и письменное общение не эффективным.

Что делать: затвердить главные вопросы, направляющие коммуникацию — «какую задачу мы решаем?», «что нужно сделать/какой вклад я могу внести», «что будет хорошим результатом после обсуждения?».

Пример: вас включили в переписку из 276 писем, где каждый перебрасывает задачу на другого и, наконец, они догадались обратиться и к вам. Нужно ли вам включаться в эту дипломатическую галиматью? Нет, конечно! Вам будет достаточно найти главного отправителя и написать ему: «Пожалуйста, поясните мне коротким письмом, какую задачу вы решаете и какого вклада ожидаете от меня. Буду признателен за указание ожидаемых результатов и сроков».

Освойте инструменты, помогающие обсуждать тему быстро

Пример: так бывает, что собираются очень умные ребята-аналитики. Они копают тему до самых корней, но не могут в рабочее время дойти до синтеза идей, выводов, плана мероприятий. Все их подходы к теме заслуживают внимания, они формально правильные, а дело так и стоит на месте. Ускорение в таком обсуждении могут придать формы\инструменты обсуждения:

  • Визуализация проблемы (рыба Ишикавы, дерево проблем Детмара).
  • Визуализация пути (SCORE, воронка продаж и пр.)
  • Таблицы оценки решения («за» и «против», «по критериям» и пр.).

Ищите книжки по типу «визуализируй это» и начинайте интегрировать в работу с командой маленькие практики совместной визуализации.

Учитесь у машины

Привычка браться за несколько дел, неумение отказать коллегам и спешка отражают особенности командной работы в последние пару лет. Цели остаются амбициозными, тогда как горизонты планирования схлопнулись, задачи сыпятся ворохом, сделать все нужно «вчера», ресурсов нет, а тут еще постоянный режим переключения «офис-удаленка». Команды и целые компании находятся в постоянном переходном периоде и хаосе изменений, спровоцированных внешней средой.

Хотите победить хаос — тогда вам нужно учиться у машины. Задайте себе вопрос: как ваш комп систематизирует и обрабатывает потоки разносортных задач? В какие группы он их объединяет? Как он понимает, что можно делать параллельно, что последовательно, а что сейчас действительно важно? Думайте, как комп. Задачи имеют смысл только в привязке к ожидаемому результату. Результат всегда для кого-то важен. Важность результата определяется внешним воздействием и внутренней мотивацией. Правильно оценил приоритеты — правильно организовал работу, не дал таймкиллерам овладеть временем.

Пример: вы трудитесь над сложным проектом, не спите вторую ночь и, как вам кажется, близки к победе. Опа! Руководитель забрасывает вам «по-быстренькому» подготовить презентацию для завершения этапа с заказчиком, а от финблока приходит требование до 24-го сдать командировочные расходы. Первая ваша реакция… Мы знаем, какая. А дальше начинаем соображать: есть основной стрим задач — ваш проект, есть экстренно важная задача от руководителя и есть срочная задача от финблока. Что делаем? Верно: завершаем логическую задачу в проекте, отодвигаем на пару часов. Звоним руководителю и уточняем, что именно нужно сделать, чтобы избежать переделок. Заодно понимаем, как срочно и важно, нельзя ли как иначе. Только после этого беремся за презентацию для руководителя. До 24-го, очевидно, еще немного времени есть, эту задачку важно просто приткнуть куда-то на яркой бумажке к утреннему кофе или вечернему ланчу. Она техническая и важно ее не забыть, а сделать ее можно в часы, когда продуктивность ваша не так высока. Для разгона, скажем.

Не убегайте от реальности, а расширяйте арсенал радостей

Привычка часто проверять почту и мессенджеры, гейминг и интернет-сёрфинг, рефлексия и телефонные разговоры — явные сигналы семантической перегрузки, стресса, перегрева агрегата под названием «Человек». Последние два года людей больше всего мучает зыбкость реальности, бесконечные перезапуски деятельности, плохие новости, утрата надежды. Неудивительно, что хочется переключиться, сбежать, «стравить пар». Компьютерные игры, пустая болтовня по телефону, серфинг на сайтах помогают увести внимание от проблем, усталости, забить «день сурка». Как быть, если вы понимаете, что вместо отдыха получаете таймкиллеров? Влиять здесь нужно на эмоциональное и физическое состояние. Возьмем маленькие приемы у современного нейрокоучинга: расширим арсенал радостей.

Пример: устаете, сил нет, вечером пицца и боевик — простой и доступный способ немного отвлечься, порадовать себя. А что еще входит в круг ваших радостей? Что еще вас радует обычно? Шашлыки на природе? Гонки на джипах? Приключения? Знайте, в месяц у вас должны быть 4 разные радости. Тогда вы перестанете «залипать» только на пиццу и боевик.

Заставьте мозг учиться новому

Пример: вы привыкли работать так — думать и стучать пальцами по клавиатуре. Также вы любите и отдыхать: серфить в интернете, играть в игры. Напрягите тело! Начните мастерить, паять, ремонтировать, разбирать и собирать. Физическая активность учит мозг новому, заставляет его удивиться и изгоняет бессмысленных таймкиллеров.

Начните медитировать осознанно

Пример: вы «залипаете» — слишком много обдумываете будущее, «паритесь» ошибками, не можете сбросить негативные эмоции. Ложитесь на пол, включайте шум дождя, музыку тибетских чаш, звон церковных колоколов — просто слушайте. 20 минут. Никаких мыслей, все внимание — на тело. Вот моя правая нога, большой палец на ноге, вот колено, вот рука, плечо, вот шея… И так далее. Потом медленно вернитесь к реальности, прогуляйтесь на свежем воздухе, попейте воды.

Помните, что мы вполне способны управлять своей жизнью и своим временем, но для этого нам нужно научиться:

  • Управлять своим состоянием: удерживать в себе поток спокойной энергии.

  • Управлять внешним миром: определять цели и задачи, понимать пути достижения, действовать.
  • Управлять отношениями: прояснять намерения, влиять на мотивацию, выбирать конструктивные пути для разрешения противоречий».

Мы продолжим серию публикаций о результатах нашего опроса и приведем советы и мнения лидеров отрасли — следите за обновлениями! Пишите в комментариях, какие советы и лайфхаки вы бы хотели получить у экспертов отрасли и мы их обязательно об этом спросим.

И не забывайте присоединиться к конференции TeamLead Conf Foundation 2022, где лучшие эксперты в управлении поделятся своим опытом и расскажут о том, как преодолеть явные и скрытые болезни роста, как приручить собственных таймкиллеров, как быть эффективным и не сойти с ума на удаленке. А также ответят на многие другие важные и интересные вопросы. Не забудьте получить скидку 10% по промокоду VC2022 на покупку онлайн- и офлайн-билетов.

0
3 комментария
George Ymydykov

Эх, сюда бы хорошую инфографику добавить

Ответить
Развернуть ветку
Илья Тихонов

А, тимлиды, пиэмы. У путена чо не спросили-то?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Z

""Пример: вы трудитесь над сложным проектом, не спите вторую ночь и, как вам кажется, близки к победе. Опа! Руководитель забрасывает вам «по-быстренькому» подготовить презентацию для завершения этапа с заказчиком, а от финблока приходит требование до 24-го сдать командировочные расходы. Первая ваша реакция… Мы знаем, какая"

Позволю себе не согласиться с выбором реакции. Хорошая книга "Peopleware" (рус. "Человеческий фактор") описывает решение подобного кейса немного с другого угла. В такой ситуации я бы сразу поставил задачу своего мега важного проекта на паузу и в наивысшем приоритете сделал задачу руководителя. Есть несколько причин : как бы не закончился мой проект, цензор и SPOC для эскалаций моих проблем там - мой руководитель. Если я сделаю в итоге свой проект отлично - он похвалит, не сделаю - мне сразу два минуса, т.к. и проектную задачу завалил, и ему вовремя (ему срочно) презентацию не сделал. То, что я "не сплю" из-за проекта, есть результат прежнего провала в time management-e

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда