{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как ИТ-специалисту развить коммуникативные навыки. 20+ полезных материалов

Думаю, каждый вспомнит какое-нибудь свое выступление, которое кажется провальным. Вроде и презентацию подготовил, и отрепетировал, но перед началом вдруг предательски дрожит голос, а слова вылетают из головы. В итоге рассказываешь какую-то ерунду… И это на обычном митинге перед знакомой аудиторией. А тем временем спикеры на многотысячных конференциях держатся легко и непринужденно, даже шутят.

Конечно, можно не выступать вообще, тогда проблема будет «решена». Но если вы хотите повышать авторитет в команде, убедительно доказывать свою точку зрения и продвигать собственные идеи, придется прокачивать коммуникативные навыки, в которые по многим типологиям входит в том числе и презентационное мастерство. В этой статье максимально конкретно рассмотрим, как это сделать.

Меня зовут Екатерина Войнова, я работаю в PR-команде компании-разработчика офисного ПО МойОфис и отвечаю за продвижение компании как привлекательного работодателя во внешних источниках. За более чем 12 лет в ИТ (высоконагруженные сервисы, телекоммуникации, геймдев, PR-агентства и пр.) я работала с большим количеством спикеров. Могу с уверенностью сказать, что даже самые классные из них постоянно оттачивали свое мастерство и никогда не прекращали пробовать новое в своих подходах к выступлениям.

Какие бывают коммуникативные навыки

Обычно выделяют 13 основных коммуникативных навыков. В разных источниках они могут называться по-разному, дробиться или объединяться, но все они сводятся примерно к такому списку:

— Умение четко и понятно формулировать мысли

— Умение слушать

— Умение управлять эмоциями

— Навыки нетворкинга

— Владение переговорными приемами и техниками

— Навыки интервью

— Навыки убеждения

— Навыки аргументации

— Навыки владения голосом и речью

— Управление собственным состоянием

— Навыки презентации

— Навыки работы с аудиторией

— Проявление харизмы

В этой статье я сосредоточусь на нескольких — на мой взгляд, главных — коммуникативных навыках:

— Умение четко и понятно формулировать мысли

— Навыки владения голосом и речью

— Навыки презентации

— Навыки аргументации

— Навыки работы с аудиторией

Если вам интересно подробнее узнать о других перечисленных ранее навыках, дайте знать в комментариях.

Что дают эти навыки

Думаю, вы согласитесь с тем, что развитые коммуникативные навыки и прокачанный личный бренд дают новое окружение, широкие возможности и нетворкинг на конфах. Однако не всем это нужно или не критично. Но умение презентовать себя дает и другие преимущества:

Влияние личного бренда на зарплату (и на дополнительные вознаграждения). Благодаря выступлениям вас будут знать как специалиста и эксперта не только в конкретной компании, но и за ее пределами. Это повысит стоимость ваших услуг на рынке, вы сможете выбирать лучшие условия.

Реализация собственных идей. Если вы грамотно излагаете свои мысли и держите внимание аудитории, вас с большей вероятностью услышат. Легче будет «продать» свою точку зрения и получить свободу действий.

Адаптация в новой команде. Коммуникативные навыки особенно важны, если вы переходите на позицию тимлида. Люди уже как-то работали до этого, и ваша задача на новом месте — максимально аккуратно разобраться в локальных процессах. Коммуникативные навыки помогут установить контакт с нужными сотрудниками, к вам начнут прислушиваться, и ваша работа от этого будет эффективнее. Скорее всего, придется много выступать на митингах и делиться своим видением публично. Далеко не со всеми членами команды вы будете общаться с глазу на глаз, многие составят о вас впечатление именно по выступлениям.

Сейчас, когда мы видим успешных ИТ-специалистов с развитым личным брендом — Ивана Замесина, Анну Булдакову и других — кажется, что они такими родились. Но за успехом каждого стоит усердная и кропотливая работа над собой. Например, Иван Замесин в своем telegram-канале относительно недавно рассказывал, что в 2014 году ему было страшно даже разговаривать с людьми. Реальный пример, как целенаправленная работа над коммуникативными навыками дает впечатляющие результаты: видео с его выступлениями говорят сами за себя.

1. Умение четко и понятно формулировать мысли

Знаете, почему многие не любят получать аудиосообщения? Думаю, одна из причин — запутанная речь. Люди говорят долго, слишком быстро или слишком медленно, со словами-паразитами, перескакивают с одного на другое, и все это усложняет восприятие полезной информации. Даже если вы не выступаете на большую аудиторию, умение четко и понятно формулировать мысли необходимо. Человек, который ясно выражается, располагает к себе, а значит у него больше шансов быть услышанным.

Как прокачать это умение

КНИГИ:

Кэрол Флеминг «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно» (об искусстве small talk)

Татьяна Кузнецова «Говори так! Как выступать уверенно, не тупить и быть счастливым»

Любые хорошие книги из классики. Если не любите Достоевского, можно поискать что-то увлекательное в зарубежной литературе: Стейнбек, Золя, Диккенс, Кинг... Если книга «не идет», смело берите другую, главное в чтении — поймать спонтанный интерес.

ВИДЕО:

Иван Гладырь, YouTube-канал «Говори красиво»: видео «Как научиться формулировать мысли» (6:36)

Екатерина Жданова: «Как ГОВОРИТЬ КРАСИВО? ТОП 6 лайфхаков» (8:03)

TED Talks, Лоренцо Гарсия-Амая: «Почему мы, типа, колеблемся, когда, гм, говорим?» (5:16)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Ведите письменные практики или дневник. Просто пишите обо всем, что происходит в вашей жизни. Сначала можно поставить таймер на 10 минут и постепенно увеличивать время спонтанного письма. При регулярной практике вам станет легче излагать мысли, а еще бонусом вы получите развитие рефлексии.

Прежде чем начать говорить, подумайте 10 секунд. Сформулируйте про себя главный тезис и цель высказывания. Часто мы не можем выразить мысль, потому что не додумали ее, нет четкого и конкретного понимания, что именно хочется сказать. Когда это понимание есть, речь дается намного легче.

Записывайте «голосовые» сами себе. Наткнулись на холивар в интернетах? Замечательно. Но не торопитесь вступать в дискуссию, лучше запишите аудиосообщение самому себе, объясните, что именно вас триггерит. А потом переслушайте и подумайте, логично ли вы выразили мысль? Насколько убедительны ваши аргументы для воображаемого собеседника? Сделайте выводы и запишите «голосовое» еще раз.

2. Навыки владения голосом и речью

А. С. Макаренко, известный педагог, как-то сказал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Громкость, интонация, темп речи — всё это влияет на восприятие вашего спича, на отношение к вам. Сейчас мы чаще общаемся в мессенджерах, чем лично или голосом. Поэтому мы теряем навык говорить выразительно и в целом говорить. Развитие навыков владения голосом и речью поможет говорить так, чтобы вас слушали и понимали правильно.

Как прокачать это умение

КНИГИ:

Скотт Беркун «Откровения оратора»

Радислав Гандапас «К выступлению готов!»

Нина Зверева «Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики»

ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Школа ораторского искусства Oratoris. Очный, практический, актуальные даты на сайте. Есть бесплатное занятие

Онлайн-курс «Король говорит». Программа состоит из 15 видеоуроков по 15-20 минут, 5 вебинаров по 60 минут, домашних заданий и работы с командой

Онлайн-курс «Имидж голоса и речи» Юлии Задорной. 20-30 видеоуроков, упражнения и дополнительные возможности вроде проверки домашних заданий

Бесплатный курс от 4brain «Ораторское искусство: уроки риторики». Шесть занятий + дополнительные материалы.

ВИДЕО:

Любые видео TED Talks. Сконцентрируйтесь не на содержании выступлений, а на форме: как ведет себя спикер, где делает паузы, как работает с аудиторией. Анализируйте видео, репетируйте и перенимайте понравившиеся приемы.

ПРОЧЕЕ:

Онлайн-тренер по развитию речи и дикции — сервис IndigoGo.

3. Навыки презентации

Навыки презентации необходимы, если вы выступаете публично на конференциях или митапах. Умение четко формулировать мысли и управлять голосом — далеко не гарантия, что выступление будет интересным. Чтобы ваши слушатели не залипли в смартфоны, нужно также держать их внимание. И этот навык тоже можно развить, как и остальные!

Как прокачать это умение

КНИГИ:

Кармин Галло «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса»

Джереми Донован «Выступление в стиле ТED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций»

Джерри Вайссман «Блестящая презентация»

Никита Непряхин «Как выступать публично»

Сэм Хорн «Минуту внимания!»

ВИДЕО:

Татьяна Никульшина «Мастерство онлайн-коммуникаций: эффективный доклад и презентация по видео-конференц-связи». Крайне рекомендую посмотреть и другие выступления этого тренера

ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Академия презентаций «BONNIE & SLIDE». Есть корпоративное и индивидуальное обучение

Бесплатный курс «Как делать презентации» от Яндекс.Практикум

ПРОЧЕЕ:

Карточки спикера от Бюро подготовки публичных выступлений «Глагол». 86 инструментов и приемов для публичных выступлений

Подборка: где выступить с питчем в Москве. Если вы живете не в столице, наверняка что-то подобное есть и в вашем городе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Репетируйте выступление с таймером. Боль всех конференций — поехавший тайминг. Спикеры, которые укладываются в обозначенное время и при этом успевают рассказать свою презентацию от начала до конца, выгодно выделяются на общем фоне. Поэтому при подготовке не забудьте проверить длительность своего выступления и повторить речь несколько раз с разным темпом, пока не найдете нужный.

Запланируйте вопросы в зал, интригу или крючок. Пока вы рассказываете, внимание слушателей постепенно начинает ослабевать. Заранее подумайте, как будете удерживать интерес: запланируйте в середине выступления какой-то крутой поворот, расскажите противоречивый факт или устройте интерактив.

Учитесь быть не слишком «отрепетированным». Гладкая отрепетированная речь чувствуется всегда, даже если вам удается выступать без напряжения. Это все равно оставляет осадок. Чтобы чувствовать себя комфортно и немного импровизировать во время речи, больше практикуйтесь и не относитесь к тексту выступления слишком серьезно — не надо заучивать его дословно. А еще помогают маркеры «здесь и сейчас»: расскажите что-то, что произошло с вами по пути на конференцию, о чем вы думали, как вы планировать начать презентацию. Такие «живые» ходы очень располагают к себе!

4. Навыки аргументации

Любая аргументация состоит из тезиса, который мы обосновываем, и аргументов, которые мы приводим в поддержку этого тезиса. Конечно, мы огорчаемся, если не удалось убедить собеседника и «продать» свою идею. Причина как раз в аргументах: те факты, которые кажутся абсолютно рациональными для нас, не всегда убедительны для оппонента. Развитый навык аргументации поможет сделать рассуждения более обоснованными, четкими и строгими, покажет вашу идею с самой выгодной стороны.

Как прокачать это умение

КНИГИ:

Сергей Кузин «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы»

Никита Непряхин «Убеждай и побеждай. Секрет эффективной аргументации»

Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»

Джеймс Борг «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей»

ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Настольная деловая игра «Гений переговоров»

ВИДЕО:

Хьюго Мерсиер «Как переубедить собеседника?» (4:28)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Записывайте «голосовые» сами себе. Этот способ я уже описала для умения четко и понятно формулировать мысли, здесь он тоже очень поможет.

5. Навыки работы с аудиторией

Что главное в выступлении? Слайды, речь? Давайте вернемся в самое начало и вспомним, зачем вообще мы выступаем. Выступление — это, в первую очередь, обращение к аудитории. Вы рассказываете не в вакууме, вы рассказываете людям. И поэтому навык работы с аудиторией — один из важнейших коммуникативных навыков. С ним вы быстро адаптируетесь к разным слушателям, сможете учесть их особенности и ответить на любые «неудобные» вопросы.

Как прокачать это умение

КНИГИ:

Брайан Трейси «Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации»

Джеймс Хьюмс «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн»

Рейналдо Полито «Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы»

ВИДЕО:

ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Деловая игра «Турнир ораторов». В первую очередь предназначена для клиентских менеджеров, чтобы развить навыки работы с аудиторией (в т.ч. реагирование на выявленные потребности), но пригодится и для ИТ-команды.

Как компании развивают спикеров

Можно самому прокачивать коммуникативные навыки — а можно делать это с помощью компании, в которой вы работаете. Предложите себя в качестве спикера для конференций: многие организации ищут тех, кто хочет выступать публично, потому что такие выступления повышают экспертность не только конкретного специалиста, но и всей компании на рынке.

Мы практикуем как раз такой подход. В МойОфис работает по-настоящему экспертная команда, которая может поделиться своим опытом. Коллеги периодически участвуют в ИТ-конференциях, это в том числе помогает поддержать HR-бренд и рассказать потенциальным сотрудникам про атмосферу в нашей компании, про принятую у нас культуру доверия и ответственности, про продукты. Выступление с докладом приносит огромную пользу не только МойОфис, но и самому спикеру. Это вклад в личный бренд, практика ораторского мастерства, возможность увлечь своим делом новичков и поделиться опытом. А мы помогаем на каждом этапе подготовки, чтобы процесс был максимально комфортным, а результат — впечатляющим :)

Мы точно знаем, что для развития коммуникативных скиллов недостаточно теоретической базы и точечных тренингов с разовыми упражнениями. Необходима не только практика, но и особая среда, чтобы поддерживать навыки на должном уровне. Поэтому роль спикера станет для вас отличной возможностью тренироваться.

На VC есть немало инструкций о том, как «прокачать» спикеров — например, как начать выступление, как готовить к онлайн-мероприятию, а еще про опыт корпоративного подкаста с дебатами. Насколько мне известно, как раз дебаты регулярно проводятся среди сотрудников некоторых компаний. Как правило, не очень часто — 1 раз в квартал. На таких поединках сохраняют атмосферу соревнования: есть турнирная доска и призы победителям (мерч или другие неденежные бонусы), уровень оценивают эксперты. Дополнительно — внутренний тотализатор или приз зрительских симпатий.

Мы в МойОфис активно работаем со спикерами — приглашаем для «прокачки» внешних экспертов (2-3, не одного), которые не просто проводят тренинги, но и супервизию видеозаписей с разных мероприятий. Занятия проходят минимум раз в месяц, зависит от частоты выступлений каждого спикера. Эксперты дают обратную связь и помогают сформировать развивающую задачу на следующий месяц.

Главное — начать

Кажется, что предстоит много работы (и затрат, если брать в расчет платные тренинги). Но вы удивитесь, какой крутой результат могут дать даже небольшие усилия. Начните целенаправленно работать всего лишь с одним навыком и постепенно подключайте остальные. И помните, коммуникативные навыки — ключ к вашим хорошим отношениям с коллегами и карьерному росту. Еще в XVI веке Мишель де Монтень сказал: «слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Илья Семёнов

п. 1 - найти себе девушку.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova
Автор

интересно, почему вы так думаете? :)
девушку вообще-то тоже надо впечатлить :)
а что самим девушкам делать? :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gri

Правильно, потому что девушка просто по факту обязана, а мужчина радует ее своим видом. Если, конечно, мужчина ухоженный. Но у настоящей женщины всегда самый ухоженный и вообще счастливый мужчина.

Ответить
Развернуть ветку
Fermata

Если у тебя меньше 1кк на карточке - не пиши мне 👄🖕
Мадам, которые не могут обеспечить и побаловать своего мужчину хотя бы на 100к в месяц, идут лесом 💅🔥
Мальчики, не дайте себя обмануть, мы достойны лучшего ✨✨

: sarcasm_alert :

Ответить
Развернуть ветку
Daria Puxova

Нашли. Что дальше нам с вами делать?)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Волков

Прокачивать навыки коммуникации книгами - это сильно.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova
Автор

интересно, почему вы так думаете? :)
девушку вообще-то тоже надо впечатлить :)

а что самим девушкам делать? :)

Ответить
Развернуть ветку
Daria Puxova

нам учиться варить борщи и гладить рубашки(

Ответить
Развернуть ветку
Reflection

Да, развитие коммуникативных навыков требует постоянного общения с разными людьми и получения обратной связи на свои навыки.
У нас на платформе Reflection такое обучение реализовано через онлайн переговорные поединки между сотрудниками. Кстати, некоторые из ваших коллег, проходили такое обучение у нас. Если интересно для всей компании что-то сделать по развитию этого навыка, напишите нам.

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Лемантович

Рекомендую отличные курсы ораторского искусства от Ольги Сулимовой.
Ольга-настоящий профессионал своего дела, только благодаря ей я обрела свободу самовыражения, легкость в общении и уверенность в подаче информации.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда