Мышеловка для руководителя. Разбираемся какие ловушки вас подстерегают в общении с сотрудниками и как их избежать

Попадание в любую ловушку опасно: падение эффективности команды, выгорание сотрудников или руководителя, потеря репутации, а иногда и работы/бизнеса... Как вовремя понять, что вы попались и что делать, чтобы выбраться — читайте ниже.

В прошлых статьях мы писали о стилях управления и об опеке сотрудников, снижающей мотивацию, сегодня продолжим эту тему и рассмотрим ловушки, в которые попадаются руководители.

Фото: Дьявол носит Prada
Фото: Дьявол носит Prada

Помните, что все мы попадаем в разные ловушки, это нормально и это даёт нам возможность вырасти. Не нормально — если человек считает, что он идеален и не впадает в разные роли, и вообще его поведение — это проблемы только его сотрудников-редисок. Вероятно, он просто что-то не осознает (ну или достиг невероятной степени дзена, что возможно, но встречается краааааааааааааааааааааааайне редко).

Ниже представлена наша типология, то, что мы выделяем в своей практике при работе с командами и руководителями. Этот список неполный, но здесь собраны самые частые примеры «ловушек». Для лучшего понимания, мы довели каждый тип до максимума, до абсолюта.

Руководитель-дружбан

«Эй, бро, ну что, бро, давай, бро!», «Мы так похожи, я так тебя понимаю!», — примерно с таким настроем общается этот тип руководителей. Здорово, когда отношения между шефом и сотрудником тёплые, не здорово, когда начинают стираться границы. Это чревато тем, что возникают ведущие отношения другого типа: личного.

Пример из жизни

Мария (имена героев, конечно же, изменены), 36 лет, собственник небольшой компании. В команде 7 человек. Обратилась к нам с таким запросом: «Коммуникации в команде стали какими-то неэффективными, не понимаю, что произошло, ведь у нас такие тёплые отношения! Мы вместе даже семьями отдыхаем! Стали двигаться медленнее как-то, задачи теряются…». Что выяснилось в ходе конфиденциальных тет-а-тетов: действительно, команда очень дружна и каждый из её членов говорил, что в других коллективах не было такой атмосферы. На других работах начальник требовал, а здесь Мария поймет же.. Мы все свои, здесь немножко не доделаем, тут забудем.

А ещё Кате казалось, что Мария дружит больше с Ириной и это ее расстраивало. А Наталье показалось, что на прошлом собрании Мария была груба с ней.. в общем, вы всё поняли.

А что касается этой команды, то командная сессия помогла им выстроить правильные границы и договориться о нужной дистанции. Будут ли они поддерживать эти договоренности — время покажет.

Подобные отношения, личные — накладывают незримый отпечаток: если руководитель чего-то требует, то это как будто угрожает дружбе, это как будто он требует не от сотрудника, а от личности, от друга. А разве с друзьями так можно?

Так что скажем жуткую банальщину, но без неё никуда: «всё должно быть в меру!». Если чувствуете, что вы очень легко сближаетесь, рекомендуем не затягивать и проработать эту тему.

Что важно помнить руководителям-дружбанам?

Нет хороших или плохих отношений, есть неправильно выбранная дистанция. И если вы уже эту дистанцию сократили, то ставя задачу или давая обратную связь, держите в голове название должности (например, вы даёте ОС продакту), а не Викуське.

Руководитель-всезнайка

Он точно знает, как правильно делать макеты, продавать, мыть пол, кодить, вести бухгалтерию, создавать рекламную кампанию, общаться с поставщиками, нанимать сотрудников… список можно продолжать бесконечно. Такому руководителю очень важно контролировать процессы, держать руку на пульсе. Он испытывает трудности с делегированием и использует фразы: «иначе всё посыпется!», «я не могу уехать в отпуск больше, чем на неделю!». А ещё, он искренне удивляется, почему все не мыслят также и не видят очевидное.

Пример из жизни

Диджитал-студия: все виды веб/бренд-дизайна, сайты и приложения, продвижение, полный цикл — от создания логотипа до рекламных кампаний. Основатель Илья — харизматичный мужчина 42 лет. К нам обратилась его правая рука, заместитель, с такими симптомами: «Вроде креативная студия, а вялые ходят, может выгорели? У нас последнее время были сложные проекты». Выяснилось: не выгорели. Но на тетах сотрудники сказали интересную фразу: «Вот идёт Илья по коридору, не дай бог с ним глазами встретишься, подойдёт к столу и начнётся…».

Что мы сделали? Предложили индивидуальную работу с руководителем. Поработали с его доверием к себе и к команде, и ситуация изменилась! Командую сессию провели уже спустя полгода и совсем на другую тему: формировали стратегию на следующий год.

За таким всезнайством могут стоять различные причины. Например, создатель системы (то есть компании) может чувствовать свою бесполезность: он выстроил все процессы и всё работает без него. Как будто он больше не нужен этой системе, своей компании. Тогда он начинает излишне контролировать или создавать трудности, помогая их решать. Так он показывает (бессознательно!) сам себе: смотри, ты нужен.

Что важно помнить руководителям-всезнайкам?

Наверняка, в вашей компании работают высоко классные специалисты. Проходя мимо, и поймав себя на желании влезть, лучше спросите: «над чем работаешь? какая поддержка тебе нужна?». И всё, дальше идите, куда шли ))

Руководитель-незнайка

Полная противоположность предыдущему типу. Сюда же можно отнести синдром самозванца, когда руководитель не чувствует себя уверенным, «а вдруг они узнают всю правду про меня».

Кстати, синдром самозванца в классической психологии пока отсутствует как понятие, это скорее что-то модное инстаграмовское, но его симптомы описаны давно в разной литературе (можно почитать Аарона Бека для начала, если интересуетесь).

Пример из жизни

Сергей, 37 лет, вот уже 2 года как руководитель. Некогда любимая работа (а он целенаправленно делал всё, чтобы получить повышение) стала вызывать тревогу. Любое общение с командой стало тяжёлым испытанием, появилась психосоматика. Обратился к нам с таким запросом: «Хочу снова радостно идти на работу». Выяснилось, что повышение он получил раньше запланированного срока, не успел пройти обучение, которое планировал закончить к смене должности. А оно такое важное, без него руководителем отдела по работе с особыми клиентами, не стать. По мнению Сергея, конечно же. Первое время он переживал, что всё-таки ещё пока не соответствует должности. Прошёл обучение, с командой отличные отношения. Шеф хвалит. Клиенты довольны. А ощущение, что «не дорос» осталось, более того, за 2 года так зафиксировалось, что стало грузом и переросло во внутреннее «я — незнайка».

Сергей обратился к нам на индивидуальный коучинг и через несколько месяцев индивидуальной работы уверенно перешагнул в здорового «знайку».

Незнайки могут ощущать себя пружинами: с одной стороны на них давят сотрудники (не давят, конечно, а просто задают вопросы, приходят с рабочими ситуациями), а с другой — давит груз должности (руководитель же не может показать, что не знает, что ему тяжело, а вдруг он вообще ошибается).

Получается, постоянно нужно держать маску— а команда это всё равно чувствует. А если маску держать не получается, то авторитет рушится и есть риск потерять должность или бизнес.

Что важно помнить руководителям-незнайкам?

На каждого незнайку найдется свой всезнайка (в психологии есть такие понятия: гипофункционал — тот, кто желает быть в слабой позиции, быть опекаемым; и гиперфункционал — тот, что тянет за двоих, опекает. Самый простой пример, хоть и не в тему: муж-алкоголик (гипо) и жена-бой баба (гипер).
Так что взрастите своего незнайку до нужной кондиции, чтобы не потерять лидерство. Составьте список успехов, сильных сторон, попросите обратную связь у коллег — фокусируйтесь на том, что вы умеете!

