«Вы уволены»: Как «безболезненно» расставаться с сотрудником

Я до сих пор не люблю увольнения

Однако по роду деятельности делать это периодически приходится. И сегодня хотел бы поделиться идеями на тему, как можно облегчить этот участок работы руководителя. Для разминки вам первый серьезный вопрос.

Сколько сотрудников вы уволили за текущий год?

Те, что ушли от вас в этот список не попадают.

Вопрос второй: насколько легко (по шкале от 0 до 5) вы можете уволить сотрудника, если это необходимо? Признайте честно и начнем диалог. Мой первый совет-находка:

Шаг 1: Относитесь к сотруднику как к проекту + не драматизируйте ситуацию

Ведь вы тоже не последняя компания (чаще всего) в его списке карьерных мечтаний. Пусть ваше сотрудничество будет взаимовыгодным, плодотворным и стратегически интересным. Но при этом помните… Любой проект может быть приостановлен (закрыт) по желанию его участников. Рентабельность упала ниже плановой, возникли другие интересы, просто устали от очередного "проекта". Да, я тремя руками за долгосрочные и взаимовыгодные отношения, но даже в семьях бывает, что люди расходятся. Меньше драматизируйте "период развода" (с двух с торон). Просто на этом участке вы решили прекратить сотрудничество. Закрыть проект.

Шаг 2: Установите критерии "продолжаем сотрудничать / расстаемся"

Увольнение – очень энергозатратный процесс (по крайней мере для меня). И даже когда это нужно, мы с вами стараемся всячески избежать этого процесса. Я помню, как собирался уволить одного коллегу из компании почти 12 месяцев. Чтобы "меньше буксовать", полезно, как и для проекта, определить его "дно" — условия, при котором встанет вопрос об увольнении. Например: алкоголь в рабочее время на рабочем месте, воровство (в любых размерах), выполнение плана продаж ниже 70% более 1 месяца подряд и т.п. Выпишите свои критерии для принятия решения "Уволить".

Шаг 3: Принимать долго, увольнять быстро через "китайское предупреждение"

О первой половине "принимать долго" не в этой статье. А по второй части стоит быстро пробежаться. Задумавшись об увольнении (появилась первая мысль) кого-либо, я поступаю следующим образом. Для начала переспать с этой идеей. Если на утро она (идея об увольнении) осталась актуальной, я бы посмотрел фактам в лицо. Что создает/не создает на своем участке работы этот сотрудник. Провести анализ стоит в этот же день (или попадете в "жопу инфантилизма" — есть такой веселый синдром у психологов). Если результаты действительно не ахти, да и климат явно вокруг "персонажа" не очень… Стоить назначить на завтра.

Китайский разговор

Не помню, откуда пришла мне в голову эта метафора. Суть "китайского предупреждения" проста. Вы озвучиваете требования (что и как надо изменить сотруднику), описываете четкие критерии выполнения ваших требований (и невыполнения), формализуете все это, ставите сроки (до 1 месяца) и начинаете наблюдать за прогрессом. Если по окончанию сроков, требования выполнены – продолжаете сотрудничество. Нет – спокойно и по-деловому расстаетесь. Примерами критериев могут быть: % выполненных в срок задач от руководителя, своевременное предоставление отчетов №…, заключение от 5 договоров на общую сумму 1 000 000 рублей. Должны быть простые индикаторы: сделано / не сделано. Предупреждаю, по моей статистике 98% китайских разговоров заканчиваются увольнением. Это не профилактический инструмент!

Шаг 4: Расставаться хорошо

Чтобы ни происходило, как бы ни накосячил ваш сотрудник (исключение: мошенничество и воровство). Обоим сторонам выгоднее расставаться хорошо, на мой взгляд. По-человечески, выполнив обязательства с обеих сторон. Мотиваторы для сотрудника, которого увольняют: репутация на рынке труда (которая влияет на зарплату), рекомендации руководителя для следующего работодателя, возможность сотрудничать (как вариант) в перспективе на других временных проектах. Мотиваторы для руководителя: климат в коллективе (другие видят, как это происходит), возможность привлечь сотрудника к временной работе в перспективе, отсутствие "членовредительства" из чувства мести.

В 2003 году мы увольняли с партнерами сотрудника из компьютерного клуба. Он был пойман на мелком воровстве из кассы. Часть воровства не была доказана, часть – железно да. Мы удержали при расчете обе части – около 4 000 рублей. Результат: его членовредительство в течение 1 месяца (через друзей, как местных жителей) составило в прямых потерях более 10 000 рублей.

