Будущее рынка труда: как правильно организовать работу сотрудников в условиях удаленки и разных нестабильностей

Будущее рынка труда: как правильно организовать работу сотрудников в условиях удаленки и разных нестабильностей

В 2022 году удаленный формат работы сохранят многие компании. Согласно недавнему исследованию, 90% сотрудников довольны возросшей свободой работы на дому. Дистанционный режим работы, а также сокращенный рабочий день, могут использоваться работодателями как преимущество в высококонкурентных сферах, например, в IT. Сейчас, когда российские компании сталкиваются с возрастающим дефицитом IT-сотрудников, им придется еще больше думать о собственной HR-привлекательности. О том, какие тренды будут актуальны в IT-сфере в ближайшее время, для нашего блога рассказала Виктория Болотских, руководитель HR-проектов Platforma.

Оглавление

Свобода сотрудников как новая норма

Рынки и ситуация на них в последние годы меняются невероятно быстро. И успевать за этими изменениями, в том числе касающимися сферы труда, – одна из ключевых задач бизнеса. До определенного момента рынок труда принадлежал работодателю. Но в последние 10 лет он трансформируется в рынок соискателя.

Уже очевидно, что наёмные сотрудники хотят большей свободы. Пандемия лишь усилила эту тенденцию. Сотрудникам важно работать в собственном графике и с той скоростью, которую они считают нужной здесь и сейчас. При этом для многих из них уже не так важно оставаться в найме. Можно быть самозанятым: создавать собственные проекты, работать на разные компании. Приобретает значение и свобода сотрудников в рамках своих полномочий.

Один из важных инструментов в успешной борьбе за персонал – позволить своим специалистам работать по свободному графику, не в офисе и даже не в штате.

Некоторые компании используют программы для контроля рабочего времени и коммуникаций сотрудников, находящихся на дистанционном режиме. На мой взгляд, этот инструмент не способствует эффективности в достижении целей бизнеса. Особенно если речь идёт о сфере IT. Разработка – это творческий процесс, а тотальный контроль несовместим с творчеством. Определённая свобода в части действий необходима. У сотрудника есть задача и сроки её выполнения, дальше он сам может решать, что и в каком темпе делать.

По сути, он как бы «перенимает» часть ответственности у руководителя. Творческий процесс подразумевает не только более-менее свободный график, но и принятие на себя большей ответственности. Руководитель и подчинённый разделяют её между собой. А когда руководитель контролирует каждый шаг сотрудника – тот просто подчиняется и следует указаниям. Эффективность работы здесь гораздо меньше, чем при сознательном подходе. Большинство классных специалистов будут выбирать для себя команды, в которых нет тотального контроля.

Сейчас сотрудник должен иметь возможность ощутить себя предпринимателем на рабочем месте. Поэтому важно подбирать людей, увлеченных выбранным направлением и профессиональным развитием. Их действия обеспечат эффективность бизнеса. Со стороны же компании важно дать понять, что вклад каждого сотрудника является значимым и ценным для общего дела. Тогда вряд ли возникнут проблемы с тем, что «удалённые» сотрудники используют рабочее время не по назначению. Если сотрудник неэффективен, то проблема обычно не в слабом контроле, а в мотивации и вовлеченности.

На удалёнке в едином поле

Конечно, далеко не все могут эффективно работать вне офиса. Главное в формировании команды в новых условиях – ее тщательный подбор. Для этого нужно понимать, на что нацелен бизнес, какая категория сотрудников ему необходима, какими навыками они должны обладать.

Второй важный фактор – менеджмент: как выстроены бизнес-процессы и коммуникации. Если говорить в целом о разрозненных командах, то важна работа в едином поле. Может помочь единый график. То есть все сотрудники, работающие удалённо, должны быть доступны, например, пять часов в день в условный период.

Следующий момент – постановка задач. Если большинство сотрудников трудятся удаленно, задачи надо ставить более четко, чтобы каждый из них понимал, что от него ждут и в какие сроки нужно прийти к результату. Далее, проводить регулярные встречи, использовать электронные онлайн-доски движения по задачам и прочие инструменты. Людям важно понимать, что они – часть бОльшего, нежели тот условный кусок работы, который они выполняют.

Не стоит забывать и про корпоративы, тимбилдинги и другие активности, которые в последние два года вполне успешно перешли в онлайн. Они сближают команду, дают возможность пообщаться в неформальной обстановке, узнать друг друга поближе. Недавно мы проводили в своей компании онлайн-квиз. Это было так же классно, драйвово и весело, как и обычная офлайн-игра.

Привлекать специалистов не только рублём

Будущее рынка труда: как правильно организовать работу сотрудников в условиях удаленки и разных нестабильностей

Безусловно, для любого наёмного сотрудника важной мотивацией остаются деньги. Но это не единственный фактор, способствующий его эффективности на рабочем месте, нематериальная мотивация также важна и необходима.

И прежде чем внедрять какие-либо инструменты нематериального поощрения, важно убедиться, всё ли в порядке у сотрудника с материальным. «В рынке» ли его зарплата, соответствует ли она профессиональным компетенциям и уровню этого специалиста. И если с этим порядок, тогда нематериальные мотиваторы отлично сработают как дополнение.

Большей части сотрудников важно заниматься теми проектами, которые им нравятся, и с теми людьми, которые близки в части профессиональных ориентиров и ценностей по жизни, плюс атмосфера. Когда в компании сплоченная команда, открытые и дружелюбные люди, есть прозрачность и ясность – в такой обстановке легко работается. Это большой плюс и для найма сотрудников. Сегодня соискатель обращает внимание на отзывы о работе в компании, коллективе и конкретных топ-менеджерах.

Что касается IT-сферы, то здесь компании обычно предлагают довольно серьёзные соцпакеты. На рынке IT всегда была высокая конкуренция за персонал, и у многих наших компаний самый широкий на рынке соцпакет, сопоставимый с западными работодателями. Без этого они не смогли бы конкурировать в борьбе за специалистов на мировом уровне.

Одним из видов нематериального поощрения может стать свободный график. Работать 24/7 уже немодно, да и не очень эффективно: рано или поздно сотрудник выгорит.

Поэтому сейчас многие ищут work-life balance, то есть баланс между работой и личной жизнью. Они понимают, что нельзя быть вымотанным и, в то же время, эффективным. Я как HR тоже призываю к тому, чтобы люди не работали на износ на регулярной основе. Эффективнее они от этого не станут – скорее, наоборот. Теоретически четырехдневная рабочая неделя, которую еще недавно всерьёз обсуждали, в какой-то степени может дать сотруднику тот самый work-life balance. Человек усиленно работает четыре дня, понимая, что потом у него будет три дня отдыха.

У меня был период, когда я работала по 14-16 часов в день. И какое-то время спустя я поняла, что стала недостаточно эффективной. Одну и ту же задачу можно решить за пару часов или растянуть её на полдня. Но чтобы решить ее нетривиально, важно мыслить ясно, используя креативный подход, возможность взглянуть со стороны и прочее. И здесь тот самый баланс между работой и жизнью помогает наилучшим образом. Появляется возможность анализировать, опираться на практический опыт, расширять мировосприятие, постигать новое и учиться.

Не доводить до предела

По данным одного из исследований, несчастливый работник приносит компании убытки. Если весь фокус внимания человека на его личных проблемах, то поставленная руководителем сложная задача просто не найдет в нем отклика. Он будет либо сопротивляться, либо саботировать, либо выполнять ее с низкой скоростью и невысоким качеством.

Поэтому, даже если это один сотрудник, компания уже ощутит некоторые пробелы в бизнес-процессах. Гораздо хуже, когда большинство людей в коллективе демотивированы или напуганы. Например, им непонятно, куда движется компания, что будет с ними завтра. Это снижает их вовлеченность и эффективность.

Чтобы понимать общее психологическое состояние команды и настроения в ней, следует проводить регулярные пульс-опросы. Вопросы в них могут быть разного порядка: на выявление вовлеченности, лояльности, эмоционального состояния. Это позволит выявить тенденцию на текущий момент и вовремя среагировать на критические показатели.

Руководители и HR-специалисты должны регулярно общаться с сотрудниками. Звучит очень банально, но именно таким образом можно вовремя выявить проблему и принять нужные решения. Если сотрудник на грани выгорания, его можно отправить в отпуск, позаботиться о том, чтобы он восстановился. Но лучшим решением станет равномерное распределение задач и соблюдение баланса между работой и жизнью.

Главное, что может делать компания для поддержания ментального здоровья – создать здоровую атмосферу. В первую очередь это прозрачная коммуникация, интересные задачи, командная работа, открытость и дружелюбие.

Если речь идёт о малом бизнесе или о стартапах до 10-20 человек, то следить за психологическим состоянием сотрудников должен владелец или руководитель проекта. Мониторить ситуацию здесь гораздо проще, чем в больших компаниях. С другой стороны, в стартапах принято много работать. И сохранять продуктивность в таких условиях может только тот, кто получает удовольствие от своей работы. Поэтому самое важное в таких компаниях – подбирать сотрудников, которым нравится и сам проект, и их роль в проекте. И, конечно, поддерживать атмосферу, в которой людям будет приятно работать.

Когда команда начинает расти, я все-таки рекомендую взять человека, который будет заниматься развитием персонала целенаправленно. При дальнейшем росте компании эти процессы могут выйти из-под контроля, что напрямую повлияет на её результаты. Поэтому инвестиция в HR, на мой взгляд, здесь вполне оправдана.

Тренды ближайшего будущего

Будущее рынка труда: как правильно организовать работу сотрудников в условиях удаленки и разных нестабильностей

Рынок труда постоянно меняется, а в турбулентные времена изменения происходят гораздо быстрее. В этой ситуации понимание тенденций в сфере управления персоналом может помочь в конкурентной борьбе. На мой взгляд, в ближайшее время развитие HR-функций будет происходить с учетом следующих трендов:

  • Повсеместное использование офисов, скорее всего, останется в прошлом. Думаю, примерно 70% компаний перейдут на какие-то удаленные форматы, типа виртуального офиса. Если компания не предлагает возможность удаленной работы, она уменьшает свои шансы в борьбе за персонал в нынешних условиях, особенно в сфере ИТ работодатели будут больше думать о work-life balance своих сотрудников. Необязательное посещение офиса или укороченный рабочий день высвободят ресурсы и силы для более эффективной работы и решения поставленных задач.

  • Управленческая модель останется вертикальной (иерархической). Массового перехода к горизонтальной модели управления, думаю, у нас не произойдет. К этому пока не готовы ни собственники, ни сотрудники. Что такое горизонтальная модель? Люди получают внутри команды стратегическую задачу. И они должны сами разбить ее на тактические задачи, сами себе установить сроки, определить внутри команды неформального лидера проекта и быть самоорганизующейся командой. Чтобы работать в таких структурах, нужны мотивированные и самостоятельные люди с мышлением предпринимателя – способные работать так, будто это их бизнес. Такие сотрудники на рынке труда особенно ценны, за ними ведется охота.

  • Отказ от корпоративной почты. Эта тенденция началась еще несколько лет назад, но сейчас она стала особенно актуальна. Казалось бы, корпоративная почта – простое и удобное средство коммуникации внутри команды. Но проблема в том, что на разбор корпоративной почты сотрудники тратят непропорционально много времени. Нередки ситуации, когда при ответе на корпоративную рассылку нечаянно нажимают на кнопку «ответить всем». В результате адресаты отвлекаются на прочтение сообщений, которые не предназначались им. Еще одна проблема – длинные переписки по каждому вопросу, из-за чего реализация проектов затягивается. Или невозможность выйти из переписки, в которую сотрудник был включён на ранних стадиях проекта, а затем в процессе реализации переключился на другой проект. Место корпоративной почты сейчас занимают постановщики задач и другие средства коммуникации. IT-компании продолжат использовать их вместо электронной почты для внутренних коммуникаций и более эффективной работы.

  • Материальная мотивация сотрудников за счет клиента. Чаевые – важный атрибут ресторанной сферы. Именно они составляют основной доход официантов. Несколько лет назад агрегаторы такси дали возможность клиентам доплатить водителю, оставив чаевые через приложение. Эта тенденция проникает и в остальные сферы, в том числе технологичные. Например, клиенты хостинговой компании могут оформить донат службе техподдержки, если они довольны её работой. В выигрыше все: и сотрудники, и клиенты, и компания.

  • Необходимость освоения новой профессии. Автоматизация процессов может оставить без работы многих сотрудников и даже целые профессии. Но я думаю, всё не так страшно. Эти люди вполне могут найти себе применение в других сферах и нишах, если сумеют переквалифицироваться и получить новую специальность. В принципе, это происходит уже сейчас. IT-компании смогут расширяться, в том числе за счёт новичков в профессии, которые будут приходить в неё на позиции тестировщиков и аналитиков из других сфер.
1919
17 комментариев

Может и будут большинство специалистов выбирать команды без тотального контроля, но мне кажется, что он им необходим

2

удаленка действительно не всем подходит. есть люди которые сами организовывают свое время и выполняют поставленные задачи, а есть которые без тотального контроля не могут выполнять свою работу

3

какой самый удобный способ коммуникации вместо почты (на работе)?

Поэтому сейчас многие ищут work-life balance, то есть баланс между работой и личной жизнью.

И в итоге приходят к тому, что работа для них становится жизнью. Куда печальнее, когда такие находятся среди начальников и начинают требовать от подчиненных того же, что и от себя.

а летом будут работать уделенщики?

эх, жду лета - парк, удаленка - красота!

Счастливее сотрудника кроме денег вряд ли что-то сделает))