{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Студенческие стартапы: как в вузах помогают начать свое дело

Современные образовательные программы нацелены на развитие у студентов предпринимательских навыков, а российские университеты стараются создать благоприятную среду для появления и развития молодежных стартапов. Кроме того, чтобы сделать университеты местом запуска и дальнейшего продвижения бизнес-идей, в этом году запускается федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Рассказываем о том, как студенты начинают свое дело уже в процессе учебы.

Первая стартап-школа на Северном Кавказе

Первая на Северном Кавказе стартап-школа «Бизнес+» была организована в рамках реализации программы «Приоритет 2030». Для прохождения образовательного курса были выбраны 150 студентов Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Участниками стали те обучающиеся, которые смогли заявить о себе, рассказав о своих идеях, целях и предпринимательском опыте. Студенты погрузились в основы предпринимательской деятельности, получили новые знания на образовательных блоках и сразу же применили их на практике. Кроме того, участники школы получили финансирование в 1,5 млн рублей на реализацию своих идей.

Оценивали проекты представители бизнес-сообщества региона, которые выступили также наставниками и инвесторами. В частности, их внимание привлекли магистры направления «Реклама и связи с общественностью» Александр Бережнов, Сергей Гнездилов и Алена Садыкова, разработавшие уникальный проект «Онлайн-курс «Контент-мейкер» для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Курс включает в себя получение практических навыков работы с графическими редакторами, создание сайтов, копирайтинг, а также предусматривает блок по продвижению и монетизации полученных навыков. Спецификой проекта является особая форма преподнесения материала, комфортная для обучения лиц с ограниченными возможностями.

Алена Садыкова

Также внимание членов жюри привлекла разработка Бекмагомеда Джабраилова, который предложил проект «Еcoworld: съедобная посуда».

Приоритетная идея нашего продукта — решить проблему загрязнения планеты, предложив рынку новый вид съедобной посуды, с различными вкусовыми качествами и различным составом, с учетом предпочтений любителей сладкого, веганов, а также людей, ведущих здоровый образ жизни.

Алексей Голик, участник стартап-школы, студент Института экономики и управления СКФУ

Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов подчеркнул, что выстраивание эффективной экосистемы молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений вуза.

Сегодня молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем. Однако и начинающие молодые предприниматели, и те, кто только думает начать заниматься бизнесом, сталкиваются с рядом трудностей, и одна из целей нашей бизнес-школы — помочь ребятам справиться с ними.

Дмитрий Беспалов, Ректор Северо-Кавказского федерального университета

Университетские связи в помощь бизнесу

Еще одна молодая предпринимательница с Кавказа, Марина Тавасиева, выпускница Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) призналась, что создать свой бизнес ей помогла активная общественная деятельность в студенческие годы.

Благодаря университетским связям теперь меня зовут в предпринимательские и социально-ориентированные проекты, помогают в организации грамотного маркетинга и рекламе.

Марина Тавасиева, выпускница Северо-Кавказского горно-металлургического института

Выпускница вуза стала профессиональным шоколатье и основала собственный бренд.

Для меня все началось в студенческие годы с желания начать работать на себя, быть финансово независимой. Я начала участвовать в конкурсах, программах поддержки государством инициатив молодежи и благодаря этому без собственных материальных вложений получаю много необходимого для моего маленького дела.

Марина Тавасиева

Сейчас она старается передать свой опыт детям — будущим кондитерам.

Я и моя команда ведем и активную социальную работу: проводим мастер-классы и веселые уроки для будущих кондитеров и шоколатье — школьников, воспитанников детских учреждений. Помогаем деткам совместить приятное, полезное и сладкое!

Мария Тавасиева
Мария Тавасиева

Никита Попков — бывший студент Южно-Уральского государственного университета — тоже начал строить бизнес еще в студенческие годы. Сейчас он возглавляет собственную компанию, ставшую ведущим производителем комплектующих для дентальных (зубных) имплантов.

Все мы познакомились в университете. Там нам дали хорошую базу в плане начальных знаний, понимания процессов. Так как мы работаем в производстве, это важно. Мы продолжаем сотрудничество с вузом, и сейчас у нас есть совместные проекты.

Никита Попков, бывший студент Южно-Уральского государственного университета

Вовлечение студентов в инновационную деятельность

Собственную компанию основали и научные сотрудники Уральского федерального университета (УрФУ) — аспирант физико-технического факультета Андрей Елагин и доктор химических наук Максим Миронов. Заняться бизнесом они решили, когда в ходе научных исследований создали реагент, отделяющий жиры и масла от различных поверхностей, в том числе воды.

Разработке нашли применение: компания занимается очисткой промышленных сточных вод от масел и нефтепродуктов, ликвидирует разливы нефти, улучшает экстракцию растительного масла и выпускает экологичную продукцию для бытовых нужд.

Сейчас предприятие сотрудничает с крупнейшими промышленными компаниями страны. Развитию бизнеса способствовали в том числе компетенции команды, полученные на проекте УрФУ «Инновационный дайвинг» по вовлечению студентов в инновационную деятельность.

Команда молодых ученых принимала участие в «дайвинге», отрабатывая навыки коммерциализации научно-технологических разработок университета. Затем команда проекта прошла полный цикл всех сервисов, которые инновационная инфраструктура вуза предоставляет стартапам. Ребята получили возможность полноценно доработать свою идею, прошли ряд образовательных программ и пользовались менторской поддержкой партнеров инновационной инфраструктуры. Успех компании стал ярким подтверждением качества нашей молодежной школы создания инновационных бизнес-проектов.

Надежда Терлыга, руководитель инновационной инфраструктуры УрФУ

Защита стартапов в качестве выпускной квалификационной работы

Сейчас студенты УрФУ, участвующие в проекте «Инновационный дайвинг», готовятся к защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Эта программа стартовала в вузе еще в 2020 году.

Дипломная работа может представлять собой как идею, так и готовый бизнес-проект (с зарегистрированным юридическим лицом и сформированной командой). Перед защитой студенты проходят менторские и экспертные сессии по маркетингу технологических проектов, мастер-классы «Маркетинг технологических проектов. Оценка рынка», «Управление интеллектуальной собственностью» и «Финансовые модели и экономика инновационных проектов», презентацию выполненных заданий, предзащиту и консультации с экспертами.

Во Владивостоке студенты также готовятся к защите дипломов в виде стартапов. В течение года они работали в акселераторе технопарка «Русский» Дальневосточного федерального университета над проектами в области информационных технологий, туризма, робототехники и образования. В июне готовые проекты будут представлены ведущим компаниям Дальнего Востока в качестве выпускных квалификационных работ.

С 2017 года в подобном формате защитились 38 выпускников вуза с проектами в области биоинженерии, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники и в других направлениях. В студенческие стартапы уже привлечено более 12 млн рублей.

Всего до конца этого года через массовый тренинг предпринимательских компетенций пройдут не менее 30 тыс. обучающихся. Тысяча из них получит гранты в 1 млн рублей на создание стартапов. Также реализуются 150 акселерационных программ, в которых студенты смогут представить свои проекты потенциальным инвесторам.

Стимулирование студенческой активности в создании технологических команд и стартапов продолжится и дальше: в 2023 году поддержку получат 1,5 тыс. студентов, а в 2024 году — около 2 тыс. учащихся вузов. Правительство страны до 2024 года направит на эти цели 4,5 млрд рублей.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

0
1 комментарий
Айгиз Мухамедьянов

"У наших студентов проекты в области биоинженерии, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники" - но лучше мы вам расскажем про онлайн курсы. 👍

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда