Soft Skills: все точки над i

Разбираемся, что это такое, что к ним относится и как их прокачивать

Soft Skills: все точки над i

Про софт скиллс в последние годы говорят много, но почти всегда — расплывчато. И если хард скиллс для конкретной позиции можно легко перечислить и развить, то с софт скиллами всё не так однозначно.

Непонятно, откуда их брать. Неясно, по каким критериям оценивать их наличие и степень прокаченности. Неочевидно, какой набор для какой должности — мастхев. В этом материале ищем ответы.

Что такое софт скиллс

Хард скиллс приобретаются в процессе обучения и дают возможность выполнять конкретную работу: программировать, писать, готовить, организовывать, изготавливать или ремонтировать. Их можно освоить, пройдя курсы или практику, и можно легко тренировать, повторяя конкретные действия и тем самым оттачивая своё мастерство, производительность и эффективность на рабочем месте.

Софт скиллс — это целый комплекс навыков, которые тесно связаны с личностными качествами и не относятся к конкретной профессии. В русскоязычной среде их также называют гибкими или социальными. Базовый набор софт скиллс обычно разный (об этом ещё поговорим ниже), но обычно к ним относят умение взаимодействовать с окружающими, решать проблемы, управлять рабочими задачами и собой.

История софт скиллс

Эмоциональный интеллект часто приравнивают к софт скиллс. Его определяют как способность отслеживать свои эмоции и эмоции других, различать их и использовать информацию для управления своим мышлением и действиями. Но, скорее, он является лишь важной частью гибких навыков.

Впервые о разных типах интеллекта заговорили в 1920-м, когда американский психолог Эдвард Ли Торндайк среди других видов интеллекта выделил социальный для обозначения способности добиваться успехов в межличностном общении и вести себя мудро с учетом контекста ситуации.

Дэвид Векслер в 1939 году взял эту концепцию за основу и предположил, что настроение, чувства и отношения, связанные с интеллектом, сами по себе могут быть важными компонентами успеха в жизни. В 1950-х годах Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду потребностей, где, чтобы добраться до развития эмоциональной силы, нужно сначала закрыть потребности на уровне ниже.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структуры разума: теория множественного интеллекта», где выделил восемь различных видов интеллекта; лингвистический, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический. Так стало ясно, что люди отличаются, когда речь идет об обучении, развитии и решении проблем. А значит, и уровень развития социальных навыков у них может быть разным.

По факту, софт скиллс — это не что-то совершенно новое: они были частью программ классических гимназий и университетов, где преподавание строилось на взаимодействии дисциплин.

В эпоху промышленной революции, конвейеров и автоматизации труда хард скиллс стали цениться выше: профессионализм измерялся прокачанностью работника в конкретной сфере и его узкой специализацией. Можно было проработать на одной должности долгие годы, считаясь классным спецом, и потом спокойно уйти на пенсию. Но в диджитальный век, когда изменения в экономике происходят постоянно, стало снова недостаточным иметь сильные технические навыки, которым ты научился когда-то. Теперь для карьерного роста нужно постоянное обучение (иногда — в смежных сферах) и сильные социальные навыки.

Сам термин «софт скиллс» появился в конце 1960-х годов благодаря армии США. Там под ними понимали любые навыки, которые не требуют использования техники. В процессе исследований военные выяснили, что многие социальные навыки, необходимые для руководства группами, мотивации солдат и победы в войнах, включали в себя навыки, которые полностью не изучены и не упорядочены. В этот список входили, например, инспектирование войск, надзор за офисным персоналом, проведение исследований, подготовка отчетов о техническом обслуживании, подготовка отчетов об эффективности.

Какими бывают софт скиллс

Классификаций и списков в интернетах — очень много. Настолько много, что совершенно непонятно, на что из этого опираться. Всё либо сводится к какой-то группировке, либо к списку из 5-10-30 качеств, которые нужно у себя прокачивать. Вот несколько версий, которые показались нам интересными:

Версия с 4 базовыми компонентами

Есть мнение, что перебирать софт скиллс поштучно — всё равно что, когда нужна машина, покупать отдельно двигатель, бензобак, кузов и колеса и потом страдать, что этот механический франкенштейн никуда не едет. Но такая история встречается ну очень часто.

Если попросить генеральных директоров или руководителей назвать самые важные софт скиллс, они начнут говорить о коммуникабельности, лидерских качествах, обучаемости и так далее. В вакансиях софт скиллс могут прятаться под штампованными фразами, вроде «активная жизненная позиция», «коммуникабельность» или «умение работать в команде».

Перечни качеств — это только детали, как и колеса и бензобак. Из-за этого чаще всего случаются кадровые проколы, когда на работу берут не тех людей и запускают не те бизнес-процессы. Важнее не конкретные умения, а основа, которая внутри. А в основе любого набора софт скиллс — сила, контроль, страсть и лояльность. И они не работают друг без друга, а идут только в комплекте (к сожалению или к счастью).

Сила – Контроль – Страсть – Лояльность<br />
Сила – Контроль – Страсть – Лояльность

1. Сила

Без власти и личной зоны ответственности сотрудники не могут выполнять свою работу эффективно или реализовывать свой потенциал. У них нет авторитета в глазах других людей. В контексте софт скиллс сила — это способность управлять и влиять на людей в интересах компании, не выходя за рамки.

Власть работника равна его ответственности

2. Контроль

Как и власть, это управленческий навык. Каждый сотрудник должен контролировать свою работу и зону ответственности. Чтобы эффективно управлять процессами в своей нише, необходимо управлять и собой: своими эмоциями, своей энергией и своим временем.

3. Страсть

По-другому, энтузиазм, любовь к своей работе, увлеченность. Это предполагает готовность учиться новому и приобретать знания, необходимые для общего дела. Секрет в том, что если у сотрудника достаточно власти и контроля, это поддерживает его мотивацию и энтузиазм.

4. Лояльность

Если корпоративная культура плоха или не прокачана, текучки среди хороших кадров не избежать. Люди будут приходить, набираться опыта и уходить. Так что без стратегии и плана мотивации лояльных сотрудников софт скиллс не имеют большого значения: во время любой катастрофы люди сбегут туда, где им комфортнее.

Власть и контроль масштабируются вместе с должностной иерархией, а страсть и лояльность — нет. Чем выше и ответственнее должность, тем важнее владение софт скиллс:

Soft Skills: все точки над i

Если воспринимать софт скиллс через призму этих четырех базовых компонентов, можно купить целый автомобиль вместо набора запчастей. Да, в разных случаях это будут разные модели с разной мощностью двигателя и решать будут разные задачи. Но они хотя бы будут работать.

Версия с формулой софт скиллс

В 2012 году в Университете Восточного Кентукки провели исследование, в котором попытались выявить самые важные навыки общения с точки зрения работодателей. Студенты насобирали 517 навыков, а в итоге их список сократили до десяти самых часто встречающихся в ответах:

  • Навыки коммуникации: устная и письменная речь, навык презентации, аудирование (восприятие информации на слух).

  • Вежливость: манеры, деловой этикет и любезность (условные «пожалуйста» и «спасибо»).

  • Гибкость: способность к адаптации, готовность и приспосабливаемость к изменениям, обучаемость на протяжении всей жизни.

  • Честность: этичность, мораль, личные ценности, личные представления о добре и зле.

  • Навыки межличностного общения: чувство юмора, дружелюбие, заботливость и чуткость, умение располагать к себе, самоконтроль, общительность.

  • Позитивный настрой: оптимизм, энтузиазм, уверенность в себе.

    Профессионализм: опрятность в одежде, уравновешенность.

  • Ответственность: надежность, предсказуемость, исполнительность, находчивость, самодисциплина и здравый смысл.
  • Навыки работы в команде: умение сотрудничать и ладить с другими, оказывать поддержку.
  • Трудовая этика: трудолюбие, лояльность, инициатива, целеустремленность, соблюдение рабочего режима.

Навыки общения — межличностные качества, которые характеризуют отношения человека с другими людьми. Они способствуют позитивному отношению, эффективному общению, уважительному взаимодействию и способности сохранять самообладание в сложных ситуациях.

Многие отождествляют их с софт скиллс, хотя софт скиллс всё-таки шире и также включают в себя личные и карьерные качества. Личные — это индивидуальность, привлекательность, умение управлять временем и организационные навыки. Карьерные качества могут включать умение работать в команде, лидерство и навыки работы с клиентами. Поэтому автор исследования Марсель Робле вывели такую формулу для софт скиллс:

Софт скиллс = Навыки межличностного общения + Личные и карьерные навыки

Версия про 5 групп софт скиллс

Сет Годин (тот самый, что написал «Фиолетовую корову») в 2017-м и вовсе предложил отказаться от слова soft в названии софт скиллс и прикинул 5 групп навыков, которые можно отнести к гибким или социальным, а также подробно расписал их варианты для каждой группы. Получился внушительный список.

