Как обустроить финансы?

Данная статья может быть полезна в первую очередь собственникам бизнеса, а также CEO компаний, которые ищут пути улучшения управляемости организаций, в том числе с опорой на финансы как один из ключевых элементов действенной архитектуры управления.

Собственники или руководители стремятся нащупать оптимальный путь в управлении, и, безусловно, конфигураций здесь может быть бесконечно много. Влияние оказывает и личный опыт, и бэкграунд команды единомышленников, и контекст окружающей действительности.

Тем не менее, в устоявшемся мире корпоративных финансов есть ряд сложившихся правил и практик, понимание сути которых может быть полезно при построении финансовой службы организации.

Цель данной статьи – помочь разобраться в логике устройства мира корпоративных финансов, чтобы было легче принимать правильные решения по эффективному построению функции внутри бизнеса.

Для чего нужны финансы?

Начнем с ключевого вопроса: для чего же существуют финансы в организации? На базовом уровне цели финансов:

  • Собрать деньги и заплатить контрагентам. Банально, но это первоочередная задача, без решения которой существование организации невозможно. Расчеты с покупателями, поставщиками, сотрудниками, собственниками, государством и банками – основа основ.
  • Подставлять зеркало - давать своевременную объективную оценку:
  • Структуры компании как чистого актива:
  • Какими активами мы владеем (с точки зрения собственника) или управляем (с точки зрения менеджера)?
  • Что мы должны внешнему миру – структура обязательств?
  • Есть ли угрозы для нашей платежеспособности?
  • Результатов работы за период времени, выраженной через прибыль, кэш и изменение чистого актива в распоряжении собственников.
  • Давать защиту:
  • Собственникам от манипуляций менеджмента, наездов налоговой, неприятных финансовых неожиданностей через достоверную и своевременную отчетность.
  • Менеджменту от неверных решений, вызванных непониманием фактического положения дел.
  • Внешним стейкхолдерам – акционерам, поставщикам, покупателям, сотрудникам, банкам и т.д. – от компании через информированность о ее финансовом здоровье.
Как обустроить финансы?

Для более продвинутых пользователей есть расширенный пакет:

  • Давать качественный причинно-следственный анализ прошлого – разбор полетов и понимание, какие уроки можно извлечь на будущее
  • Давать бизнесу рекомендации по изменению поведения в будущем – доносить уроки до бизнеса и потом последовательно проверять, хорошо ли выучили.

И, наконец, для самых передовых есть еще несколько премиум опций:

  • Лидировать оценку рисков операционных и стратегических планов. Работа с рисками – традиционно сильная компетенция финансов, проактивная оценка рисков – зачастую залог успешной реализации планов.
  • Координировать стратегическое планирование – все дороги ведут в Рим. Финансы так или иначе стоят на вершине пирамиды коллективного творчества в плане оцифровки его финансовых последствий.

Как правильно обустроить финансовый дом?

Для базового пакета услуг – собрать и распорядиться деньгами, получить зеркало и защиту – достаточно базового набора финансовой инфраструктуры:

  • Финансовые операции:
  • Расчеты с покупателями.
  • Расчеты с поставщиками.
  • Расчеты с сотрудниками.
  • Учет запасов и основных средств.
  • Учет затрат цепочки поставок.
  • Ежедневная работа с банками.
  • Финансовая отчетность.
  • Расчеты по налогам и сборам.
  • Казначейство – расчеты по кредитам, хеджирование, страхование.
  • Внутренний аудит.
  • Внешний аудит.

Данного набора при его качественном приземлении вполне достаточно, чтобы собственники и менеджмент своевременно обладали всей полнотой информации и были надежно защищены с финансовой точки зрения.

При этом для эффективной работы необходимо соблюдение нескольких важных условий:

  • Роль финансовых операций в учете должна быть первичной и ключевой. Роль расчетов по налогам и сборам – вторична. Хвост не должен рулить собакой, в противном случае никто никогда не узнает, что же происходит на самом деле. Поставить налоги во главе учета – типичная грубая управленческая ошибка с тяжелыми для бизнеса последствиями.
  • Должен быть четкий SLA:
  • Между бизнесом и финансовыми операциями. Бизнес должен быть уверен, что финансы вовремя соберут средства с покупателей, вовремя и безошибочно заплатят поставщикам и сотрудникам. Также должны быть четкие договоренности по формату, качеству и сроков отчетов, которые необходимы бизнесу для принятия управленческих решений в базовом пакете.
  • Между налогами и финансовыми операциями. Налоги должны быть уверены, что первичный, а именно учет по корпоративным стандартам, осуществлен своевременно и качественно и позволит обеспечить своевременное и качественное формирование бухгалтерского и налогового учета на его основе.
  • Между финансовыми операциями и казначейством. Финансовые операции должны быть уверены, что возможные кассовые разрывы своевременно закрыты кредитами и есть возможность своевременных расчетов.
  • Должен быть четкий OLA – что финансы ожидают от бизнеса для качественного выполнения своей работы.
  • Внутренний аудит должен быть независим, причем желательно от финансового и генерального директоров.
  • Внешний аудит должен быть регулярным, причем как для корпоративной, так и для бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для пакета «продвинутый» необходимо добавить команду финансового планирования и анализа, которая задаст 7 раз вопрос «почему», докопается до корневых причин изменений, отклонений, всех измучает и, наконец, сформулирует рекомендации и уроки для бизнеса и проследит, чтобы все было выучено и исполнено.

А пакет «передовой» уже потребует матерого CFO с невероятно многогранным пониманием бизнеса и контекста, но это уже совсем другая история.

Начать дискуссию