Научите рекрутеров задавать правильные вопросы
Недавно услышала, как большой миллионер задавался вопросом: «Зачем мне HR-специалист? Почему я должен ему платить такую-то годовую зарплату, если я и сам неплохо справляюсь с подбором команды».
Вопрос, что называется, не в бровь, а в самое сердце.
А зачем платить вот эту же годовую зарплату бухгалтеру? Или персональному ассистенту, например? Ведь она просто делопроизводством занимается, протоколы совещаний ведёт, воду подносит, ну ещё билеты бронирует и лекарства покупает за 50 тысяч рублей в месяц, точнее за 600 тысяч рублей в год. А хороший HR-сотрудник напрямую при этом влияет на прибыль компании.
Проблема, конечно, и в HR-специалистах тоже.
Достаточно посмотреть на требования к кандидатам: гуманитарное, желательно психологическое образование (ну, конечно, он должен разбираться в тонкостях психики, ведь неудавшийся психотерапевт прямо подходит для рекрутмента и работы с людьми), опыт работы от года (разве нужно больше), совершенно необязательное знание английского (зачем нам последние достижения и научные статьи по тематике), никаких требований к серьёзной «полевой» работе.
И это можно объяснить. Наука новая. Сами руководители ничего про это не знают, а требования к вакансиям переписывают друг у друга. Никто не ставит серьезной задачи — обучить навыкам управления людьми управленцев среднего звена. Да что там — сами собственники уверены, что если они управляют бизнесом, то уж с людьми как-нибудь справятся.
Так оно всё в своём болоте и самовоспроизводится. Некого винить.
Рекрутер на собеседовании
Учиться никогда не поздно. Точнее, всегда вовремя, так что начнём с простого. Какие вопросы стоит задавать рекрутеру на собеседовании, чтобы подбирать именно тех людей, которые нужны бизнесу, вернее собственнику, потому что он и есть бизнес. А какие вопросы абсолютно бесполезны и даже вредны.
- HR-менеджеры Google говорят нам с высоты своего гения, что лучше не нанять хорошего работника, чем сделать ошибку и нанять двух плохих. Спасибо им за установку и неустанное совершенствование в управлении людьми. Приятно идти за сильными и умными.
- Очень важно, чтобы HR чётко понимал ценности собственника. То есть подбирая себе рекрутера, ищите единомышленника с максимально близкими лично вам ценностями, а не только по резюме, бюджету и компетенциям. Это можно подкрутить. А сердце и воспитание — очень долго и трудоёмко.
- Не стесняйтесь регулярно проверять работу своих подборщиков. Собеседуйте людей вместе. Слушайте друг друга. Слушайте своего рекрутера даже больше. Как он думает, о чём спрашивает людей, как ретранслирует в мир информацию о вашем бизнесе, как ведёт себя с людьми. Тестируйте его работу не только первое время, но и регулярно потом. Людям свойственно расслабляться и чувствовать себя богами. Сверяйте часы.
- Прощайтесь с токсичными HR-специалистами. Это беда. У этих людей максимальный доступ к мозгам и мотивации сотрудников, они отравляют атмосферу в геометрической прогрессии гораздо больше недовольного программиста или оборзевшего офис-менеджера.
- Гладьте по голове человека вам преданного. Хороший HR-менеджер как хороший директор по продажам — делает вам кассу. Не стесняйтесь таких перекупать.
Это — стратегия. А теперь немного тактических шагов. Предположим, у вас небольшой бизнес, и HR-специалист какое-то время был не нужен или дополнительно раздувал бы бюджет. А тут расширились, и время пришло.
Или бизнес большой: HR-сотрудников как грязи, но вся работа бестолковая и малоэффективная.
Начинаем с азбуки.
Собираем рекрутеров и учим их проводить собеседование
Задаём им простые вопросы, просим ответить таким же простым человеческим языком, но с подробной аргументацией:
- Сколько времени длится ваше собеседование и почему именно столько?
- Какие вопросы задаёте (одинаковые ли, если нет, процент одинаковых и разных)?
- Назовите ключевые вопросы для разных позиций?
- Назовите кейсовые вопросы для разных позиций, и почему вы выбрали именно эти кейсы?
- Проводите ли тестирование и почему, что выявляете на этих тестированиях?
- Как оцениваете соответствие кандидата ценностям компании?
- Как оцениваете потенциал кандидата?
- Лично ваши критерии оценки (HR — это всегда авторский взгляд, поскольку пока роботы нас не заменили, мы полагаемся на свой опыт)?
- Как прощаетесь с кандидатами?
- Как даёте обратную связь, даёте ли?
- Как формируете резерв?
- Как ищите человека на неопубликованную вакансию, которую надо закрыть в принципе, но никто точно не понимает, кто именно нужен?
- Какие вопросы считаете наиболее удачной своей находкой и почему?
- Какое количеств этапов, по вашему мнению, идеально для ключевых позиций компании?
- Нужен ли вам кто-то на собеседовании для дополнительного мнения о кандидате?
- Что делаете, если сомневаетесь?
- Когда и в какой пропорции меняется (и меняется ли вообще) вовлечённость HR-сотрудника в жизнь и адаптацию нового сотрудника (полгода, один год, три года)?
- С какой целью вы задаете свои вопросы? Что именно вы хотите этими вопросами у человека узнать?
Зачем они задают эти вопросы
- Например, вы спрашиваете его о семейном положении. Зачем?
- Интересуетесь, когда он переехал в ваш город. С какой целью?
- Спрашиваете его кейсовый вопрос, как он поступит в такой-то ситуации. Для чего?
- Что хотите узнать, задавая вопрос о слабых сторонах? А о сильных?
- Что вам даст ответ на вопрос: кем вы видите себя через пять лет?
- Что вы хотите узнать о человеке, интересуясь его хобби в приложении к конкретной позиции маркетолога или инженера?
- Когда вы спрашиваете, какую книгу он прочёл последней — что вами движет? Как и чем это поможет понять, насколько точно кандидат подходит для этой позиции, этого отдела и этого бизнеса?
- Интересуясь причиной увольнения, что именно вы для себя открываете в этом человеке, учитывая, что с 90% вероятностью он врёт или не договаривает?
- Спрашивая: «Продайте мне эту ручку» или «Сколько шариков поместится в автобус», что вы узнаете о человеке?
Почему это важно знать собственнику
- Вы оплачиваете рабочее время своего рекрутера.
- HR-специалист ретранслирует в мир информацию о вашем бренде и лично вашем имени. Никто не знает, что вы действительно за компания, но вот люди пообщались на собеседовании и сформировали своё впечатление.
- HR-сотрудник — как вахтёр. Очень близок соблазн стать таким вершителем судеб и полубожком, сцена-то максимально близко, и ключи от ворот под носом. Трудно сохранить скромность в поведении и корректность в манерах.
А предложили ли кандидату летом воды. А туалет. Спросили ли его, как он доехал из другого города. Как добрался, как нашёл офис, нужно ли ему отдышаться, прийти в себя, если волнуется. Цена вопроса — секунда, внимание — бесценно.
Каждый вопрос, который рекрутер за ваши деньги и проплаченное вами рабочее время задаёт кандидату, должен за собой нести конкретную цель оценки. И эта цель — поиск нужного человека на искомую позицию.
Если же цель недостижима, и так рассмотрели кандидата, и сбоку, ну не подходит, то цель отправить его домой с ощущением, что это было лучшее собеседование в его жизни. Зачем? Как минимум, это плюс в карму вашего HR-брендинга. Как максимум, вы будете работодателем мечты, а это — большой конкурс, большой выбор, больше классных кандидатов, win-win.
Поэтому берём нашего психотерапевта с гуманитарным образованием и учим вначале его. Заодно себя. И только потом подпускаем к людям. Не можете научить сами, ищите консультантов, помните: рекрутер — ворота в ваш бизнес. Его лицо. Первые буквы его имени. Его маркетинг, руки, и именно эти люди напрямую влияют на вашу прибыль.
Не для того вы строите свой бизнес, чтобы кто-то за ваши деньги формально выполнял свои обязанности.
Советы для миллионера:
Научите HR задавать правильные вопросы, программиста - писать правильный код, бухгалтера - правильно считать и сводить баланс, уборщицу - правильно мыть полы.
Ок, мысль понятна.
Я думал, что нужно нанимать людей, которые понимают в вопросе больше тебя, а тут вон оно чо оказывается. Их всех еще и учить надо.
Как тиснуть статью по любому поводу: "Мой знакомый большой миллионер не понимает 1) зачем платить программисту 200К 2) зачем нужен офис 3) зачем платить налоги 4) зачем "________" вставьте по желанию.
Комментарий удалён модератором
...в некоторых случаях вообще научить читать...
Кадры решают все. Отличная статья!