Шаг 5: Подумать о профилактике

Если вам (нам) пришлось уволить сотрудника, где-то мы просчитались. Многое стоит сделать лучше на следующем цикле: собеседование – адаптация – развитие нового сотрудника. Посмотрите, оцените, выпишите свои ошибки. Поправьте свои правила (привычки), сделайте работу над ошибками. Измените (добавьте) вводный тренинг, улучшите механизм сопровождения, поправьте критерии отбора нового сотрудника. Начните с себя!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Муромов

Было бы лучше, если бы автор с самого начала сообщил — кто он такой есть. Кадровик, наёмный топ-менеджер, управляющий собственник, ещё кто-то... А то сразу «я не люблю увольнения». Ну, я тоже не люблю, и что с того?
В итоге получилась история от неизвестно кого, занимающегося неизвестно чем...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Михайлов

"В 2003 году мы увольняли с партнерами сотрудника из компьютерного клуба. Он был пойман на мелком воровстве из кассы. Часть воровства не была доказана, часть – железно да. Мы удержали при расчете обе части – около 4 000 рублей. Результат: его членовредительство в течение 1 месяца (через друзей, как местных жителей) составило в прямых потерях более 10 000 рублей."

- Автор, поясните пожалуйста смысл этого абзаца. Вы понимаете значение слова "членовредительство"? Зачем уволенный сотрудник наносил себе повреждения?

Уважаемая редакция, зачем публиковать такие статьи? Просто чтобы забить ленту? Вы хоть вычитывайте творения ваших "экспертов" по 20 рублей за 1000 знаков.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Teodor

Я всё равно не понял, после увольнения сотрудник начал мстить фирме (через друзей, местных жителей)? И это длилось месяц? А что случилось потом?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
- Автор, поясните пожалуйста смысл этого абзаца. Вы понимаете значение слова "членовредительство"? Зачем уволенный сотрудник наносил себе повреждения?

Эта фраза (идиома или разговорный жаргонизм) может применяться в качестве литературного приёма, когда ёмко и точно подводят итоги работы сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Коновалов

И, что касается метафор, «последнее китайское предупреждение» как раз имеет значение абсолютно противоположное тому, в котором его использует автор, а именно бесконечные, заведомо не имеющие продолжения предупреждения «на словах», не приводящие к результату

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

К счастью, не наделён властью, а то бы дел натворил... :) Однажды пришлось увольнять, но, если честно, особых энергетических затрат не испытал.

В общем, подсунули мне "своего" мальчика. Мол, хороший чел, умеет многое и быстро учится... Знаю я таких. К сожалению, скорее всего будет жесть. Как в воду глядел. Мальчик быстро учился. Учился он тому, чтобы скинуть с себя обязанности и не работать вообще, скоро просёк фишку и начал приходить на работу к часу и уходить где-то в шесть. Мол, дела и так далее. Он был очень коммуникабельным и умел к себе расположить людей, за исключением меня. Я оценивал его по делам, а дела у него совсем не клеились. Контролировал и постоянно переделывал. К примеру, ввод новых рабочих мест... одно место это часа два-два с половиной по времени. Он мог делать неделю. Ещё и огрызаться, что так много дел, так много дел. Точка кипения была достигнута перед моим отъездом, когда решил подсчитать сколько он реально сделал за тот период, и сколько сделал я. Получилось соотношение 1:10! Косяк не заставил себя ждать. Пообщался с директором и с ним. Он сделал ему внушение. В мою сторону тоже овна накидали, мол, не умеет объяснять и так далее. Не комментировал, а работал дальше. Мальчик тоже в стороне не стоял, распространял про меня слухи и то, как я работаю. В результате его всё-таки убрали от меня с условием, что он закроет свои задачи. Закрывать их он не думал. Новый его начальник тоже всячески решил помочь ему на новом месте. Прессовать не стал. Не стоило оно того. Новый его начальник написал мне через месяц в ночи, что у меня ангельское терпение, ведь он ничего абсолютно не делает и учиться не в состоянии. Через какое-то время его всё-таки уволили. Перед этим провели инвентаризацию, которая показала, что ноутбук, который ему дали, он банально продал на Авито... В общем, ни чуть не жалею.

А так, по формату взаимодействия я всё ближе к договорам ГПХ, где чётко прописаны достигаемые цели, сроки и компенсации за это, а дальше расходимся или находим иную работу. Не принимаешь человека и не увольняешь. Прения могут быть только за сроки и компенсации. А более ничем не обязан. Удобно. Американская система найма мне нравится больше, когда есть контракт и срок, а не так, как у нас бессрочно, что мудака, если в белую работаешь, хер выгонишь.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Интересная история, но я бы такого уволил гораздо раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Ну, наверное, если бы очно поговорил с ним до того момента, как его приняли, то он у нас и не работал, но был в отпуске и "помогли", а значит какая-никакая, но протекция была. Плюс ещё эмоциональность и сердобольность со стороны руководства: то в кредит влез, то у дядьки инсульт... - ну, куда его? Так и мучился с этим чемоданом без ручки.

Я противник пристраивания знакомых, однако и в этом есть свои исключения, с которыми тесно работаем изо дня в день. Ребята готовы помочь не только словом, но и делом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калашников

Автору стоит серьезно поработать над русским языком и стилистикой речи. Ну или задуматься над тем, стоит ли писать публичные статьи?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Postnikov

Думал вместо статьи увидеть это легендарно видео.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда