{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Релокейт: кто уезжает, кто нет, зачем и почему

В мае NEWHR сделал опрос в 25 телеграм-каналах с вакансиями. Мы узнали, как разные профессионалы в ИТ-сфере относятся к релокейту.

Цель опроса: понять, что происходит с релокейтом сейчас, чтобы знать, что делать работодателям и работникам.

  • Люди уезжают, остаются или уезжают-и-возвращаются?

  • Что влияет на принятие решения в вопросе релокации?

  • По какому принципу выбирают страну для релокейта?
  • Кто в вашей сфере уезжает, а кто остается?

Основные спойлеры

Давайте мы сразу расскажем, кто из профессионалов в ИТ наиболее склонен к релокейту, а если вам будут интересны детали, читайте всю статью!

Кто из профессионалов в ИТ больше всего заинтересован в релокейте?

ТОП3 профессий, наиболее заинтересованных в релокации на текущий момент: ИТ-профессии (тут мы объединили разработчиков, девопсов и тестировщиков), продакт и проджект менеджеры и аналитики (аналитиков мы объединили с дата сайнтистами). На четвертом месте по заинтересованности — HR, на четвертом — дизайнеры. Маркетологи, сейлзы, редакторы, SMM и PR специалисты – others). Существует гипотеза, почему так: есть профессии, где люди связаны с культурой и языком. Поэтому им сложнее всего релоцироваться, и таким специалистам важно не только знание иностранного языка, но и глубокое понимание культуры.

Профессионалы какого уровня заинтересованы в релокейте?

Если разложить результаты опроса по грейдам, то на первом месте среди тех, кого интересует релокация, мидлы и руководители (по 27%). То, что джуны и стажеры (13%) практически в конце, неудивительно, потому что они не самые востребованные специалисты. 10% из нашей выборки занимают ТОПы. Такое количество ТОПов, нацеленных на релокацию, с нашей точки зрения, значимый показатель, учитывая, что ТОПов меньше, чем всех остальных специалистов.

Кратко про методику

Опрос проходил в гугл формах, сбор данных проходил три дня, респонденты – подписчики 25 каналов с вакансиями от Geekjob.ru. В нашу выборку попали разработчики (JS, Python, Ruby, Go, Java, Mobile (iOS, Android), PHP, C, C++, C#), тестировщики, девопсы и сисадмины, продуктовые аналитики, дата сайентисты, продакт и проджект менеджеры, рекрутеры и HR, технические и ТОП-менеджеры, дизайнеры, пиарщики и многие другие.

Всего в исследовании приняло участие 267 респондентов. Данные исследования мы считаем репрезентативными, потому что это количество обеспечивает достаточный объем выборки.

Презентация по результатам опроса в миро.

О чем спрашивали:

В первую очередь нас интересовали поведенческие стратегии: релокация, выезд из страны на время и полное нежелание релоцироваться. Также мы исследовали причины релокации.

Были ли планы по релокации до 24 февраля и поменялись ли они после?

45% респондентов не планировали релокацию до 24 февраля. Но после этой даты количество сомневающихся уменьшилось более чем в два раза, до 22%. Произошла жесткая поляризация мнений: за и против релокейта. При этом на треть выросло количество тех, кто позитивно относится к нему относится.

До 24 февраля 6% не задумывалось о релокейте. После 24 февраля их доля выросла больше чем в 2 раза — до 14%. Мы сделали разбивку: из этих 14% точно не уедут всего 8%, не знают — 26%, не уедут в этом году — 38%, не уедут в ближайшие месяцы — 28%.

Почему люди остаются. Топ причин:

  1. При релокации мое качество жизни ухудшится
  2. Я остаюсь, потому что моя компания продолжает работать в РФ
  3. Меня устраивает место работы в РФ
  4. Я больше востребован как профессионал именно в РФ
  5. В РФ остаются мои друзья и проф. комьюнити
  6. Не представляю себе жизни вне РФ
  7. У меня хорошие жизненные перспективы в РФ

Всего 12% до 24 февраля имели конкретные планы по релокации

36% планировали релокацию до 24 февраля, но без конкретики.

До 24 февраля 48% планировали релокацию, после — 64%.

Топ причин для релокации:

  1. Несогласие с политикой государства в текущей ситуации
  2. Отсутствие жизненных перспектив в РФ
  3. Отсутствие личной безопасности, безопасности семьи
  4. Выезжаю, так как полагаю, что в дальнейшем не будет возможности выехать
  5. Из-за угрозы мобилизации
  6. Серьезные затруднения работы бизнеса в РФ
  7. Невозможность профессионального развития в РФ
  8. Невозможность пользоваться привычными профессиональными инструментами
  9. Угроза безопасности имущества

Что конкретно делают люди, которые хотят релоцироваться:

  • Едут или уже переехали — 40% (сравним с 64%, которые положительно относятся к релокации для себя)
  • Никуда не едут — 46%
  • Едут и возвращаются — 13%

Последняя группа "еду-и-возвращаюсь" (13%) самая интересная с точки зрения их финального отношения к релокации. В текущей ситуации турбулентности сложно оценить, сколько респондентов точно уедут, а сколько точно останутся. Есть риск, что "вернувшиеся" вернулись, чтобы подготовиться к финальному отъезду, а значит, уедет больше 50%. Но также есть вероятность, что "вернувшиеся" решили свои задачи за рубежом и не планируют больше покидать Россию.

Мы планируем сделать сравнительное исследование осенью 2022 года, чтобы оценить итоговое распределение уезжающих и остающихся.

Есть ли возможность трудоустройства в случае релокации?

Здесь все зависит во многом от работы, поэтому самое время заняться карьерной стратегией. Даже если сразу не получится релоцироваться, в любом случае надо двигаться в этом направлении, если у вас есть такая цель: подтягивать язык и оценивать востребованность вашей профессии за рубежом.

Когда именно уезжают?

90% релоцирующихся уехали до 01 марта 2022 года. Большая часть — 36% выехали в марте-апреле. До 1 марта уехало 10%. Сейчас (в мае и июне) выезжают 19% и 35% имеют четкие планы на выезд после июня.

С кем едут?

Самый интересный ответ здесь — с частью семьи. Это когда, например, выехала жена с ребенком, а муж не может релоцироваться, либо присоединится к ним позже. Также наши респонденты могут воспринимать семью не как «муж+жена и дети», а более объемно и включают в это понятие родителей, братьев и сестер.

Кто помогает в релокации

Треть людей релоцируется с поддержкой от компании — текущего или будущего работодателя. Большинство — самостоятельно, вне зависимости от текущей или будущей работы. И, что интересно, 7% релоцируются вместе с компанией, но без ее помощи.

На каких условиях происходит релокация

Интересно, что практически у половины заработок не изменился, а у 18% даже увеличился. А соцпакет улучшился у 7% респондентов. А у 18% ухудшился: возможно, это связано с выходом на новые рабочие места. Поэтому если вы планируете релокацию со сменой работы, то не стоит рассчитывать на увеличение соцпакета.

Как изменилась работа при релокации

Практически у трети увеличилось количество интересных задач и только у 8% уменьшилось. Это может быть связано с тем, что у бизнесов, которые уезжают из России, появляются новые цели по выживанию. Плюс увеличение количества интересных задач может быть связано с тем, что на одного человека теперь в принципе их приходится больше. Тот факт, что 56% респондентов отмечают, что зона ответственности не изменилась, а значит, не ухудшилась, — очень хорошая новость.

Маршрут релокации

Очень много факторов влияют на маршрут людей при релокации. Наши респонденты рассматривают разные варианты: из них 31% релоцируется на постоянное место, у 35% текущая точка релокации не совпадает с финальной, а 34% не знают, будет ли это финальная точка или они отправятся куда-то еще.

Страны для релокации

В перечне мест, куда едут люди, есть страны выезда — не всегда они являются конечной целью релокации.

50% опрошенных выбрали для релокации Турцию, Армению, Грузию, Германию и Кипр.

Желаемая конечная точка релокации

ТОП5 стран, куда уезжают: Турция, Армения, Грузия, Германия, Кипр.

Интересно было сравнить, какие страны наши респонденты выбрали в качестве желаемой конечной точки релокации. Большая часть респондентов пока не определилась, а ТОП стран финального выбора: США, Европа вообще, Великобритания, Португалия, Нидерланды, Германия, Испания, Канада, Ирландия и Израиль.

Топ причин выбора страны для релокации

Почему респонденты выбирали ту или иную страну для жизни?

Интересно, что на третьем месте среди критериев по выбору страны стоит климат. На первом месте, что логично, легализация, на втором — сохранение привычного уровня жизни.

Срок релокации

11% уезжают на год: это означает, что 12 месяцев — это максимальный горизонт планирования, который люди себе могут представить, по принципу «годик поживем, поймем». И чаще у респондентов — этот период до конца 2022 года.

Стратегии релокации в зависимости от профессии

Наиболее активно участвовали в опросе продакт и проджект-менеджеры, разработчики, девопсы, тестировщики, аналитики, дата сайнтисты, эйчары и дизайнеры.

Лидеры по релоцированию — разработчики, тестировщики, девопсы и дизайнеры. 44% из них едут или уже переехали. 43% продактов с проджектами также релоцируются. Меньше всего релокантов (26%) среди эйчаров, несмотря на их высокий интерес к самой теме.

Аналитики — лидеры по варианту «остаюсь в России, никуда не еду»: 50% из них заявили об этом выборе. Следующими по этой стратегии стали продакт- и проджект-менеджеры — 47% и эйчары — 45%. Менее всего привязаны к дому были разработчики, девопсы и тестировщики — 38%.

Стратегии релокации в зависимости от грейда

Мидлы — лидеры сегмента «остаюсь в России и никуда не еду» — 59%.

Синьоры — лидеры сегмента «уже переехал» — 50%, что неудивительно, поскольку именно этот уровень профессионалов наиболее востребован и у них больше всего шансов на сохранение работы при переезде, на релокацию со сменой работы.

Одинаковые доли руководителей команд и топ-менеджеров — 45% — остались в РФ и продолжают работать оттуда.

Стажеры и джуниоры представлены в нашей выборке незначительным числом респондентов, поэтому мы не включили их в визуализацию.

Что дальше?

Мы в NEWHR продолжим делать короткие пятиминутные исследования рынка ИТ.

Ближайшие темы исследований:

  • Зарплата: сколько сейчас стоит нанимать и какую оплату труда просить?
  • Трудовое оформление в условиях релокейта сотрудников.
  • Смена работы в текущих условиях: удачная возможность или вынужденная необходимость?
  • Удержание и найм в 2022 году: работающие и неработающие механики.
  • Спектр задач для современных профессий в ИТ.
  • Карьерный трек как обдуманная стратегия роста.
  • Тренды в ИТ-профессиях

Следите за анонсами в нашем телеграм-канале и смотрите эфиры по результатам исследований в нашем ютуб-канале.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда