Удалённые сотрудники: за и против. Личный, и не только, опыт

Несмотря на пандемийный опыт, работодатели всё еще с недоверием относятся к удалённым сотрудникам. Якобы, в офисе все под контролем, сидят-работают, а удалёнщик может во время рабочего дня в бар пойти и так и не сдать проект.

Я поработала и по ту, и по ту сторону баррикад, поэтому хочу поделиться своим мнением. А заодно и своих друзей-работодателей опросила.

Примечание: в данной статье я буду мешать мух с котлетами и понимать под удаленщиками и штатных сотрудников вне офиса, и фрилансеров. Отношение большинства работодателей к ним примерно одинаковое :)

Предупрежу комментарии о том, что, якобы после 2020 года все изменилось, и сейчас к удаленщикам относятся не так, как раньше. К сожалению, это не так. Многие компании до сих пор хотят видеть своих сотрудников в офисе с 9 до 18 каждый день. За последние пару месяцев мне поступило несколько предложений о сотрудничестве, но везде требовалось присутствие в офисе. Но, какими бы сладкими ни были офферы, пока возвращаться с моря в Москву я не хочу.

Тебе повезло, ты не такой, как все...

Кажется, относиться к офису ровно просто невозможно. Одна половина моих офисных знакомых мечтает уволиться или перейти на удаленку, но злой босс не позволяет. А другая просто жить не может без офисных сплетен у кулера, опенспейса с видом на условный Сити и регулярных корпоративов.

Стоит отдать должное – современные офисы уже мало похожи на советские конторы с самодуром-начальником. Тут тебе и бесплатный фитнес от компании, и пятничные посиделки, и свежий кофе на кухне. Для развития – лекции от экспертов, для гармонии – штатный психолог. Красота! С такой работы и уходить не хочется – впрочем, на это и расчет. Работодатели, мотайте на ус, как сделать так, чтобы сотрудник от вас никуда не делся :) Ну а теперь о самих работниках – начнем с очевидного.

Плюсы офисных работников

1. Главное – все на виду, ни за кем не нужен контроль. Каждый работодатель, который сталкивался с недобросовестным пропадающим фрилансером, наверняка уже зарекся работать с кем-то вне офиса. А так – все находятся в шаговой доступности. И поругать, и похвалить можно вживую.

Я абсолютно против удаленщиков, потому что как-то поддался уговорам и нанял так девочку-дизайнершу. В итоге, все ее макеты доделывал Коля [штатный дизайнер]. А у нее то комп в ремонте, то потоп, то интернета нет, подозреваю, что она просто гуляла целыми днями, а потом пыталась оправдаться. На расстоянии-то не проверишь.

Павел, владелец дизайн-студии

2. Офисный сотрудник постоянно включен в процессы компании. Ему не нужно подробно расписывать, как и что работает, какие новые процессы запускаются, какие задачи перед ним стоят. Да, удаленщику тоже можно позвонить и все объяснить по Скайпу или Зуму, но эффективность личной встречи ничего не может заменить. При общении с глазу на глаз усвоение информации происходит гораздо быстрее. К тому же, коллеги из разных отделов обычно общаются между собой на кухне и в перерывах, так что все всегда в курсе дел компании.

Удалённые сотрудники: за и против. Личный, и не только, опыт

3. В офисе процессы, как правило, происходят быстрее. Чтобы собрать экстренное совещание или брейншторм в команде, не нужно дозваниваться до каждого или согласовывать время – все уже на местах. Уточнить какой-то вопрос тоже проще простого – доходишь до коллеги, общаешься с ним, получаешь информацию. Просто прекрасно!

В 2020 году я просто вешалась, когда нужно было проводить совещания или узнавать что-то по ходу работы. Этот вечно виснущий Зум, кто-то в дороге едет, у кого-то дети на заднем плане бесятся, по 3 часа длились совещания. Конечно, рабочее время у всех одно, но никого же не будешь проверять, где он в данный момент сидит. А если на звонки не отвечает – потом оправдывается, что ребенок телефон спрятал или еще что-нибудь случилось.

Алина, топ-менеджер

Минусы офисных работников

1. Самый весомый, наверное, – они дороже. Под каждого офисника нужно рабочее место с техникой, а уважающая себя компания еще и всякие плюшки предоставляет, наподобие фитнес-абонементов, свежих фруктов на кухне, оборудованных зон отдыха. В любом случае, даже самому жадному владельцу компании придется платить за аренду, коммуналку, техподдержку рабочих мест. Ну, и хотя бы воду и чай-кофе покупать.

2. Они работают не все 8 часов. Кстати, для многих работодателей это до сих пор откровение. Удивительно, но люди на работе не только работают, но и пьют чай, трещат с коллегами, сидят в телефоне, ходят в курилку на полчаса, зависают на кухне, некоторые даже вздремнуть умудряются. Кто-то просто успевает сделать все свои задачи гораздо быстрее, чем за 8 часов, ну а кто-то ленится и «отсиживает» свои часы – зарплату же все равно платят.

Работал у меня как-то Вася такой, 3D-модели посуды делал для каталога. А я ж не разбираюсь, как там это все делать, сколько по времени. Ну, он сидит и сидит, я его не трогаю. Месяц сидел, так ничего мне и не выгрузил, наброски только какие-то показывал, рассказывал, что он там наделал. А потом ребята его спалили, что он полдня в какие-то игрушки рубился, только потом работать начинал.

Оксана, директор event-агентства

Резюме

Могу сказать со своей стороны: работать в офисе мне нравилось. Действительно, это быстрее и продуктивнее. Когда ты постоянно «в теме», общаешься с коллегами, то многие возникающие вопросы решаются за пару минут. Офисному работнику невозможно сослаться на проблемы с интернетом или компьютером – если это и так, то все починят, и работай дальше.

Но то, что в офисе много отвлекающих факторов – факт. И среди моих коллег были те, кто умудрялся ничего не делать, пока за ним не наблюдают. А зарплату работодатель начисляет всем за полный рабочий день, независимо от «‎успехов».

Удаленщики: что с ними не так

К сожалению, многим удаленка действительно срывает крышу. Родные стены, кроватка, безлимитная еда – тут сложно выдерживать режим и работать, не покладая рук. А в хорошую погоду еще и погулять тянет – начальник ведь все равно не заметит.

Наверное, у большинства людей есть так или иначе проблемы с тайм-менеджментом и самомотивацией. Иначе, как объяснить то, что большинство работодателей так негативно относится к удаленщикам – наверное, у них был негативный опыт. И поэтому здесь мы начнем с минусов.

Минусы удаленщиков

1. Они недоступны и неподконтрольны. Опять же, главное желание работодателей – быть уверенными и держать все под контролем. Если они не видят человека перед собой, неизвестно, работает ли он или нет. Выход – поставить на компьютер сотрудника программу учета рабочего времени, которая будет следить за открытыми приложениями и делать скриншоты. Но работа не каждого сотрудника связана только с компьютером, да и программу можно обмануть – например, раз в час имитировать активность на своем компьютере, а параллельно смотреть фильм.

Удалённые сотрудники: за и против. Личный, и не только, опыт

2. Им дольше все объяснять. Если новому офисному сотруднику что-то непонятно, он спрашивает у коллег. Удаленный же работник будет дергать начальника/тимлида, в то время как работа будет простаивать. В особо тяжелом случае он просто сделает все неправильно. Выход из этого – подробные базы знаний с ответами, вопросами и алгоритмами. Но и тут никто не застрахован от недопонимания.

Я нанимала удаленного копирайтер на проект, нужно было контент на сайт написать. Дала вроде все вводные, копир сказал, что все ясно, дотянул до последнего срока и выдал мне совершенно не то, что нужно. Грубо говоря, где нужно было текст в 300-400 знаков написать, он написал 1000, где надо было 5 преимуществ указать, было 3. Потом он говорил, что писал нашему дизу, диз не отвечал, поэтому сделал так. Почему мне не написал – непонятно.

Катерина, проджект-менеджер

3. Разные часовые пояса. Наша обширная родина вполне может сделать так, что вы будете работать в Москве, а ваш удаленный сотрудник окажется из Владивостока. Обычно с такой разрозненной удаленной командой работодатели идут навстречу сотрудникам и вводят гибкие рабочие часы – главное, чтобы работа к дедлайну была сделана. Но иногда требуется срочное уточнение, или возникает горящая задача. А могут быть и истории, как у моего знакомого.

У меня девушка из Иркутска работала, и вот, когда она с утра садилась за работу, просто одолевала меня какими-то вопросами, уточнениями. А у меня ж ночь, я сплю! А телефон я никогда на ночь не отключаю – ну, мало ли что случится, у близких там... И вот мне в середине ночи это «‎дилинь-дилинь» по сто раз. Я с ней уже и разговаривал, говорю, давай ты с такого-то по такое-то время мне писать не будешь, пожалуйста. Она вроде «‎да-да», потом забывает и опять пишет ночью. Говорит, мол, я так не могу, забываю, что спросить хотела. Кошмар, короче. Пришлось расстаться, мне сон дороже.

Евгений, владелец IT-агентства

Плюсы удаленщиков

1. Это дешевле. Не нужно тратиться на рабочее место, а если всю команду отправить на удаленку, то и офис не придется снимать. Все рабочие процессы прекрасно поддерживаются в облаке, а чтобы сотрудники не могли сохранить на свои устройства конфиденциальную информацию, можно поставить на нее защиту с помощью специального ПО.

Я свой проект сразу на удаленке собрал, с парой человек в Москве был знаком, потом постепенно еще ребята добавились. Сейчас в разных городах все живем, кто-то и в другой стране, но неудобств нет никаких. Да мне кажется, сейчас все бизнес-процессы можно шикарно через какую-нибудь облачную систему настроить, как у нас. Конечно, нужно время, чтобы все привыкли к регламентам, но сейчас у нас все как часы работает. Даже на корпоратив на юг выбирались всей командой.

Леонид, владелец IT-стартапа

2. Работа на результат, а не для отсиживания часов. В сущности, какая вам разница, как проводит свое время работник, если он вовремя предоставляет результат и оказывается на связи в обговоренные часы? Да пусть он хоть 3 часа работает из 8 – главное, чтобы все было вовремя и качественно. А работник, которому разрешено строить график так, как он хочет, будет счастливее и продуктивнее. Если он, конечно, хороший работник.

А если вы сотрудничаете с фрилансерами, то вообще красота – составляете договор, где прописываете сроки, оплачиваете 50% и ждете выполнения задачи. Чем фрилансер быстрее справится, тем быстрее получит оплату, поэтому не в его интересах срывать сроки.

У меня smm работает, шикарная девочка. Я ей только задачки загружаю, и она сама что-то там шуршит, делает, с таргетологом работает. Мне вообще все равно, сколько времени она этому уделяет, где работает, как, главное – я результат вижу, меня все устраивает. Не хочет она у меня в офисе штаны просиживать – и не надо, и так все прекрасно.

Оксана, владелица салона красоты

Резюме

Лично мне в удаленной работе больше всего нравится отсутствие привязки к месту. Очень сильно экономится время – я могу встать пораньше и позаниматься своими делами, а потом сесть за работу, вместо того, чтобы приехать в офис уже уставшей и вымотанной. На продуктивности это очень сказывается.

По поводу якобы недобросовестной работы удаленщиков – ленивый человек и в офисе, и на удаленке будет искать повод схалтурить. А взрослый ответственный человек нормально работает в любых условиях. Нанимая человека в офис, вы тоже не застрахованы от того, что он будет лениться, опаздывать, не выполнять свои задачи и срывать дедлайны.

Конечно, включённость в проект может пострадать. Но это повод создать удобные рабочие инструменты, которые помогут любому новому сотруднику быстро включаться в деятельность.

И все же, стоит ли игра свеч с этими удаленщиками?

Я считаю, что загонять сотрудника в офис нужно, только если его присутствие и постоянное включение в жизнь компании абсолютно необходимо. Например, если smm должен постоянно быть на месте, пилить сторьки с рабочих процессов, тут же руководить съемками для YouTube и советоваться с маркетологами по поводу дальнейшей стратегии.

Если сотрудник очень просится на удаленку, он действительно хорош, его присутствие не так важно, но в вас говорит ваше недоверие – отпустите вы его уже. Всех сотрудников не проконтролируешь. Боитесь, что он пропадет с радаров? Так и офисный сотрудник может так же пропасть, никто от этого не застрахован. Прописывайте дедлайны, переносите работу в облако и назначайте онлайн-планерки, если хотите больше контроля. А сотрудник скажет вам спасибо за возможность работать в пижамке из любимой кроватки.

Конечно, на истину я тут не претендую – просто захотелось мыслями поделиться. Поэтому хочется и вас послушать. Работодатели, как вы относитесь к удаленным работникам, если ли ощущение, что они хуже работают? И удаленщики, как ваша продуктивность по сравнению с офисом? Давайте обсудим!

3
7 комментариев

""отсутствие привязки к месту
Этот фактор главная причина почему многие ищут удаленную работу. Допустим устроиться в Москве, а жить где то в глубинке или вообще за рубежом.

1
Ответить

Думаю, да. По крайней мере, у меня точно так :)

1
Ответить

Ну не знаю... Как-то все спорно.
Уже много лет работаю в условиях, когда платят не за время проведенное за компом, а за выполненную в срок задачу. До 17-го года вообще никого не интересовало где я и что я сейчас делаю. В 17-м поменял работу и до 20-го работал только в офисе. Но там эта необходимость диктовалась прежде всего условиями доступов и ИБ - все доступы к тестовым серверам только из внутренней сети, которая достаточно жестко изолирована от внешнего мира.
При этом команда уже тогда была распределенной - три основных площадки - Москва, Питер и Екат. И работать когда разработчик в Москве, а аналитик в Екате или наоборот было абсолютно нормальным делом. В компании единая IP телефонная сеть связанная с Jabber'ом так что проблемы коммуникаций (написать, созвониться в любой момент...) не стояло.
В марте 20-го всех перевели на удаленку. При том, что это стоило определенных денег - организация токенов для доступа через VPN/VDI, виртуальные рабочие станции во внутренней сети и т.п. В результате получилось так, что часть ресурсов (Jira, Bitbucket, Confluence, Artifactory, Jabber) доступны через VPN, часть (тестовый сервер, Jenkins) только с виртуалки внутри сети. В целом приспособились, производительность не упала, удаленный режим решили оставить (речь даже заходит о том, чтобы отказаться от рабочих мест в офисе, оставив только виртуалки на фермах).
Основной критерий оценки по прежнему - выполнение задач в установленные сроки.
Но есть два условия - человек должен быть доступен для коммуникации в рабочее время. И запрещена работа из-за границы (просто VPN/VDI не пустит с не российских ip).
С точки зрения коммуникаций мало что поменялось. Но к джабберу и слаку добавился зум (который, кстати, почему-то не виснет, по крайней мере у меня, единственное ограничение - 40 минут на сессию, потом если надо приходится перезаходить). А так... Ну сижу я не в офисе, а в своем доме под Екатом, а аналитик не в офисе, а у себя дома в Москве... Пара командных встреч в неделю по расписанию. Одна-две статусных по конкретному проекту. Тоже по расписанию. Остальное по необходимости - быстро обсудить что-то на 2-3-4 человека - все это собирается в течении 5-ти минут.
Производительность по оценкам не упала. Но высвободилось 2-3 часа в день на дорогу.
Так что вопрос исключительно в организации. Одно дело когда руководство говорит "работайте из дома" и этим ограничивается - ну да, возможны проблемы. И другое - когда эта работа специальным образом организуется - организуются доступы, ставятся граничные условия и т.п. Знаю, что с переходом на удаленку компания организовала сеть коворкингов,в том числе и в Сочи. Для желающих. Ну и в офис иногда ходить никто не запрещает сейчас.

1
Ответить

Это очень круто, что у вас такое продуманное и современное руководство. Как по мне, привязываться к офису с таким обилием возможностей организации удаленки – это реально прошлый век. Но чаще всего, и по моему опыту, и по опыту моих друзей, руководство боится потерять контроль и не очень представляет, как все процессы организовать. Многие даже и не знают про все эти виртуальные рабочие станции и системы учета рабочего времени.

Ответить