Как обустроить финансы?
Данная статья может быть полезна в первую очередь собственникам бизнеса, а также CEO компаний, которые ищут пути улучшения управляемости организаций, в том числе с опорой на финансы как один из ключевых элементов действенной архитектуры управления.
Собственники или руководители стремятся нащупать оптимальный путь в управлении, и, безусловно, конфигураций здесь может быть бесконечно много. Влияние оказывает и личный опыт, и бэкграунд команды единомышленников, и контекст окружающей действительности.
Тем не менее, в устоявшемся мире корпоративных финансов есть ряд сложившихся правил и практик, понимание сути которых может быть полезно при построении финансовой службы организации.
Цель данной статьи – помочь разобраться в логике устройства мира корпоративных финансов, чтобы было легче принимать правильные решения по эффективному построению функции внутри бизнеса.
Для чего нужны финансы?
Начнем с ключевого вопроса: для чего же существуют финансы в организации? На базовом уровне цели финансов:
- Собрать деньги и заплатить контрагентам. Банально, но это первоочередная задача, без решения которой существование организации невозможно. Расчеты с покупателями, поставщиками, сотрудниками, собственниками, государством и банками – основа основ.
- Подставлять зеркало - давать своевременную объективную оценку:
- Структуры компании как чистого актива:
- Какими активами мы владеем (с точки зрения собственника) или управляем (с точки зрения менеджера)?
- Что мы должны внешнему миру – структура обязательств?
- Есть ли угрозы для нашей платежеспособности?
- Результатов работы за период времени, выраженной через прибыль, кэш и изменение чистого актива в распоряжении собственников.
- Давать защиту:
- Собственникам от манипуляций менеджмента, наездов налоговой, неприятных финансовых неожиданностей через достоверную и своевременную отчетность.
- Менеджменту от неверных решений, вызванных непониманием фактического положения дел.
- Внешним стейкхолдерам – акционерам, поставщикам, покупателям, сотрудникам, банкам и т.д. – от компании через информированность о ее финансовом здоровье.
Для более продвинутых пользователей есть расширенный пакет:
- Давать качественный причинно-следственный анализ прошлого – разбор полетов и понимание, какие уроки можно извлечь на будущее
- Давать бизнесу рекомендации по изменению поведения в будущем – доносить уроки до бизнеса и потом последовательно проверять, хорошо ли выучили.
И, наконец, для самых передовых есть еще несколько премиум опций:
- Лидировать оценку рисков операционных и стратегических планов. Работа с рисками – традиционно сильная компетенция финансов, проактивная оценка рисков – зачастую залог успешной реализации планов.
- Координировать стратегическое планирование – все дороги ведут в Рим. Финансы так или иначе стоят на вершине пирамиды коллективного творчества в плане оцифровки его финансовых последствий.
Как правильно обустроить финансовый дом?
Для базового пакета услуг – собрать и распорядиться деньгами, получить зеркало и защиту – достаточно базового набора финансовой инфраструктуры:
- Финансовые операции:
- Расчеты с покупателями.
- Расчеты с поставщиками.
- Расчеты с сотрудниками.
- Учет запасов и основных средств.
- Учет затрат цепочки поставок.
- Ежедневная работа с банками.
- Финансовая отчетность.
- Расчеты по налогам и сборам.
- Казначейство – расчеты по кредитам, хеджирование, страхование.
- Внутренний аудит.
- Внешний аудит.
Данного набора при его качественном приземлении вполне достаточно, чтобы собственники и менеджмент своевременно обладали всей полнотой информации и были надежно защищены с финансовой точки зрения.
При этом для эффективной работы необходимо соблюдение нескольких важных условий:
- Роль финансовых операций в учете должна быть первичной и ключевой. Роль расчетов по налогам и сборам – вторична. Хвост не должен рулить собакой, в противном случае никто никогда не узнает, что же происходит на самом деле. Поставить налоги во главе учета – типичная грубая управленческая ошибка с тяжелыми для бизнеса последствиями.
- Должен быть четкий SLA:
- Между бизнесом и финансовыми операциями. Бизнес должен быть уверен, что финансы вовремя соберут средства с покупателей, вовремя и безошибочно заплатят поставщикам и сотрудникам. Также должны быть четкие договоренности по формату, качеству и сроков отчетов, которые необходимы бизнесу для принятия управленческих решений в базовом пакете.
- Между налогами и финансовыми операциями. Налоги должны быть уверены, что первичный, а именно учет по корпоративным стандартам, осуществлен своевременно и качественно и позволит обеспечить своевременное и качественное формирование бухгалтерского и налогового учета на его основе.
- Между финансовыми операциями и казначейством. Финансовые операции должны быть уверены, что возможные кассовые разрывы своевременно закрыты кредитами и есть возможность своевременных расчетов.
- Должен быть четкий OLA – что финансы ожидают от бизнеса для качественного выполнения своей работы.
- Внутренний аудит должен быть независим, причем желательно от финансового и генерального директоров.
- Внешний аудит должен быть регулярным, причем как для корпоративной, так и для бухгалтерской и налоговой отчетности.
Для пакета «продвинутый» необходимо добавить команду финансового планирования и анализа, которая задаст 7 раз вопрос «почему», докопается до корневых причин изменений, отклонений, всех измучает и, наконец, сформулирует рекомендации и уроки для бизнеса и проследит, чтобы все было выучено и исполнено.
А пакет «передовой» уже потребует матерого CFO с невероятно многогранным пониманием бизнеса и контекста, но это уже совсем другая история.