Мы вам не планктон: внутрикорпоративная жизнь творческого коллектива

Что делать, чтобы сотрудники брендингового агентства не превратились в унылых клерков, неделя за неделей отбывающих в офисе срок в ожидании пятницы.

Как организовать работу так, чтобы творческие люди не потеряли к ней интерес и не стали относиться как к простому добыванию денег. Делимся своим опытом.

Перспективы

Представим вам условного Игната Витальевича, он поможет нам создать образ коллектива, сходства с которым мы всячески избегаем. Игнат Витальевич работает менеджером по скоросшиванию отчётов в ЗАО «Кислые решения». Это интересный и разносторонний человек с массой увлечений и тягой к саморазвитию. Но вот уже много лет каждый день он приходит на работу и скоросшивает отчёты скоросшивателем для отчётов.

Однажды, идя мимо отдела кадров, где собеседовали нового сотрудника, Игнат Вительевич краем уха услышал слова: «Где вы видите себя через пять лет?»

Хрестоматийный вопрос на собеседовании, который не то что задавать — над ним даже потешаться уже моветон. Но ведь люди сами время от времени подобный вопрос себе задают, правда? Вот и Игнат Витальевич невольно применил услышанные слова к себе.

После нескольких мгновений раздумья его собственный внутренний голос выдал ответ: «Ты будешь на этом же самом месте заниматься тем же самым делом — скоросшивать отчёты скоросшивателем для отчётов».

Игнат Витальевич задал себе этот вопрос не впервые. На самом деле, в последнее время он это делал даже очень часто. Его внутренний голос уже, наверное, устал отвечать одно и то же.

Но ответ этот снова не понравился Игнату Витальевичу. И снова он начал искать другие варианты, размышляя вслух: «Может быть, моим знаниям и богатому опыту можно найти более достойное применение в ЗАО «Кислые решения»? Может быть, когда мой начальник уволится, именно я займу его место? Кажется, скоро он должен выйти на пенсию. Нет, ждать ещё долго. А может?»

Игнат Витальевич остановился у двери кабинета начальника. Натянул улыбку, вошёл и с наигранной радостью поздоровался: «Харитон Евгеньевич, доброе утро! Как ваше здоровье, кстати?»

Тем временем в Punk you

Любая работа приедается. Можно приступить к любой работе с огоньком, но очень быстро растерять весь запал и заскучать. Теряется инициативность, начинается апатия, прокрастинация и наплевательское отношение к задачам. Работа начинает выполняться «для галочки». И это может ждать каждого сотрудника, какой бы деятельностью он ни занимался: сшивает отчёты или разрабатывает графические концепции.

Чтобы этого не случилось, работа должна быть разнообразной, динамичной. Сотруднику нужно движение, постоянные открытия. Прежде всего, у него должна быть возможность расти по карьерной лестнице. В нашем агентстве, начав с джуди (от junior designer — младший дизайнер), можно вырасти в полноценного дизайнера, дальше — в ведущего дизайнера и арт-директора.

Конечно, в агентстве все не могут быть арт-директорами. Да и не все стремятся занять эту должность. Здесь работа уже больше заключается в руководстве, и такая деятельность интересна не каждому. Поэтому помимо вертикального, есть ещё и горизонтальное движение.

Нельзя быть суперпродвинутым во всех аспектах дизайна сразу, поэтому дизайнер может выбрать себе какую-то узкую специализацию и совершенствоваться в ней. Сотрудник постоянно развивается в любимой профессии, и это не даёт ему потерять интерес к работе.

Это полезно и для агентства, потому что глубокие познания и навыки в этих узких специализациях позволяют нам делать проекты более качественно.

Мария Перепечина, исполнительный директор Punk you brands

В результате для сотрудника со временем открываются всё новые и новые грани его работы, ему не успевает надоесть то, чем он занимается.

Обучение и самообучение

Наконец-то генеральный директор ЗАО «Кислые решения» Харитон Евгеньевич Бердак выделил минутку, чтобы выслушать предложение менеджера по скоросшиванию отчётов. Игнат Витальевич готовился к этой презентации три недели, просматривая бесчисленные тренинги от самых именитых бизнес-коучей и перенимая у них самые эффектные приёмы подачи.

Презентация получилась достаточно яркой и убедительной. Определённо Игнату Витальевичу удалось донести до гендиректора все плюсы применения новой методики скоросшивания, которая не только повысит эффективность всего отчётопроизводственного отдела, но и внесёт разнообразие в его, Игната Витальевича, работу, позволит реализовать его профессиональный потенциал.

«В этом есть смысл, — после минутного раздумья вынес вердикт Харитон Евгеньевич. — Ваше предложение весьма ценно, и я, безусловно, распоряжусь его реализовать».

В этот момент Игнат Витальевич чуть не упал в обморок — настолько у него перехватило дыхание от восторга. Но радость была недолгой.

«Жаль только, заняться этим проектом некому, — продолжил господин Бердак. — Вы ведь, Игнат Витальевич, всю жизнь проработали на скоросшивателе "Канцкрыс-92", а тут нужно использовать новый "Планктонер-3000". Ничего, я дам задание отделу кадров найти специалиста с нужной квалификацией. Вам же — большое человеческое спасибо! А теперь прошу прощения, у меня обед».

Ошарашенный и разбитый менеджер по скоросшиванию отчётов вышел из кабинета гендиректора, который уже открыл свой контейнер с домашней едой, распространяя на весь этаж аромат котлеток.

«Интересно, легко ли достать пару грамм цианида?» — вдруг подумалось Игнату Витальевичу.

Тем временем в Punk you

Развивается агентство, расширяется спектр его задач. Да и вообще, индустрия не стоит на месте, постоянно появляются новшества. Как следствие, рано или поздно знания и умения сотрудников устаревают.

Можно, конечно, каждый раз при возникновении таких ситуаций нанимать новых сотрудников с более актуальным арсеналом навыков. Но каждый новичок в команде — это в определённой степени «кот в мешке». Не факт, что он вольётся в коллектив. Не факт, что он действительно работает так хорошо, как рассказывает о себе. Да и не факт, что ваша компания ему понравится, и он останется работать у вас надолго.

Старый друг — лучше новых двух. Чаще всего лучшим решением будет повысить квалификацию надёжного и проверенного сотрудника.

У нас любой сотрудник может найти какую-то образовательную программу для собственного развития. Такие инициативы поощряются. Разумеется, при условии, что это повышение квалификации действительно будет полезно и компании, и сотруднику. Тогда сотруднику при необходимости предоставляется учебный отпуск.

Если обучение платное, то агентство оплачивает часть стоимости. Если даже в этом случае плата для сотрудника выходит слишком обременительной, мы индивидуально договариваемся и находим решение.

Денис Белоусов, директор по стратегическому планированию и развитию Punk you brands

Помимо этого, внутри агентства регулярно проходят внутренние образовательные мероприятия. Например, уроки, которые у нас называются Punk you lessons. Сотрудник, прочитавший книгу или статью на околобрендинговую тематику, проводит лекцию. В этой лекции он излагает основные тезисы, выделяет самое важное и интересное. Потом обсуждаем, как полученную информацию можно с пользой применить в работе агентства.

Аня рассказывает, что интересного вычитала в книге «45 татуировок менеджера»

В этом году, например, наш арт-директор Ника при поддержке компании проучилась на интенсиве по UX и UI в Британской высшей школе дизайна. По возвращении она провела нам «лессон» и пересказала всему коллективу наиболее яркие и полезные вещи, которые там почерпнула.

Ника на интенсиве в «Британке»

Чтобы это внутреннее обучение не превратилось в рутину, оно проходит обычно в непринуждённой обстановке. К тому же мы стараемся поддерживать разнообразие: разные формы, разное содержание и задачи. Например, раз в месяц наши директора готовят дайджесты свежих кейсов в айдентике, digital-дизайне, упаковке, рекламе. Это не только лишний повод обшутить происходящее в индустрии, но и возможность увидеть новые тренды или даже подсмотреть приёмы.

Периодически мы проводим кинозавтраки. Признайтесь, мало кто с утра сразу же вгрызается в работу. Обычно первый час уходит на кофе и всё такое. Так почему бы не добавить в эту «раскачку» больше пользы? С тем же кофе и печеньками смотрим документальные фильмы и обучающие видео, связанные с нашей индустрией, обсуждаем.

А ещё у нас раз в неделю проходит киновечер. Есть что-то вроде графика дежурств: каждый по очереди выбирает фильм, и мы все вместе его смотрим после рабочего дня. Но это уже по желанию и относится скорее к тимбилдингу.

Самое интересное — это дизайнерские игры. Коллектив делится на команды и получает нетипичную задачу с очень тесными рамками. Например, разработать рекламу в защиту свободного интернета. И даётся на это час или два времени. Это и тимбилдинг, и возможность протестировать какие-то фишки, которые до сих пор в реальных проектах были не к месту.

Офисная жизнь

Харитон Евгеньевич Бердак оказался очень чутким руководителем. Увидев удручённое состояние Игната Витальевича, он подумал: «Что-то работники у меня смурные какие-то в последнее время ходят. Нужно что-то решать».