1. Навыки самоконтроля

Настойчивость в том, чтобы достичь чего-то желанного и важного. Контроль над вредными привычками и сосредоточенность. Ставка на долгосрочную перспективу вместо краткосрочной.

Soft Skills: все точки над i

2. Производительность

Хорошее владение своими навыками. Способность использовать свои идеи и свою приверженность делу, чтобы двигаться вперед. Выполнение непрофессиональных задач.

Soft Skills: все точки над i

3. Мудрость

Что-то, кроме знаний из учебников и методичек. Личный опыт.

Soft Skills: все точки над i

4. Восприятие

Опыт и практика, чтобы увидеть нечто раньше, чем кто-то на это укажет:

  • дизайн-мышление;
  • насмотренность;
  • создание интеллектуальных карт;
  • оценка людей и ситуаций;
  • стратегическое мышление.

5. Влияние

Навыки убеждения людей действовать. Например, — харизма.

Soft Skills: все точки над i

Версия про связь с эмоциональным интеллектом

Иногда софт скиллс классифицируют как межличностные и коммуникативные навыки в области самосознания, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. И их часто отождествляют с эмоциональным интеллектом.

Soft Skills: все точки над i

Версия про связь софт скиллс с должностными обязанностями

Из всего многообразия софт скиллс любят выделять несколько конкретных и выдавать этот список за мастхэв для сегодняшних реалий или конкретных профессий. В этой статье, например, автор приводит 14 базовых навыков и пишет, на какой конкретно должности пригодится каждый из них.

Есть и другое мнение, что софт скиллс никак не связаны с должностными обязанностями, нужны вообще всем и условно делятся всего на 4 группы:

  • Навык коммуникации: слушание, умение вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать свою точку зрения и задавать вопросы.

  • Навык общения с представителями разных специальностей, социальных и культурных групп.

  • Умение формировать команду, ставить цели, проявлять инициативу и делегировать обязанности.

  • Умение понять задачу — что, как и зачем делать.

Среди этих групп есть несколько базовых навыков, которые пригодятся любому. А есть те, которые будут особенно полезны новичкам или уже опытным специалистам.

Мастхэв для каждого:

  • умение слышать друг друга в команде;
  • не бояться говорить о проблемах;
  • планировать.

Новичкам:

  • искать информацию: самому или спрашивать у коллег;
  • наблюдать за другими: спрашивать совета, показывать результаты работы более опытным;
  • задавать вопросы.

Опытным:

  • курировать новичков: прокачивает менторство;
  • объяснять на пальцах: обрастая опытом, все сложнее общаться на одном языке с теми, кто не в теме;
  • критиковать и принимать критику: учиться давать конструктивную обратную связь и воспринимать критику как повод улучшить работу (а не личное оскорбление).

Чёрт ногу сломит, правда?! Можно ещё долго перебирать классификации и подходы, но в итоге всё это — препарирование базовых навыков. Поэтому сойдёмся на том, что условно все софт скиллс — это 3 группы:

  • личные компетенции: осознанность, эмоциональный интеллект, рефлексия, целеполагание, тайм-менеджмент;
  • коммуникативные навыки: публичные выступления, переговоры, нетворкинг, активное слушание, умение задавать правильные вопросы, аргументировать, договариваться и т.д.;
  • выстраивание систем: стратегическое, системное, креативное мышление, организация процессов, умение управлять людьми).

Предрассудки о софт скиллс

Софт скиллс давно страдают из-за своего названия — в англоязычной среде их воспринимают как нечто мягкое, пушистое и необязательное, а в русскоязычной не могут подобрать адекватный перевод: навыки называют либо гибкими, либо социальными. И то, и то звучит не очень. Но есть и другие сложности:

Миф 1: софт скиллс не так важны, как хард скиллс

В каких-то низкоуровневых профессиях вроде работника конвейерной ленты — возможно. Но в большинстве случаев именно софт скиллс помогают двигаться по карьерной лестнице, строить команды и реализовывать идеи — иногда даже при средних показателях по функциональным техническим навыкам.

Миф 2: софт скиллс — для женщин

Из-за того, что в список софт скиллс входят навыки вроде эмпатии, сочувствия к другим и эмоционального интеллекта, которые по своей природе «более женственны», сформировалось мнение, что некоторые типы личностей могут в них не нуждаться. Хотя наличие того же эмоционального интеллекта выгодно отличает одного руководителя от другого, даже если он — мужчина.

