Как говорить с начальством о повышении зарплаты

Вы чувствуете, что вам недоплачивают. Проходит время, ситуация не меняется, недовольство растёт, поэтому теряется мотивация работать и показывать классные результаты. В итоге вы закипаете, приходите к руководителю и начинаете на повышенных тонах требовать пересмотра зарплаты. А для вашего начальника это очередная внезапно свалившаяся проблема.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting
Александр Высоцкий Visotsky Consulting

В статье с точки зрения руководителя расскажу об основных ошибках в разговорах о повышении зарплаты, а также поделюсь успешными действиями, которые помогут решить проблему без стресса и скандалов.

Ошибка 1. Отмалчиваться

Вы приходите на новое место работы, оговариваете свой функционал и денежное вознаграждение. Но талантливые и способные люди быстро начинают брать на себя ответственность за другие области, а это должно оплачиваться.

Не стесняйтесь откровенно говорить с руководителем. Дело в том, что начальники очень загружены и не всегда держат фокус на успехах подчинённых. Конечно, следить за этим легче в хорошо организованных компаниях.

Ошибка 2. Не обсуждать условия

В малом бизнесе очень распространён следующий подход. Новому сотруднику говорят «Ты работай, пока будешь вот столько получать. Это для начала, а потом решим». Не соглашайтесь на подобное, невозможно определить, когда настанет момент этого «потом».

Не забывайте о перегруженности руководителей, особенно в несистемных компаниях. Нового сотрудника всегда нанимают, чтобы он закрыл собой важные функции и оперативно решал проблемы. Но, если новичок быстро адаптируется, начальник даже не вспоминает о старых сложностях.

Договаривайтесь ещё на этапе собеседования. Нормально, что есть испытательный срок, который будет оплачиваться в меньшем размере, ведь в это время происходит адаптация, обучение. Но сразу обсудите условия, договоритесь, что будет, если вы успешно его пройдёте. Установите размер оплаты сейчас или условьтесь, когда снова обсудите этот вопрос после тестового периода. И совет: заключайте эти договорённости письменно, хотя бы в переписке по почте или мессенджерах.

Ошибка 3. Тянуть до последнего

Уверен, что вы с этим сталкивались: оттягивали разговор о повышении зарплаты сначала до конца недели, потом до конца месяца и так далее. Время идёт, а подходящий момент для беседы так и не наступает. Вы терпите, ещё больше накручивая себя. Когда вы эмоционально нестабильны, пообщаться конструктивно не получится, высок риск поссориться с начальником. Да и вообще вряд ли вы будете говорить о зарплате, скорее о том, как долго терпели.

Ошибка 4. Неуместный пиар

Есть люди, которые умеют «продавать» себя, красиво рассказывать о своих достижениях, причём самых незначительных. И у них получается добиться повышения даже без особых на то оснований.

Но если говорить о долгосрочных перспективах, это неправильная стратегия. Несколько раз руководитель может на это согласиться, не желая портить отношения с сотрудником или начинать найм. Но скоро станет очевидно, что зарплата вообще несоизмерима с функционалом и результатами сотрудника, и от него избавятся.

Не ориентируйтесь на тех, кто пытается «прогнуть» компанию. Возможно, они смогут добиться своего, но радоваться будут недолго, в конечном итоге они потеряют работу.

Ошибка 5. Изливать душу коллегам

Когда кажется, что к нам относятся несправедливо, то мы ищем поддержки у окружающих. Но не нужно общаться с теми, кто просто скажет вам, что начальник не прав. Лучше потратить время и ресурсы на разговор с самим руководителем.

Общение с коллегами — это важно. Но оно никак не поможет вам в вопросе повышения зарплаты. Кроме того, начальник, узнав об этом, может подумать, что вы готовите бунт.

Мы разобрали основные ошибки, теперь давайте поговорим о том, как действовать правильно.

Шаг 1. Проведите анализ рынка

Вы должны понять, сколько такому специалисту, как вы, готовы платить в других компаниях. Мониторинг job-сайтов — это хорошо, но ещё лучше — пройти ряд собеседований. Вы сможете оттолкнуться от реальных предложений других компаний. Не воспринимайте это так, будто подыскиваете новую работу, это просто инструмент для анализа рынка.

Шаг 2. Выберите удачный момент

Нельзя допустить того, чтобы начальник воспринял вашу просьбу о повышении как очередную проблему. Не набрасывайтесь на него внезапно, не будьте излишне эмоциональны.

Лучше всего подойти к руководителю и сказать, что хотите обсудить этот вопрос, но не прямо сейчас. Назначьте встречу на удобное время. Вы подготовитесь сами, дадите возможность подготовиться начальнику, а значит, беседа будет конструктивной.

Шаг 3. Покажите результаты

Меня как руководителя всегда убеждают цифры. Количественные показатели результатов — это как раз полная противоположность неуместному пиару, о котором мы говорили ранее. Соберите аналитику: какая ситуация в этой области была до вашего прихода в компанию, что изменилось, какая ситуация сейчас. Подготовьте список реализованных проектов, информацию о количестве или объёме произведённого продукта.

Не думайте, что если начальник вас когда-то хвалил, значит он точно об этом помнит. Опять-таки помните о перегрузе руководителей и делайте скидку на то, что они тоже люди.

Можно попробовать такой подход: спросите у руководителя, чего он ожидает от вас, то есть узнайте, сколько вы должны производить продукта, чтобы выйти на другой уровень зарплаты. Если придёте к согласию, не забудьте зафиксировать всё в письменном виде.

Шаг 4. Проведите переговоры

Не позволяйте эмоциям брать верх. Всегда помните, что обсуждаете вопросы карьеры, бизнеса, а значит, ведёте деловые переговоры. И абсолютно нормально то, что вы хотите восстановить баланс. Я регулярно общаюсь с командой и партнёрами, ведь без этого невозможно поддерживать здоровые отношения, эффективно сотрудничать.

Итоги

Главное правило: чтобы вам повысили зарплату, поговорите с руководителем. Не бойтесь этого. Если вы выберете нужный момент, дадите время на раздумья, то ваше предложение не будет встречено в штыки. Соберите данные о своих результатах, количественные показатели и отправляйтесь на деловые переговоры.

Не поддавайтесь эмоциям, не настраивайтесь на то, что вас не услышат. Важно всегда оставаться профессионалом. Хорошо подготовьтесь, будьте дружелюбны, и я уверен, что у вас всё получится.

33
3 комментария

"Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства." - старо как мир))

1
Ответить

А ещё начальник не ходит в магазин и не знает, что растут цены на продукты. Начальник не оплачивает КУ и не знает об их увеличении. Он не пользуется общественным транспортом, следовательно, не в состоянии узнать о повышении цен на транспортные услуги. Начальник не смотрит новости по ящику, не сидит в интернетах и поэтому абсолютно не в курсе событий, происходящих в стране.
Эдакий погружённый в проблемы фирмы дебил...
Ничего не вижу, не слышу, не знаю..
Очень удобная позиция для экономии на ФОТ!
)

1
Ответить

не работает для госкомпаний!
т.к. "кумавство" , если кто не догадался...

Ответить