Руководитель-слуга

Чем-то напоминает незнайку, он тоже как будто не ощущает себя в роли руководителя. Такой руководитель даже как будто извиняется перед своими сотрудниками, что им приходится работать в этой команде.

Пример из жизни

Автор этой статьи когда-то очень давно работала в одной компании. Зарплаты были низкие и с большими задержками, в подчинении 19 человек: потрясающая команда из молодых специалистов (и всем не больше 25-ти лет). И вот автор статьи-руководитель ловила себя на том, что старалась чрезмерно услужить команде, чтобы не потерять свою драгоценность в виде каждого сотрудника. Пока не поняла, что ЗП платит не она, а соглашаться на такие условия или нет — выбор каждого. Было долго и непросто, но автор справилась :)

Слуга может дорабатывать за своими сотрудниками, брать на себя не своё, дольше всех задерживать на работе и выходить в выходные.

Что важно помнить руководителям-слугам?

Вы не держите никого в заложниках (или держите?)) и каждый сам выбирает где и с кем ему работать. Направьте свою энергию на себя: сделайте ревизию дел (определите, что — ваше, а что не ваше и прилетело от других), займитесь любимым делом после работы (и уйдите вовремя!).

Руководитель-родитель

И здесь возможно два вида родителя.

Заботливый. Этот тот, что чрезмерно стелит соломку, опекает как мамочка или папочка. От такого руководителя даже часто можно услышать «мои дети», «ребятушки». Он очень уютный и с ним всегда тепло и спокойно. Правда, работать особо не хочется.

Требующий. Второй вид руководителя-родителя. Вкладывает и вкладывает, делает и делает, а они что? Неблагодарные, отдачи никакой («я пришла с работы уставшая, пол еще мыть, кормлю вас, мать бы кто покормил»). Ну или отдача есть, но не такая, как нужна.

Здесь мы обойдемся без примера, приглашая вас к дискуссии — пишите свои примеры в комментариях!

Что важно помнить руководителям-родителям?

Когда руководитель (или коллега) обращается к сотруднику из позиции родителя, он автоматически, своими руками ставит сотрудника в позицию ребёнка и делает его безответственным.

А какую ловушку вы ещё бы добавили? Каких руководителей встречали?

Предлагаем вам прямо сейчас проанализировать самих себя: в какую ловушку вы чаще всего попадаете? Как это проявляется? В какие моменты вы попадаете в ловушку, что является спусковым механизмом?

Пишите в комментариях :)

Ещё больше полезной информации о команде и стилях лидерства вы можете узнать на нашем курсе, который стартует уже 9-го июля (и осталось всего 1 место).

Если на курс не созрели, но читать нас нравится, приглашаем в телеграм-канал.

Ну а если есть вопросы и нужна консультация — обращайтесь, мы очень открыты к общению!

1919
17 комментариев

У нас отдел развития персонала и гендир с фанатичным фапаньем относятся ко всяческим коучам, }{уёу4ам и их тренингам с коуч-сессиями, бывающим в том числе и по выходным на полный рабочий день.
Единственное, что портит наше отличное место работы. Обязаловка.
Как это всё шарлатанство-инфоцыганство 3ае6ал0 кругом и всюду!!!
Вот что-чего, а именно это считаю просто тратой времени и сжиганием денег, причем немалых!
ПРОСТИТЕ!

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Каждый имеет право на свою точку зрения. Предлагаем Вам подумать о своем отношении к этносам: этично ли называть людей инфоцыганами по отношению к цыганам.
А еще, всегда можно поменять работу;)

1
Ответить

One Minute Manager Meets the Monkey. Не знаю, выходила ли на русском.

1
Ответить

Да, продавалась когда-то. Здорово, что Вы про нее вспомнили

1
Ответить

"А какую ловушку вы ещё бы добавили? Каких руководителей встречали?"

А я бы добавил PAEI и не занимался инфоцыганщиной.

Ответить

Не занимайтесь!😊

Ответить