{"id":13579,"url":"\/distributions\/13579\/click?bit=1&hash=fac1e262bacedc292bce698ad3ca818a77bd592caa4fdfa917a7de6d9e68f657","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438, \u0430 \u0442\u043e\u043b\u043a\u0443 \u043d\u0435\u0442","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u0443 \u043c\u0435\u043d\u044f!","imageUuid":"7b040e27-87ca-5e31-ad48-6ae8b0b1ebed","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
William Topchiev

Есть ли в вашей команде саботажник?

В вашей команде редко кто задерживается больше чем на год, но при этом никто не жалуется на что-то конкретное.

Совсем недавно ни с того ни сего ушел ML-инженер, затем исчез ключевой бэкендер, и работу парализовало на квартал. Бизнес-цели хронически не достигаются, а внутренние встречи полны неловких молчаний. Скрытые конфликты висят в воздухе, разряжаясь искрящимися молниями в самое неожиданное время.

Вы не хотите в этом признаваться, но заставить себя пойти на работу каждое утро стоит вам невероятных усилий. Если вам всё это знакомо, то почти наверняка в вашей команде есть скрытый саботажник.

Что такое «саботажник»?

Саботажники. Их много. Очень много. Как и паразитизм в природе, саботаж в корпоративном мире – это огромная, естественная ниша. Они достигают своих личных целей в ущерб команде или компании, зачастую в конце концов убивая своего «носителя». Саботажники - это паразиты корпоративного мира.

При слове «саботаж» применительно к сфере IT в памяти, как правило, всплывают случаи слива баз данных и воровства технологий. Однако это лишь вершина айсберга. По-настоящему существенный ущерб приносят скрытые саботажники, о которых и пойдет речь в этой статье.

Как работают саботажники?

Приемов, к которым прибегают саботажники, бесчисленное множество – их число ограничено лишь воображением и талантом. Однако есть несколько классических, универсальных тактик, к которым прибегают практически все, и которые помогают их вычислить.

Тактика 1. Доступ к начальству

Одним из основных отличительных признаков любого саботажника является борьба за доступ к вышестоящему начальству. Они стараются как можно больше времени проводить в неформальном, близком кругу руководства, чтобы выйти на каналы информации и центры влияния. Само по себе это нормальное явление. Этим в той или иной мере занимается любой здравомыслящий менеджер, и тут нет ничего удивительного и предосудительного. Но для саботажников борьба за доступ к телу начальника является основной деятельностью.

Тактика 2. Вершки и корешки

Саботажники присваивают себе победы и исчезают в моменты провалов и поражений. Классический пример подобного саботажа показан в фильме «Контакт», в легендарной сцене в Белом доме, когда героиню Джуди Фостер, готовящуюся доложить всему миру о достигнутом ею контакте с внеземной цивилизацией, оттирает от микрофона, присваивая все лавры, конъюнктурщик и бюрократ Драмлин. Как это и бывает в реальной жизни, к успешному результату Драмлин никакого отношения не имел, и даже наоборот – всячески вставлял палки в колеса. Потребовался гений воображения Карла Сагана (автора романа), чтобы восстановить в фильме справедливость. В реальной же жизни подобные хеппи-энды случаются редко.

Подобные, хотя и менее драматичные, ситуации возникают повсеместно. Например, ML-инженер придумал новый способ тренировки нейросети, в разы сокращающий время разработки продукта или существенно улучшающий продукт. Менеджер-саботажник подождал, пока не стало ясно, что инициатива успешная, и затем доложил о ней руководству от своего имени, «забыв» даже упомянуть скромного инженера. И через месяц инженер уволился, оставив руководство в очередной раз недоумевать, почему происходит текучка кадров.

Что интересно: если бы инициатива ML-инженера провалилась, менеджер-саботажник не только бы дистанцировался от неё, но и сделал бы всё возможное, чтобы публично возложить вину на инженера. Чем хуже окружающим, тем лучше ему.

Тактика присвоения «корешков» и дистанцирование от «вершков» настолько распространена, что часто даже не воспринимается как саботаж. Но создаваемое ею ощущение несправедливости отравляет команду.

Тактика 3. Эффект контраста

Всё познается в сравнении. Легко выглядеть успешным на фоне неудач окружающих. Саботажники хорошо знают этот проверенный принцип, и тратят свои силы не на улучшение собственной работы, а на саботаж деятельности других.

В ход идут мелкие провокации, подставки и дезинформация. Например, саботажник может настроить против друг друга «продактов» и «биздевов». Или скрыть информацию о готовящейся важной встрече. Вариаций настолько много, что бесполезно даже пытаться их перечислить. Их объединяет лишь то, что окружающие, как правило, даже не догадываются, что хаос вокруг и бесконечная череда неудач на самом деле часть чьего-то плана.

Тактика 4. Параллельный бизнес

Самая опасная тактика саботажа – скрытая перекачка ресурсов команды. Это может быть либо сговор с поставщиком, либо «инсайд трейд» на информации, либо даже простое воровство. Обнаружить такую деятельность сложно, поскольку хорошие саботажники создают сложную, эшелонированную систему прикрытий и, заметая следы, ищут «козлов отпущения». Чтобы остаться незамеченными, они готовы подставить всю команду целиком, и тогда рушатся карьеры и судьбы невинных, ничего не подозревающих людей.

Как выявить саботажника?

Успешный саботаж не возможен без ряда ключевых навыков. Эти навыки можно использовать в качестве своеобразной лакмусовой бумажки, прекурсора саботажника – подобно тому, как астрономы ищут следы метана в атмосферах планет для поиска внеземных цивилизаций.

Навык 1. «Считывание» людей

Большинство из нас, и особенно в IT, не слишком хорошо умеет «читать» окружающих. У нас слабо развита наблюдательность, а также то, что на Западе называют «эмоциональным интеллектом». Саботажники же все без исключения «считывают» людей быстро и интуитивно. Считывая изменения в настроении, интонации, мимике, они способны быстро сориентироваться в ситуации. У них прекрасно развиты «антенны», сканирующие людей. Саботажники без этих антенн отсеиваются в самом начале – их вычисляют мгновенно.

Можно отметить, что большинство успешных саботажников – альфа-нарциссы, у которых навыки «считывания» людей гипертрофированы с рождения: их психика устроена так, что о себе самих они судят по мнению окружающих, и поэтому им жизненно необходимо каждую секунду знать, что о них думают другие. Однако, забегая вперед, надо отметить, что далеко не все альфа-нарциссы – саботажники (об этом ниже).

Как понять, что человек умеет «считывать» других? Проведите эксперимент. В следующий раз, когда будете в баре или ресторане, обратите внимание на тех немногих людей в толпе, которые не разговаривают беспрестанно или «сидят» в телефоне, а вместо этого наблюдают за другими. Их немного, но они есть почти всегда. Они «считывают» людей. Когда вы пересечетесь с ними глазами, они вам даже могут незаметно кивнуть, словно одному из своей стаи.

Что характерно, среди «наблюдателей» большинство женщин. Это естественно. У женщин этот навык, как правило, намного более развит – эволюция заставила их быть чувствительными к тонким, еле уловимым сигналам.

Один из отличных примеров «считывания людей» показан в фильме «Интерстеллар» в известной сцене, когда Купер «считывает», что Брэнд неравнодушна к одному из участников предыдущей экспедиции, что напрямую повлияло на дальнейшее развитие сюжета (и будущее человечества).

Навык 2. Управление эмоциями

Быть саботажником по определению означает быть хорошим актером и де-факто шпионом. Для этого требуются выдержка и развитые навыки управления эмоциями. Это не значит, что саботажник всегда нордически выдержан, вовсе нет. Но он может легко переключаться между эмоциями – например, за секунды поменять гнев на дружелюбную улыбку. Если в вашей команде есть такой человек, вы имеете дело с профессионалом управления эмоциями.

Управление эмоциями, как и «считывание» людей, в целом – позитивное и полезное качество. Однако проблема заключается в том, что с такими людьми никогда не понятно, что они чувствуют на самом деле. Это делает их хорошими кандидатами в саботажники.

Навык 3. Неумение делать ничего другого

Это может звучать странно, но саботажники, как правило, не умеют делать ничего, кроме саботажа. Саботаж даёт им столько преимуществ, что они посвящают ему все своё время. Отсутствие у них какой-либо специализации как правило заставляет их позиционировать себя как менеджеров.

Где обитают саботажники?

В современных командах и компаниях саботажники в первую очередь встречаются в следующих ролях.

Роль 1. Менеджеры продукта

Для саботажника роль менеджера продукта позволяет выйти на оперативный простор и незаметно саботировать как собственные, так и параллельные команды.

Роль 2. Свита топ-менеджеров

Различные помощники и свита топ-менеджмента являются традиционным местом обитания саботажников, поскольку это даёт доступ к каналам информации и центрам принятия решений.

Роль 3. Топ-менеджмент

Корпоративная культура большинства компаний способствует продвижению по корпоративной лестнице индивидуумов, обладающих умением «считывать людей», назначать «козлов отпущения» и уничтожать соперников в корпоративных войнах, то есть всеми основными качествами типичного саботажника. Поэтому, каким бы нелогичным это ни казалось, на корпоративном олимпе саботажников можно встретить чаще, чем где бы то ни было, особенно если топ-менеджмент не владеет существенной долей в компании и напрямую, материально не заинтересован в успехе бизнеса.

Что делать?

Борьба с саботажниками – одна из важнейших целей любого коллектива, команды или компании. Поскольку жертвой саботажа может стать абсолютно любой член команды, знание методов борьбы с саботажем необходимо развивать абсолютно всем, от джуна-тестировщика и до CEO.

Шаг 1. Анализ симптомов саботажа

Поиск саботажников начинается с постоянного мониторинга возможных симптомов присутствия саботажника в вашей команде или в вашем окружении. В первую очередь стоит обратить внимание на такие явления, как:

  • текучка кадров;
  • низкий командный дух;
  • высокая конфликтность и токсичность в команде.

Шаг 2. Выявление саботажников

Если симптомы саботажа присутствуют, нужно составить план действий по выявлению саботажника.

Сделать это сложно, поскольку они, словно хамелеоны, камуфлируются и заметают следы. Более того, трудно посоветовать универсальные способы выявления корпоративных саботажников, поскольку ситуации бывают разными и часто требуют креативного подхода.

Начать можно с определения людей, имеющих минимально необходимый набор навыков саботажника. Однако, здесь появляется проблема – как отличить саботажников от настоящих менеджеров? Действительно, у них во многом схожие отличительные черты: стремление к власти, потребность в доминировании и манипулировании людьми, владение собой, способность «считывать» людей. Мимикрия под менеджеров дается саботажникам легко и естественно.

Однако, всё не так безнадежно. В отличие от настоящих менеджеров и лидеров, саботажники не способны вести за собой людей «в долгую», и поэтому за ними неизбежно тянется шлейф увольнений и «севших на мель» команд. И поэтому, чтобы понять кто есть кто, нужно внимательно изучить их прошлое. Разузнать, что случилось с их предыдущими командами.

Выявить саботажника сложно. Но когда это удаётся, то почти всегда возникает «Вау!» эффект: в одно мгновение многие ранее необъяснимые и загадочные события из корпоративного прошлого – увольнения, провалы продукта, конфликты – вдруг становятся предельно ясными и понятными. Словно складывается пазл.

Но есть одна вещь, которую нельзя забывать – возможность ошибки. У нас никогда нет полной картины происходящего. То, что кажется саботажем, на проверку может оказаться нестандартной формой лидерства. Так что в охоте за саботажниками следует избегать скоропалительных решений.

Шаг 3. Принятие мер

Когда саботажник обнаружен, дальнейшие действия зависят от того, на каком уровне по отношению к вам он находится.

Если саботажник находится в вашем подчинении, необходимо максимально быстро провести скрытое внутреннее расследование, удалить этого человека, и «починить» команду. Самое плохое, что в этом случае может случиться, это если вы обнаружите, что модель поведения саботажника уже стала социальной нормой и поразила команду насквозь – ведь люди быстро копируют деструктивное поведение других. Более того, инфекция саботажа могла перекинуться даже на соседние команды.

Если саботажник находится на вашем уровне (например, руководит параллельной командой), то это чрезвычайно опасно, особенно, если ваше общее руководство не вникает в вопросы управления командами. В этом случае главное – понимать, что против вас ведется скрытая война. Нельзя прятать голову в песок и тем более нельзя надеяться, что саботажника в параллельной команде удастся победить собственными хорошими результатами, или что руководство во всем разберется само. Помните – против вас ведется скрытая война без правил.

В таких случаях нужно вести тщательный скрытый мониторинг действий саботажника, скрупулезно собирать доказательную базу. Важно относиться к этому отстраненно и не «включать» эмоции. Не удивляться и не обижаться на несправедливость мира. И ни в коем случае не ложиться на корпоративную амбразуру. Помните – паразитизм это естественная природная ниша. Лучше всего воспринимать происходящее как шахматную партию.

Хуже всего, если саботажник обнаружится над вами и, особенно, если он ваш непосредственный начальник. В такой ситуации совет один – переместиться либо в другую команду, либо в другую компанию. Повторить подвиг героя «Побега из Шоушенка» и выиграть войну против начальника-саботажника практически невозможно. Команда или компания, в которой саботажники захватили рычаги управления, обречена на поражение. Как в подобных случаях рекомендует Уоррен Баффет, не стоит пытаться починить прохудившуюся лодку. Вместо этого лучше потратить свои время и усилия на то, чтобы найти другую лодку, надёжную.