Миф 3: софт скиллс невозможно научиться

Почему у одних людей софт скиллс развиты сразу, а другим приходится прилагать усилия? Есть мнение, что основа этих навыков закладывается в детстве, и тем, у кого оно было благополучным, автоматически повезло с социальными умениями. Но мнение о том, что научиться им нельзя — сомнительно, потому что во многом здесь решают опыт и практика. Как и в хард скиллс.

Как оценивать софт скиллс

Для оценки софт скиллс на собеседованиях эйчары и руководители иногда просят пройти опросники и тесты, вроде теста Кеттела или Пятифакторного опросника личности 5PFQ. В последнем личность препарируется по 5 параметрам (та самая «большая пятерка»):

  • экстраверсия: открытые и разговорчивые экстраверты или замкнутые индивидуалисты интроверты;
  • доброжелательность: способность договориться или идти на конфликт;
  • добросовестность: надежность, честность или склонность к обману.
  • невротизм: тревожность или спокойствие, эмоциональная нестабильность или уравновешенность.
  • открытость опыту: креативность или консерватизм.

Иногда — могут задавать вопросы:

  • «Когда вы последний раз обижались на кого-то?»;
  • «Каким был ваш лучший руководитель?»;
  • «Как вы приступаете к незнакомой задаче?»;
  • «Как вы относитесь к критике?»;
  • «Не считаете ли вы себя слишком разговорчивым?».

Методы рабочие, чтобы отсеять откровенно непригодных соискателей. Но чтобы оценить степень прокачанности конкретных гибких навыков — этого мало. Одна из проблем софт скиллс — непонятно, какие именно навыки рассматривать в каждом конкретном случае и по каким критериям их оценивать. Сложности добавляет и то, что нет никакой четкой классификации (как мы уже убедились).

Особенно сложно оценивать софт скиллс у разработчиков, потому что они всегда больше нацелены на хард скиллы и их прокачку. Любопытный опыт оценки гибких навыков можно найти в этой статье. Автор расписал ключевые навыки для разных позиций и способы их проверки на собеседованиях, а также объединил все ключевые навыки разработчиков разных уровней в систему для развития софт скиллс внутри компании.

Как прокачивать софт скиллс

Цикл Колба

Делать, наблюдать за результатом (пусть и не идеальным) и продолжать, пока навык не улучшится. Своего рода постоянный эксперимент, в котором важно количество попыток и навык рефлексии: оценки произошедшего и умения сделать из опыта выводы. И конечно же, здесь играет роль самодисциплина (кстати, один из софт скиллс).

Книги и курсы

Есть попытки уложить развитие софт скиллс в прокачку личностных качеств по Дейлу Карнеги — например, вот здесь пишут о 30 принципах для их повышения. Принципы как раз понятны, но как их развивать при этом — вопрос.

Если нужно что-то более конкретное и прикладное, обратите внимание на большой гайд от РБК о том, как прокачать 14 базовых софт скиллс, среди которых:

  • коммуникация;
  • критическое мышление;
  • клиентоориентированность;
  • управление проектами, людьми и собой;
  • наставничество и менторинг;
  • решение проблем;
  • принятие решений;
  • эмоциональный интеллект;
  • ненасильственное общение;
  • управление знаниями;
  • работа в режиме неопределенности;
  • бережливое производство;
  • экологическое мышление;
  • самоанализ и саморефлексия.

Внутри гайда — краткое описание каждого навыка и список книг и курсов, которые можно посмотреть для его прокачки.

От себя добавим ещё парочку источников:

Книга о soft skills и управлении проектами и продуктами Владимира Завертайлова (готовится к публикации в издательстве, следите за соцсетями): в ней автор проходится по ключевым этапам разработки и рассказывает тонкости управленческого процесса, а также даёт советы и упражнения по прокачке софт скиллс, особенно важных для руководителей проектов и продуктов в digital.

Канал по прокачке Soft Skills

Недельный цикл работы руководителя проекта в нашей компании выглядит примерно таким образом:

Все начинается с пятницы. Это день составления планов на будущее.
Все начинается с пятницы. Это день составления планов на будущее.

А вот понедельник — посвящен Soft Skills. Это очень ценный день. Пока большинство клиентов спят или едут на работу — у нас проходят внутренние обучалки. 2 часа. Чаще всего мы разбираем реальные кейсы, возникшие на проектах. Это могут быть как технические, так и дизайнерские или управленческие вопросы (вроде подготовки к непростым переговорам).

Материалы с этих тренировок, кейсы, разборы, Владимир Завертайлов регулярно публикует в телеграм-канале. Строго 18+.

Психотерапия

Если нужно прокачать именно личные качества вроде осознанности, эмоционального интеллекта или навыка рефлексии, можно попробовать терапию. Один из популярных методов — когнитивно-поведенческая психотерапия, но можно попробовать и терапию принятия и обязательств, гештальт-терапию и прочие виды. Главное, не ждать от этого мгновенной прокачки скиллов и найти действительно хорошего специалиста.

Бонус: версия о функциональной грамотности

Есть иллюзия, что чтобы прокачать софт скиллс, можно читать книги и статьи о конкретных навыках и ходить на всякие курсы по прокачке отдельных умений. Но часто случается, что при этом результат будет сомнительным. Потому что все софт скиллс — комплексные высокоуровневые навыки, которые сложно взять и прокачать какими-то простыми действиями вроде чтения или тренировок на виртуальных тренажерах. Нужна практика и опыт. Но на деле, проблема ещё глубже.

Могло показаться, что софт скиллс в сегодняшнем мире — залог успеха, поэтому можно с детства взращивать их, не особенно парясь о хард скиллс и других базовых навыках. Но нет — без фундаментальных умений они не всё-таки работают. Например, без способности оперировать разными видами информации для решения нестандартной задачи, базовой естественнонаучной грамотности или базового навыка аналитического чтения вряд ли получится стать успешным. Пусть даже ты и супер-гибкий и адаптивный с виду.

Из-за неразлучности софт и хард скиллов появилась теория о функциональной грамотности — способности применять знания на практике в разных условиях или, попросту, мыслить. В неё входят другие виды грамотности:

  • математическая,
  • естественнонаучная,
  • финансовая,
  • техническая,
  • гражданская,
  • и другие дисциплины, которые отражают ситуации современного мира и то, как в них действовать.

Развивать функциональную грамотность можно только через опыт.

Итого

  • Софт скиллс — навыки, которые не относятся к конкретной профессии и включают в себя личностные качества, коммуникативные навыки и умение выстраивать системы.
  • Софт скиллс были важны всегда, но сейчас из-за постоянных изменений в экономике и цифровых технологиях стали важны особенно. Термин относительно новый — его придумали в 60-е.
  • Классификаций и компонентов софт скиллс очень много. Но это не значит, что для успеха нужен максимальных их набор: на разных этапах карьерного пути имеют значение разные навыки.
  • Вокруг софт скиллс полно предрассудков: что они необязательны, гендерно-окрашены и что их невозможно прокачать. Последнее — отчасти правда, потому что прокачивать их действительно трудно. Но и результаты для личного роста они дают впечатляющие.
  • Оценивать софт скиллс сложно из-за нечеткой классификации и расплывчатости некоторых навыков. Для оценки можно применять базовые тесты и проводить интервью.
  • Чтобы прокачать софт скиллс, нужно постараться. Для начала — наметить план из нескольких навыков, которых не хватает. Почитать литературу по теме, пройти пару курсов. Не поможет — можно сходить на психотерапию, если дело касается личностных навыков. Самое главное в прокачке — много практики и опыт.
  • Прокачка софт скиллс — это процесс. Возможно, длиною в жизнь. Поэтому готовьтесь к марафону, а не спринту. И удачи!
100100 показов
17K17K открытий
11 репост
8 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

он конфликтует со скилом самопрезентации и самопродажи, роль которого для личного качества жизни восходящий тренд. хотела пошутить в ответ на вашу крутую иронию. но вышло как всегда *кривая усмешка*

Ответить

Мне кажется, все проще. Есть две ветки софт скилов - контроль себя (дисциплина) и контроль других (менеджмент). Все остальное подветки - пути/способы/инструменты, как ты это можешь делаешь, и они зависят уже от личных акцентуаций/опыта, того что является нормальным для твоей личности. Ну да. И самый важный универсальный королевский софт скил - адекватность. Это понимать что нормы у всех разные, и не пытаться натягивать свою норму на всех, а как то пытаться идентифицировать нормы коллег, заказчиков, подрядчиков и свою и состыковывать их.

Ответить

Очень полезная статейка! Отложил на "еще разок", для более детального изучения!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Их можно освоить, пройдя курсы или практикуДальше не читал. Надеюсь тебе не попадется стоматолог после курсов.

Ответить

Подобный хаос в подаче материала свойственен случаям, когда нет "печки, от которой танцуют". Что кладется в основу? Биология? Социология? Менеджмент?
И цели не поставлено. В итоге получается информации много, а полезность её применения низкая.

Ответить