Работодатели «напряглись», среди соискателей паники не было: глава HeadHunter рассказал, что происходит на рынке труда

И как компания пережила начало кризиса — основные тезисы из интервью Михаила Жукова для РБК.

Что происходит на рынке труда

  • До 24 февраля рынок труда и онлайн-рекрутинга развивался. В течение 2021 года обновлялся рекорд по количеству вакансий, а среди соискателей был дефицит.
  • После начала «операции» количество вакансий стало уменьшаться: на конец марта — на 10% меньше по сравнению с началом 2022 года, но всё ещё на 12% больше год к году. Все работодатели «напряглись», среди соискателей паники не было, говорит Жуков.
  • В HeadHunter ожидают краткосрочный всплеск безработицы и потом — резкое падение до определённого уровня: «Или резкий всплеск и снижение до небольшого значения — 6,5%». При этом есть неполная занятость, уменьшение зарплат, а с другой стороны — поддержка занятости государством. Вероятно, будет переток людей между сферами.
  • Больше всего сейчас работодатели интересуются начинающими специалистами и студентами (+92% к марту 2021 года). В автобизнесе, страховании и госслужбе — падение от 55% и ниже. Растёт конкуренция среди «белых воротничков» (юристы, менеджеры и так далее). Большинство специалистов рабочих профессий остаются в дефиците.
  • Ещё одна тенденция — те, кто сейчас ищет работу, просит плюс 30% к той зарплате, которая у него есть сейчас. Многие ищут подработку к основной работе. В целом «новые контуры рынка труда» компания сможет определить ближе к концу лета.

Как компания встретила кризис

  • В первую же неделю топ-менеджмент HeadHunter стал проводить онлайн-сессии вопросов и ответов с руководителями, приглашёнными экспертами по финансам, психологами и так далее.
  • Многие сотрудники и так работали на удалёнке — например, модераторы вакансий и резюме, консультанты. Компания не требует работать из дома или ходить в офис, а также отчётов о релокации. Но по подсчётам HeadHunter, в течение марта до 15 сотрудников уехали из России.
  • По поводу «военной операции» у HeadHunter схожая позиция с «Яндексом». «Каждый сотрудник имеет право на своё мнение, но компания вне политики», — отметил Жуков. По его словам, сотрудники отнеслись с пониманием к этой позиции.
  • За несколько недель до начала «военной операции» компания получила большую поставку серверов: запасов хватит минимум на год. Инфраструктура поддерживается opensource- и российскими сервисами. «Есть неудобства у разработчиков, например, со Slack не получится работать, но мы сейчас ищем альтернативы […]. Смотрим, что будет с GitHub. Если будут проблемы, мы практически переехали на Gitlab», — добавил Жуков.
  • В конце февраля Nasdaq приостановили торги акциями HeadHunter и других компаний. Когда они возобновятся, пока неясно, но компания в диалоге с биржей. О делистинге с американской биржи говорить пока рано.
  • Партнёры и клиенты не отказываются от работы с HeadHunter, сейчас «основной паттерн поведения» — это заморозка услуг и перенос их на более поздние сроки. Некоторые из клиентов находятся под определёнными санкциями с 2014 года — «не думаю, что принятый санкционный пакет чем-то в корне отличается в плане наших взаимоотношений с ними».

Иностранные компании ведут подбор, как правило, через свои российские представительства или юрлица. Пока они никого не увольняют. Некоторые «подвесили» наём […].

Большинство из тех иностранных компаний, которые громко говорят, что они уходят с рынка, на самом деле приостанавливают деятельность до получения какой-то определённости. Но если они действительно уйдут, будет массово высвобождена рабочая сила, наверное, увидим ситуацию 2008–2009 годов.

Михаил Жуков, глава HeadHunter
3131
214 комментария

не понимаю о каких проблемах говорят люди

113
Ответить

Капец копейки

33
Ответить

нашел отзыв на этот пункт:

15
Ответить

Там, кто на эти вакансии подпишется, нужно премию Дарвина авансом давать.

9
Ответить

Тут вредность слишком большая

4
Ответить

Работодатели "напряглись"

Ответить

Не могу сказать, что у меня, как у соискателя, не было паники…

58
Ответить