Будущее рынка труда: как правильно организовать работу сотрудников в условиях удаленки и разных нестабильностей
В 2022 году удаленный формат работы сохранят многие компании. Согласно недавнему исследованию, 90% сотрудников довольны возросшей свободой работы на дому. Дистанционный режим работы, а также сокращенный рабочий день, могут использоваться работодателями как преимущество в высококонкурентных сферах, например, в IT. Сейчас, когда российские компании сталкиваются с возрастающим дефицитом IT-сотрудников, им придется еще больше думать о собственной HR-привлекательности. О том, какие тренды будут актуальны в IT-сфере в ближайшее время, для нашего блога рассказала Виктория Болотских, руководитель HR-проектов Platforma.
Оглавление
Свобода сотрудников как новая норма
Рынки и ситуация на них в последние годы меняются невероятно быстро. И успевать за этими изменениями, в том числе касающимися сферы труда, – одна из ключевых задач бизнеса. До определенного момента рынок труда принадлежал работодателю. Но в последние 10 лет он трансформируется в рынок соискателя.
Уже очевидно, что наёмные сотрудники хотят большей свободы. Пандемия лишь усилила эту тенденцию. Сотрудникам важно работать в собственном графике и с той скоростью, которую они считают нужной здесь и сейчас. При этом для многих из них уже не так важно оставаться в найме. Можно быть самозанятым: создавать собственные проекты, работать на разные компании. Приобретает значение и свобода сотрудников в рамках своих полномочий.
Один из важных инструментов в успешной борьбе за персонал – позволить своим специалистам работать по свободному графику, не в офисе и даже не в штате.
Некоторые компании используют программы для контроля рабочего времени и коммуникаций сотрудников, находящихся на дистанционном режиме. На мой взгляд, этот инструмент не способствует эффективности в достижении целей бизнеса. Особенно если речь идёт о сфере IT. Разработка – это творческий процесс, а тотальный контроль несовместим с творчеством. Определённая свобода в части действий необходима. У сотрудника есть задача и сроки её выполнения, дальше он сам может решать, что и в каком темпе делать.
По сути, он как бы «перенимает» часть ответственности у руководителя. Творческий процесс подразумевает не только более-менее свободный график, но и принятие на себя большей ответственности. Руководитель и подчинённый разделяют её между собой. А когда руководитель контролирует каждый шаг сотрудника – тот просто подчиняется и следует указаниям. Эффективность работы здесь гораздо меньше, чем при сознательном подходе. Большинство классных специалистов будут выбирать для себя команды, в которых нет тотального контроля.
Сейчас сотрудник должен иметь возможность ощутить себя предпринимателем на рабочем месте. Поэтому важно подбирать людей, увлеченных выбранным направлением и профессиональным развитием. Их действия обеспечат эффективность бизнеса. Со стороны же компании важно дать понять, что вклад каждого сотрудника является значимым и ценным для общего дела. Тогда вряд ли возникнут проблемы с тем, что «удалённые» сотрудники используют рабочее время не по назначению. Если сотрудник неэффективен, то проблема обычно не в слабом контроле, а в мотивации и вовлеченности.
На удалёнке в едином поле
Конечно, далеко не все могут эффективно работать вне офиса. Главное в формировании команды в новых условиях – ее тщательный подбор. Для этого нужно понимать, на что нацелен бизнес, какая категория сотрудников ему необходима, какими навыками они должны обладать.
Второй важный фактор – менеджмент: как выстроены бизнес-процессы и коммуникации. Если говорить в целом о разрозненных командах, то важна работа в едином поле. Может помочь единый график. То есть все сотрудники, работающие удалённо, должны быть доступны, например, пять часов в день в условный период.
Следующий момент – постановка задач. Если большинство сотрудников трудятся удаленно, задачи надо ставить более четко, чтобы каждый из них понимал, что от него ждут и в какие сроки нужно прийти к результату. Далее, проводить регулярные встречи, использовать электронные онлайн-доски движения по задачам и прочие инструменты. Людям важно понимать, что они – часть бОльшего, нежели тот условный кусок работы, который они выполняют.
Не стоит забывать и про корпоративы, тимбилдинги и другие активности, которые в последние два года вполне успешно перешли в онлайн. Они сближают команду, дают возможность пообщаться в неформальной обстановке, узнать друг друга поближе. Недавно мы проводили в своей компании онлайн-квиз. Это было так же классно, драйвово и весело, как и обычная офлайн-игра.
Привлекать специалистов не только рублём
Безусловно, для любого наёмного сотрудника важной мотивацией остаются деньги. Но это не единственный фактор, способствующий его эффективности на рабочем месте, нематериальная мотивация также важна и необходима.
И прежде чем внедрять какие-либо инструменты нематериального поощрения, важно убедиться, всё ли в порядке у сотрудника с материальным. «В рынке» ли его зарплата, соответствует ли она профессиональным компетенциям и уровню этого специалиста. И если с этим порядок, тогда нематериальные мотиваторы отлично сработают как дополнение.
Большей части сотрудников важно заниматься теми проектами, которые им нравятся, и с теми людьми, которые близки в части профессиональных ориентиров и ценностей по жизни, плюс атмосфера. Когда в компании сплоченная команда, открытые и дружелюбные люди, есть прозрачность и ясность – в такой обстановке легко работается. Это большой плюс и для найма сотрудников. Сегодня соискатель обращает внимание на отзывы о работе в компании, коллективе и конкретных топ-менеджерах.
Что касается IT-сферы, то здесь компании обычно предлагают довольно серьёзные соцпакеты. На рынке IT всегда была высокая конкуренция за персонал, и у многих наших компаний самый широкий на рынке соцпакет, сопоставимый с западными работодателями. Без этого они не смогли бы конкурировать в борьбе за специалистов на мировом уровне.
Одним из видов нематериального поощрения может стать свободный график. Работать 24/7 уже немодно, да и не очень эффективно: рано или поздно сотрудник выгорит.
Поэтому сейчас многие ищут work-life balance, то есть баланс между работой и личной жизнью. Они понимают, что нельзя быть вымотанным и, в то же время, эффективным. Я как HR тоже призываю к тому, чтобы люди не работали на износ на регулярной основе. Эффективнее они от этого не станут – скорее, наоборот. Теоретически четырехдневная рабочая неделя, которую еще недавно всерьёз обсуждали, в какой-то степени может дать сотруднику тот самый work-life balance. Человек усиленно работает четыре дня, понимая, что потом у него будет три дня отдыха.
У меня был период, когда я работала по 14-16 часов в день. И какое-то время спустя я поняла, что стала недостаточно эффективной. Одну и ту же задачу можно решить за пару часов или растянуть её на полдня. Но чтобы решить ее нетривиально, важно мыслить ясно, используя креативный подход, возможность взглянуть со стороны и прочее. И здесь тот самый баланс между работой и жизнью помогает наилучшим образом. Появляется возможность анализировать, опираться на практический опыт, расширять мировосприятие, постигать новое и учиться.
Не доводить до предела
По данным одного из исследований, несчастливый работник приносит компании убытки. Если весь фокус внимания человека на его личных проблемах, то поставленная руководителем сложная задача просто не найдет в нем отклика. Он будет либо сопротивляться, либо саботировать, либо выполнять ее с низкой скоростью и невысоким качеством.
Поэтому, даже если это один сотрудник, компания уже ощутит некоторые пробелы в бизнес-процессах. Гораздо хуже, когда большинство людей в коллективе демотивированы или напуганы. Например, им непонятно, куда движется компания, что будет с ними завтра. Это снижает их вовлеченность и эффективность.
Чтобы понимать общее психологическое состояние команды и настроения в ней, следует проводить регулярные пульс-опросы. Вопросы в них могут быть разного порядка: на выявление вовлеченности, лояльности, эмоционального состояния. Это позволит выявить тенденцию на текущий момент и вовремя среагировать на критические показатели.
Руководители и HR-специалисты должны регулярно общаться с сотрудниками. Звучит очень банально, но именно таким образом можно вовремя выявить проблему и принять нужные решения. Если сотрудник на грани выгорания, его можно отправить в отпуск, позаботиться о том, чтобы он восстановился. Но лучшим решением станет равномерное распределение задач и соблюдение баланса между работой и жизнью.
Главное, что может делать компания для поддержания ментального здоровья – создать здоровую атмосферу. В первую очередь это прозрачная коммуникация, интересные задачи, командная работа, открытость и дружелюбие.
Если речь идёт о малом бизнесе или о стартапах до 10-20 человек, то следить за психологическим состоянием сотрудников должен владелец или руководитель проекта. Мониторить ситуацию здесь гораздо проще, чем в больших компаниях. С другой стороны, в стартапах принято много работать. И сохранять продуктивность в таких условиях может только тот, кто получает удовольствие от своей работы. Поэтому самое важное в таких компаниях – подбирать сотрудников, которым нравится и сам проект, и их роль в проекте. И, конечно, поддерживать атмосферу, в которой людям будет приятно работать.
Когда команда начинает расти, я все-таки рекомендую взять человека, который будет заниматься развитием персонала целенаправленно. При дальнейшем росте компании эти процессы могут выйти из-под контроля, что напрямую повлияет на её результаты. Поэтому инвестиция в HR, на мой взгляд, здесь вполне оправдана.
Тренды ближайшего будущего
Рынок труда постоянно меняется, а в турбулентные времена изменения происходят гораздо быстрее. В этой ситуации понимание тенденций в сфере управления персоналом может помочь в конкурентной борьбе. На мой взгляд, в ближайшее время развитие HR-функций будет происходить с учетом следующих трендов:
Повсеместное использование офисов, скорее всего, останется в прошлом. Думаю, примерно 70% компаний перейдут на какие-то удаленные форматы, типа виртуального офиса. Если компания не предлагает возможность удаленной работы, она уменьшает свои шансы в борьбе за персонал в нынешних условиях, особенно в сфере ИТ работодатели будут больше думать о work-life balance своих сотрудников. Необязательное посещение офиса или укороченный рабочий день высвободят ресурсы и силы для более эффективной работы и решения поставленных задач.
Управленческая модель останется вертикальной (иерархической). Массового перехода к горизонтальной модели управления, думаю, у нас не произойдет. К этому пока не готовы ни собственники, ни сотрудники. Что такое горизонтальная модель? Люди получают внутри команды стратегическую задачу. И они должны сами разбить ее на тактические задачи, сами себе установить сроки, определить внутри команды неформального лидера проекта и быть самоорганизующейся командой. Чтобы работать в таких структурах, нужны мотивированные и самостоятельные люди с мышлением предпринимателя – способные работать так, будто это их бизнес. Такие сотрудники на рынке труда особенно ценны, за ними ведется охота.
Отказ от корпоративной почты. Эта тенденция началась еще несколько лет назад, но сейчас она стала особенно актуальна. Казалось бы, корпоративная почта – простое и удобное средство коммуникации внутри команды. Но проблема в том, что на разбор корпоративной почты сотрудники тратят непропорционально много времени. Нередки ситуации, когда при ответе на корпоративную рассылку нечаянно нажимают на кнопку «ответить всем». В результате адресаты отвлекаются на прочтение сообщений, которые не предназначались им. Еще одна проблема – длинные переписки по каждому вопросу, из-за чего реализация проектов затягивается. Или невозможность выйти из переписки, в которую сотрудник был включён на ранних стадиях проекта, а затем в процессе реализации переключился на другой проект. Место корпоративной почты сейчас занимают постановщики задач и другие средства коммуникации. IT-компании продолжат использовать их вместо электронной почты для внутренних коммуникаций и более эффективной работы.
Материальная мотивация сотрудников за счет клиента. Чаевые – важный атрибут ресторанной сферы. Именно они составляют основной доход официантов. Несколько лет назад агрегаторы такси дали возможность клиентам доплатить водителю, оставив чаевые через приложение. Эта тенденция проникает и в остальные сферы, в том числе технологичные. Например, клиенты хостинговой компании могут оформить донат службе техподдержки, если они довольны её работой. В выигрыше все: и сотрудники, и клиенты, и компания.
- Необходимость освоения новой профессии. Автоматизация процессов может оставить без работы многих сотрудников и даже целые профессии. Но я думаю, всё не так страшно. Эти люди вполне могут найти себе применение в других сферах и нишах, если сумеют переквалифицироваться и получить новую специальность. В принципе, это происходит уже сейчас. IT-компании смогут расширяться, в том числе за счёт новичков в профессии, которые будут приходить в неё на позиции тестировщиков и аналитиков из других сфер.
Данными эйчары делятся с руководителями на местах.
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
Павел Дуров — основатель и основной инвестор Telegram. В 2006 году он основал сайт «ВКонтакте», который позиционировался как социальная соцсеть для студентов и выпускников российских вузов. Это был своеобразный ответ соцсети Марка Цукерберга. Тот также изначально создал соцсеть для студентов американских вузов.
Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.
Одна из них нужна для персонального цифрового помощника, который создаётся на основе данных пользователя.
По итогам 2024 года женщины занимают 53% в онлайн-бизнесе, но среди руководителей компаний их всего 30%. Ветеринария — единственная сфера, где женщин-руководителей больше, чем мужчин.
Компания говорит, что в них включают по чётким критериям. Собеседники издания — что попасть в список можно, просто если не понравился менеджеру.
Может и будут большинство специалистов выбирать команды без тотального контроля, но мне кажется, что он им необходим
удаленка действительно не всем подходит. есть люди которые сами организовывают свое время и выполняют поставленные задачи, а есть которые без тотального контроля не могут выполнять свою работу
какой самый удобный способ коммуникации вместо почты (на работе)?
Поэтому сейчас многие ищут work-life balance, то есть баланс между работой и личной жизнью.
И в итоге приходят к тому, что работа для них становится жизнью. Куда печальнее, когда такие находятся среди начальников и начинают требовать от подчиненных того же, что и от себя.
а летом будут работать уделенщики?
эх, жду лета - парк, удаленка - красота!
Счастливее сотрудника кроме денег вряд ли что-то сделает))