И, наконец, самое интересное может случиться, если в ходе расследования выяснится, что саботажник – это вы.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Олег Чистяков

То, что вы описали, саботажник - типично токсичный человек, с крайне низкой самооценкой, поскольку без «хозяина» на котором можно паразитировать ничего из себя не представляет. И как вы написали «как отличить саботажников от настоящих менеджеров? Действительно, у них во многом схожие отличительные черты: потребность в доминировании и манипулировании». Желание манипулировать - это не лидерство, это токсичность в чистом виде. Когда человек реально лидер люди за ним сами идут, хотят находиться в близости к нему «под крылом». И качество «считывать людей» как раз не помешало бы иметь лидеру (руководителю), для того чтобы не принимать в свою команду токсичных людей.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Цитирую: "большинство успешных саботажников – альфа-нарциссы" - это у них-то низкая самооценка? А еще они вполне могут быть и не токсичными, даже быть любезными "с собакой дворника, чтобы ласковой была", если им это выгодно.

И наоборот, токсичными могут быть люди, которые не умеют взаимодействовать с другими людьми, кроме как через негативные эмоции, но при этом они не способны плести интриги. Их токсичность может происходить от среды в которой они формировались и не развитого эмоционального интеллекта.

При этом способность манипулировать людьми - это основной инструмент управленца. Да, у этого слова негативная коннотация, но смысл его не отличается от слова "управлять". Есть механизм под названием "манипулятор", есть термин "медицинская манипуляция", которые не несут негативной окраски. Если вы манипулируете людьми для их блага и блага компании, и любите это делать, то что в этом плохого? Это не делает вас "саботажником".

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Марьенко

У нарциссов ужасно низкая самооценка и извращённые механизмы компенсации, которые в целом и называются: токсичность. В вас она тоже чувствуется)))). Многие нарцы чувствуют себя полным дерьмом и не подозревают, что они нарцы. Это на приёме у психолога выясняется, и то, не сразу, если, конечно, такой приём в жизни нарцисса случится)))

Ответить
Развернуть ветку
clingon

О, подтянулись диагносты по автаркам. Чувствуется глубина познаний. ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

Товарищ clington, займитесь каким-нибудь полезным делом.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Чем например? Кросспостить переводы на habr, vc, ради продвижения еще одного никому не нужного канала, как вы? Господин Topchev, у меня к вам ответное предложение: помойте полы в подъезде. Все ж лучше, чем страдать графоманией.

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

Не поспоришь. Согласен.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Вам пишут, то что противоречит вашему тексту и вы соглашаетесь. Небось, не сами писали? В лучшем случае перевели чужой текст, а может и купили. Чего не сделаешь ради роста подписки не свой телеграм-канал...

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

- В чем секрет счастья?
- Ни с кем не спорить?
- Не спорить? Но это же невозможно!
- Да, вы правы. Это невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Действительно зачем спорить в интернетах, когда для "минусов" всегда можно завести бота. Удобно.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Счастья вам и процветания каналу! А я постараюсь не забыть ваше имя, что бы не вступить ненароком.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Детский сад. Все проще.
Есть люди, которые умею манипулировать. Есть те, которые - нет.
Если человек умеет манипулировать окружающими и имеет амбиции он будет их реализовывать независимо от твоего желания наиболее эффективным путем. Если получается внутри компании, если нет на стороне.

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Добавлю еще один признак саботажника-руководителя - при уровне зарплат на уровне/выше рынка постоянно жалуется, что люди уходят из-за низких зарплат. Одновременно это может быть аргументом для высшего руководства - содержание такого "руководителя" слишком дорого обходится)

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Какой ещё саботажник? Это просто карьерист (в плохом смысле), честолюбец.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Карьеристы разные бывают, это - исчадие ада.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алиев

Мы все в той или иной степени саботажники )

Ответить
Развернуть ветку
sles

Смотрю хорошим стилем стало тут публиковать то же, что было на хабре, но с задержкой :-)

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

Аудитории все-таки разные.

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Вы описываете Лукиановского "Паразита". Участники далога Тихиад и Симон-парасит. Тихиад удивляется, каким образом Симону, не владеющиму никакими умениями, удалось довольно неплохо устроить свою жизнь. Собеседник возражает, заявляя, что овладел наилучшим из возможных искусств — прихлебательством (в оргинале «паразитизмом»).

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

Ну да. Тема, в принципе, стара как мир.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

Описан классический случай любого паразитизма.
Ключевое отличие между собственно менеджером и паразитом - выданный "на гора" результат.
Не надо проводить долгих расследований, в любом деле есть процесс и результат. Правда, чтобы определить качество того и другого нужен специалист. Но специалиста обмануть невозможно, и любые паразиты обнаруживаются мгновенно и безошибочно.
Вот убедить остальных, неспециалистов по профилю, в том, что перед нами именно паразит, бывает иногда сложно. Особенно, если наличие паразитов кому-то выгодно - финансовые схемы, другие паразиты, отсутствие реальной конкуренции с паразитом, неграмотный, слабый менеджмент, кумовство.
Но авторы правы на 100%, что наличие паразитов очень быстро разлагает команды, демотивирует и влияет на результаты.
Паразиты обычно процветают во всех видах бюрократических структур, у монополистов, но бывают и во внешне нормальной деловой среде. Избавляться обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
William Topchiev
Автор

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Был один саботажник из самых ярых на моей практике 2 года назад. Уволил меня с треском. Через 2 года (буквально месяц назад) мне написали из той компании, что того чувака наконец-то выперли и берут меня обратно. Вот как бывает :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Шиза какая-то, пополам с паранойей.

Не бывает такого что сотрудник уходит лишь по какой-то одной причине, увольнение это сложное дело и не то что причины - само направление на уход будет видно всем вокруг и сильно заранее.

Присваивание чужих заслуг? Как только не-технический человек ляпнет начальству что де 'это он придумал' - его 1) поднимут на смех 2) перестанут уважать тк он полез руками делать не свое дело вместо специалиста.
Любой руководитель, делающий работу за сотрудника очень быстро им быть перестает.

Продвижение по карьерной лестнице? Да внезнапно нужны социальные навыки, тк суть этой самой карьеры это то что вам доверяют все более сложную структуру в рамках компании.

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Скажете тоже не бывает) Сотрудник находит оригинальное техническое решение, а с презентацией выступает руководитель, он же становится получателем бонусов. Сотрудник понимает "перспективы" и увольняется, вместо него приходит новый. И т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

это IT-шники будут знать, а СЕО не будет знать кто это сделал и с чьей подачей. социальные навыки и манипуляция разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Не работают никакие манипуляции в долгосрочной перспективе тк банально врать долго не получается, рано или поздно обман раскрывается.
Поэтому все жулики рано или поздно обязательно сбегают.
Так это устроено.

Организация это в первую очередь структура, связи между людьми и их налаженное взаимодействие. Структура тут важнее отдельно взятой личности, какой бы она не была. И задача руководителя эту структуру сохранить и поддерживать в первую очередь.

То о чем написано в статье это по-сути лишь быстрый переход по элементам этой структуры наверх 'пред властные очи' ради быстрого профита и последующего сваливания в закат.
Те. с точки зрения этого вашего CEO это лишь мелкая помеха, не более.
Ну операционка, текучка.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

ой, врут годами и ничё :)

Ответить
Развернуть ветку
Какой-то никнейм

"Менеджер продукта - саботажник" , ЧЕГО?!
Я сам не продакт, но если продукт будет неуспешен, продакт же первый, и вполне возможно единственный, полетит вон с пинком под жопу, просто потому что он крайний, и другие ресурсы заменить сложнее (разработчик может и код писать, и продукт проектировать, а менеджер продукта - только ставить требования и проект вести)? Зачем ему что-то саботировать?
Критерий оценки продакта простой: продукт взлетел в бюджет и срок? Ты крут, держи бонус, идём дальше.
Не взлетел? На выход

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Не работает, если заказчик внутренний.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Не верно. Именно продакту и доверяют. А он говорит, что виноват вот тот, вон тот, и вот эта.

Ответить
Развернуть ветку
Citizen Fake

Чушь городите, если у вас продукт тычет пальцем и говорит Вася виноват, то у вас не команда, а говно. Продукт участник процесса, и он действительно может проверять некие гипотезы, сразу обозначая что результат ему будет ясен после получения метрик. Но в остальном если он ведет себя как сучка, которая обвиняет вместо конструктивного диалога, то стоит задуматься о его проф качествах. И указать уже на самого защекана руководству.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Я говорю как оно реально работает во всех средних фирмах, а вы про справедливость :)

Ответить
Развернуть ветку
CUYS.ru

Ну есть кстати множество причин, не только как вы описали, можете на ещё один не стандартрый пример взглянуть который у меня в профиле описан. Думаю будет интересно после этого задать я вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 34 комментария
null