Решено было провести корпоратив. В целях экономии отдыхать решили в стенах родной конторы. Игнат Витальевич не хотел приходить, но коллеги уговорили. В свой выходной день он снова пришёл в офисный центр, поднялся на этаж ЗАО «Кислые решения».

Он медленно шёл мимо побеленных стен, на которых по случаю пьянки была развешана мишура, оставшаяся после новогоднего корпоратива. Из приоткрытых кабинетов на него смотрели необъятные стеллажи с отчётами, сшитыми скоросшивателем для отчётов. Игнат Витальевич остановился у актового зала, глубоко вздохнул и вошёл.

Сидения в актовом зале были сдвинуты в кучу. На освободившемся месте — пару столов. На них была водка, паштет и квашеная капуста. Коллектив пил, разделившись на отдельные компании. Зинаида Евграфовна из бухгалтерии шушукалась со своей подругой секретаршей Светкой, в углу скучковались компьютерщики, в центре зала разместились руководители.

Из колонок гремел Анатолий Полотно, любимый исполнитель генерального директора. Сам Харитон Евгеньевич сразу же бросился обниматься к Игнату Витальевичу.

«Игнатусик, ты опоздал! — орал он ему в ухо, обдавая спиртовыми парами. — Но ничего, как раз сейчас начнётся самое интересное. Мы вызвали стриптизёршу! Кстати, мы на это дело скидывались, с тебя две тыщи».

Игнат Витальевич выпил свою «штрафную», смахнул скупую слезу, спрятал в карман бутылку водки, медленно подошёл к уже сильно пьяному Харитону Евгеньевичу и тихонько, чтобы никто не слышал, сказал ему на ухо: «Харитон Евгеньевич, а полезли на крышу».

Тем временем в Punk you

Большую часть дня сотрудники проводят на работе. Поэтому очень важно, чтобы они чувствовали себя там комфортно. И речь не только о бытовом комфорте. Важна каждая мелочь, которая влияет на настроение и атмосферу в коллективе.

До Punk you brands я никогда нигде не работал, только фрилансил. У меня было несколько предложений, но когда я приходил в эти компании, я ловил себя на мысли, что в таких офисах я работать не хочу. Поэтому, когда мы открывались, у нас сразу было понимание, что наш офис нужно делать клёвым.

Мы смотрели в интернете репортажи из офисов Google, «Яндекса», сами ездили в гости к крутым компаниям. Мне, например, очень понравился тогда офис «2ГИС». И мы стали делать свой офис таким, чтобы пространство в нём было не уныло-канцелярским, а обжитым и комфортным.

Данил Снитко, арт-директор Punk you brands

У нас в офисе приветствуется украшать стены различными клёвыми плакатами, картинками, фотографиями. На видном месте красуются коллекции пивных бутылок, кофейных стаканчиков. У нас есть аквариум, в котором живут рыбки Полина и Олег.

Есть телевизор, игровая приставка, чтобы в любой момент можно было отвлечься, расслабиться. Для профилактики пролежней есть мини-баскетбол и турник (только, если честно, им никто не пользуется). То есть мы делаем всё, чтобы в этом месте нам было хорошо, чтобы мы приходили сюда с удовольствием.

Коллектив — это такая миниатюрная модель общества. И естественно у нас тут есть свои активисты, которые популяризируют свою активную гражданскую позицию. Например, с подачи Наташи мы теперь участвуем в акции «Зелёный офис». Собираем макулатуру, сортируем мусор. Батарейки тоже сдаём отдельно на утилизацию.

Из разных внутренних традиций складывается уникальный характер коллектива. У нас, например, есть особый карательный орган, регулирующий шутки, озвученные вслух. Караются пошлые, сортирные, стереотипные и просто плохие шутки. Называется орган «Роскекнадзор» (естественно, автор названия был за него оштрафован).

Неосторожно пошутивший должен кинуть в офисную копилку мелочи. Размер штрафа определяется совестью шутившего. Мозговой штурм по проектам — это «офшор», в котором Роскекнадзор не имеет полномочий, и шутники в эти моменты отрываются.

Ну и корпоративы. Можно, конечно, не париться и нанять аниматоров со стороны. Они увидят вас впервые, вы увидите их впервые. Аниматоры просто прогонят свою обычную программу, которую показывают всем. Будет весело или не очень — как повезёт. Гораздо лучше получается, когда увеселительную программу делает кто-то из коллектива. Тогда в шутках и играх будет много отсылок к разным внутренним приколам, и сотрудники будут лучше вовлечены в мероприятие.

Например, мы недавно отмечали девятилетие компании и играли в настольную игру. Кидаешь кубик, двигаешь фишки, берёшь карточки и выполняешь, что написано в этих карточках. Наш аналитик Саша недавно женился, и в одной из карточек было написано: «Вы Саша. Позвоните жене и спросите, сколько ходов вперёд вам можно сделать». Да, Саша реально звонил с корпоратива жене и задавал ей этот вопрос. И на самом деле в контексте нашей жизни внутри этого коллектива это очень смешная шутка.

Подытожим

  1. Даже самая интересная и творческая работа со временем превращается в рутину. Чтобы сотрудники не впали в апатию, нужно дать им возможность расти по карьерной лестнице или углубляться в более узкие специализации.
  2. Если сотрудники проявляют инициативу, чтобы усовершенствовать свои навыки, и это будет на пользу общему делу, помогите им с этим. Или хотя бы не препятствуйте.
  3. Офис должен быть клёвым и обжитым, чтобы его вид радовал глаз и находиться в нём было комфортно.
  4. Ваши сотрудники, скорее всего, видят друг друга чаще, чем своих родных и близких. Сделайте так, чтобы они стали друг для друга родными и близкими.

В общем, мы стараемся делать всё, чтобы наш коллектив не был похож на условное ЗАО «Кислые решения», и никто из нашей команды не чувствовал себя, как условный Игнат Витальевич. Кстати, поскольку его история вымышленная, мы можем себе позволить усилием воли закончить её хэппи-эндом. Например, так:

После долгого философского разговора и распития водки под открытым небом Игнат Витальевич аккуратно помог пьяному Харитону Евгеньевичу спуститься с крыши, вызвал ему такси, а сам поплёлся в сторону автобусной остановки. Но в понедельник он не вернётся на работу скоросшивать отчёты скоросшивателем для отчётов, продолжая выгорать от безысходности. Он уволится и найдёт новую работу, где будет реализован его профессиональный потенциал и где он попадёт в коллектив своей мечты.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Вера Гагарина
Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Pechenkin

Прекрасная история про Игната Васильевича, читается на одном дыхании! Не понял только, зачем нужны были унылые косноязычные вставки про какую-то PINK YOU.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Вот справа скушный, офис а вот слева мы такие веселые и не обычные не стандартные. Совсем не такие как слева, у нас в компании нет зарплаты, работы, отчетов, общения с клиентами бухгалтерии и компьютерщиков и директора у нас тоже нет.

Ответить
Развернуть ветку
Два слова: брендинговое агентство
Автор

Да мы только и пишем про клиентов и проекты. Стоило раз написать про весёлые внутряки, как вот такое. Очень обидно. Прям до глубины.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Прошу прощения если обидел, просто у меня рефлекс, когда делят на плохих и хороших, не могу сдержатся, можно же сравнения с офисом, а просто рассказывать как у вас хорошо, а кто захочет и сам сравнит. В своем уме. На контрасте можно было сравнить и с автосервисом. Вот у нас тут не пьют, а там пьют, там хорошо у нас плохо, только чай. Так было бы даже веселее.

Ответить
Развернуть ветку
Yantarev

А из жизни трамвайного депо ничего нет?
Надоело уже это всё. Рекламовщина, брендовщина. Никакой фантазии.
Хочется чего-то нового, необычного, свежего.

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kutepov

Назвался панком - живи х**во!

Ответить
Развернуть ветку
Emilia Gulieva

Отличный текст. Предлагаю немного поработать над оформлением и поправить вид цитат. Cейчас они выглядят громоздкими на этом фоне. Если вы добавляете в текст объёмные цитаты, можно задать им другой вид, тогда они будут на белом фоне. На скриншоте показано, какую настройку выбрать

Ответить
Развернуть ветку
Два слова: брендинговое агентство
Автор

Спасибо за совет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Камагаев

я, и моя история типичного Игната Васильевича

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kutepov

Ха, ха, не планктон они))

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

шизу можно придумывать как сторителлинг для клиентов, если они за это готовы заплатить. Но вываливать графоманию под видом маркететингового развлечения - ненормально.
Пожалейте людей. Пожалейте себя, ведь время убиваете на ерунду, за которую ни славы, ни денег, ни импрува будущего.

Ответить
Развернуть ветку
Alkothrone

Как же людям хочется сказать что мы не унылые и каждый день сидим и работаем. Не пойму что плохого то бл* в этом?
Никто же не запрещает отрываться в свободное время как душе угодно. К чему нужна эта показуха?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда