{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Чек-лист: Как выбрать карьерного консультанта и не прогадать

Если вы сотрудничаете с карьерным консультантом впервые, вопросов о нем у вас может быть больше, чем вопросов о желанном трудоустройстве. Шутка ли — вместе с CV вы передаете в руки консультанта ваши мечты о переезде в другую страну, о лучшей работе на свете, о визе, о будущем, в конце концов.

Как же понять, что специалист компетентен, консультации стоят вложений, а все ваши письма и резюме будут составлены грамотно и действительно "по-английски"? Ловите чек-лист из шести пунктов, который мы подготовили вместе с клиентами EP Advisory.

Итак, хороший карьерный консультант...

☑️ Слушает вас и слышит

“Хороший бриф — хороший дизайн. Плохой бриф — плохой дизайн”. Эту поговорку обожают специалисты по дизайну и брендингу, где результат — скажем, новая упаковка или сайт — всегда напрямую зависит от того, насколько точно клиент знает и может описать свой продукт, рынок и цели. В противном случае дизайнер ничем не поможет.

В карьерном консультировании этот принцип работает по-другому. Возможно, у вас большой опыт, но вы ничего не знаете о рынке страны, в которую планируете переехать. Или в последний раз вы искали работу 20 лет назад и теперь представления о специальности нужно откалибровать по-новой. Или вы нереалистично формулируете цели.

Грамотный консультант использует все эти “пробелы” как строительный материал для вашей стратегии. Причем для того, чтобы собрать полную картину и понять, что вам нужно, опытному специалисту достаточно 15 минут.

Если во время консультации вам кажется, что вы общаетесь с автоответчиком, если первые же предложенные вакансии не имеют к вам никакого отношения, а консультант намекает, что вам неплохо бы самому разобраться, чего вы хотите, — уносите ноги.

True story от клиента EP Advisory: — Так вышло, что последние 18 лет мне не приходилось искать работу, поэтому я лишь гипотетически представлял, как это делать. Мне порекомендовали обратиться на ресурс с фриланс-услугами.

Я перевел на английский язык резюме двухгодичной давности, попросил двух знакомых американцев-нэйтивов его вычитать. Как человек, много лет проработавший в логистике, максимально скрупулезно описал свой опыт и направления предыдущей деятельности. Рассказал, что могу, что не очень. Разослал запрос.

В числе прочих откликнулся консультант с неплохими отзывами из США. За весьма немалые деньги он готов был разослать мое резюме по 250 работодателям, которые ищут именно такого специалиста.

Я уточнил, что мне нужен не абы кто, а консультант, который разбирается в моей области. Мне подтвердили, что сфера хорошо знакома и проблем не будет. Я перевел деньги, переслал резюме. Уже через два часа пришел отчет о выполнении 100 рассылок и сообщение, что за следующие два дня работа будет закончена.

Я проверил — и понял, что исполнитель просто забил в поиске слова «транспорт», «логистика», «грузоперевозки» и разослал мое резюме по всем выпавшим вакансиям, даже не читая их. Среди них было около 10 вакансий на должность грузчика в аэропорту, штук 15 позиций водителей курьеров в почтовых отделениях и службах доставки и так далее.

Я отказался подтверждать отчет — написал, что из сотни более или менее перекликаются с моим опытом только три. Меня снова попросили объяснить, чего я хочу. Я крайне подробно это сделал — и получил ответ, что да, меня услышали, поняли и все переделают. Принесли извинения и пообещали добавить еще 50 вакансий для компенсации плохого впечатления.

На следующий день мне пришел отчет о 150 рассылках. Видимо, в поисковик на сей раз добавили слово «море», так как среди позиций, удивительно похожих на предыдущие, появились две вакансии по наблюдению за досугом скаутов на море, обеспечению их безопасности и обучению плаванию. По ним мое резюме тоже направили...

А дальше начался тяни-толкай. Я попросил вернуть средства — меня попросили объяснить еще раз, что я хочу. Спустя три дня переписки и заверений, что работа выполняется очень качественно, а я сам не вполне осознаю свои требования, мне пришлось обратиться в службу поддержки. Надо отдать должное, деньги вернули практически сразу, как только я объяснил ситуацию.

☑️ Понимает, в чем специфика страны для русскоязычных клиентов

Увы, даже если консультант постоянно проживает в стране, в которой вы планируете работать, это еще не гарантия того, что он знает местные профессиональные рынки вдоль и поперек. Прописка — дело десятое. Важно, чтобы консультант чувствовал себя в местной бюрократической системе как рыба в воде, и при этом был буквально заточен под помощь русскоязычным специалистам. Об этом опыте его следует спросить напрямую.

Конечно, речь идет не о какой-то секретной методике “для русских”, а о знании рынка компаний, которые работают с русскоговорящим сектором, или об инструментах, хорошо зарекомендовавших себя при работе с клиентами из СНГ. Скажем, по опыту EP Advisory, в России мало кто использует возможности LinkedIn для нетворкинга, а о существовании многих других мощных ресурсов даже не слышали. Между тем, грамотная работа с этими площадками дает прекрасные результаты.

Следующий показатель — идеальное знание принятых в стране формулировок, наименований должностей, квалификаций, специальностей. Хороший консультант должен ориентироваться в профессиональной номенклатуре, легко находить принятые эквиваленты или модификации позиций и знать их “начинку”.

Ну и наконец, та самая деталь, в которой кроется дьявол: грамотность. Орфографические и стилистические ошибки в CV, сопроводительных письмах и профилях недопустимы. Не стесняйтесь спросить, есть ли в команде консультанта редакторы и корректоры — носители языка.

True story от клиента EP Advisory: — В поисках работы я наткнулся на агентство, которое помогает трудоустроиться в Европе, и обратился к их услугам. Мы полностью переделали мое резюме, пересмотрели страницу в LinkedIn, составили сопроводительное письмо. На этом деньги за первый блок закончились и я заплатил за второй. А дальше — уткнулся в препятствие.

Еще на стадии переделки CV мне было сложно угадать, какие навыки указывать. Что именно заинтересует во мне, как в специалисте? На чем акцентировать внимание? Мне предложили составить список, из которого позже мы вместе с консультантом выбирали то, что мне показалось важнее.

Однако я не понимал, как называются должности, на которые я могу претендовать, и как описывать свои навыки и умения, чтобы обозначения совпадали с принятыми в стране. Дело в том, что при автоматической проверке резюме любое слово, которое не совпадает с заданным, не будет воспринято, даже если имеет такое же значение. А что указывать, я не знал даже предположительно. Что-то я придумал, что-то попытался найти сам, но более всего это походило на тыканье пальцем в небо.

Мне дали ссылки на адреса сайтов по трудоустройству в интересных мне странах. Я подписался на рассылки по ключевым словам, загрузил CV на полтора десятка сайтов и стал откликаться на появляющиеся вакансии. Всякий раз агентство, как и предупреждало, предлагало мне совместно корректировать резюме и сопроводительное письмо для каждой конкретной должности. Но.

Должности, которые выходили по ключевым навыкам, в основном не совпадали с моей ситуацией более, чем на 50%. А компании, в которых я действительно был готов работать, писали, что мой опыт слишком большой и работать мне будет неинтересно. Понятно, что платить на регулярной основе за подготовку к собеседованию на очень условно подходящие мне должности я был не готов.

Примерно в то же время я попросил знакомого взглянуть на мое резюме — он занимал достаточно высокую руководящую ступень в компании моего профиля и одновременно был уроженцем страны, в которой я искал работу. Его вердикт был однозначен: “Резюме ни о чем. На его основании я бы специалистом не заинтересовался”.

☑️ Детально знаком с вашей сферой

Если консультант презентует себя как специалиста широкого профиля с опытом работы по всему миру, скорее всего, его помощь будет поверхностной. В то же время, как показывает первый кейс, встречаются и консультанты, готовые выдать себя за узких профи, чтобы удержать клиента.

Как понять, что вы в надежных руках? Спросить напрямую, сколько клиентов с похожим запросом было у консультанта и как им удалось помочь. Если вы студент, который никак не может найти работу в маркетинге в определенном сегменте, не спрашивайте о сотрудничестве со студентами вообще — будьте максимально конкретны.

Обратите также внимание, какие вопросы задает вам сам консультант: обычно по ним можно судить, насколько глубоко человек в отрасли.

True story от клиента EP Advisory: — Главное, что должно насторожить, — если специалист отказывается рассказать вам о требованиях по сертификации и необходимых документах для соискателя.

Все мы знаем, какие документы нужны для работы на нашем месте. Но в разных странах сертификация и забюрократизированность разная. Если консультант не владеет этой информацией, возможно, его помощь специалистам вашего профиля не была достаточно глубокой.

☑️ Хорошо ориентируется в услугах своей компании, четко видит цели

В одних компаниях консультант — это коуч, модератор, который последовательно ведет вас по единому для всех маршруту методики. В других — скорее, личный гид с индивидуальным подходом. А где-то, как в первой true story, просто выполняет функцию Outlook. И это тоже нормальная практика — главное, чтобы характер услуг и подход не стали для вас сюрпризом.

Грамотный консультант сразу объяснит, как будет строиться работа, сколько встреч или звонков займет консультация и чем это обусловлено, как будут прорабатываться нюансы. Плюс — он всегда найдет хороший кейс из практики, чтобы подкрепить любой свой ответ.

True story от клиента EP Advisory: — До EP Advisory мне приходилось сотрудничать со многими консультантами. В большинстве случаев все протекало достаточно комфортно: люди получали деньги за свою работу и обычно пытались выглядеть очень дружелюбно.

Некомфортно становилось, когда я понимал, что результатов, на которые я рассчитывал и которые мне нужны, я не получу. К сожалению, немалое количество компаний и консультантов, предлагающих свои услуги на рынке по трудоустройству, имеют слабое представление о всем комплексе задач и качестве конечного продукта, которого от них ожидают.

☑️ АКТИВНО ДЕЛИТСЯ БЕСПЛАТНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ДАЕТ БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Во-первых, чем обширнее информационная экосистема, которую создает вокруг себя консультант или агентство, тем прозрачнее для клиента его подход.

Во-вторых, вкладываясь в бесплатный полезный контент, консультант экономит и свое время, и время клиента: человек приходит уже подготовленный, с конкретными вопросами, уже знакомый с основными понятиями. Можно сразу брать быка за рога.

В-третьих, наличие бесплатной/пробной консультации показывает, что специалист понимает вашу боль, ваши риски и готов идти навстречу.

Как видите, алгоритм понятен: с пристрастием изучите сайт консультанта или агентства, погуглите все упоминания компании в медиа, изучите соцсети и, наконец, выясните, предусмотрена ли бесплатная консультация и что в нее входит.

True story от клиента EP Advisory: — Кстати о взаимопонимании. Не стоит путать карьерного консультанта с коучем. Рекрутинг — не семинар по раскрытию внутренних духовных ресурсов, это очень конкретная, прикладная вещь. И хороший консультант должен уметь работать с разными людьми, независимо от того, насколько они психологически совместимы и была ли между ними искорка.

☑️ ЕГО ОПЫТ И ПОЛЬЗУ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ

Пожалуй, самый простой и наглядный пункт чек-листа. Эффективность любого консультанта можно измерить в откликах на CV и сопроводительные письма, в офферах, которые получил клиент по результатам работы, в отзывах, которые пишут люди после покупки той или иной услуги, вебинара или тренинга.

Другой важный показатель мы с вами помним по предыдущему пункту — это представленность агентства или частного специалиста в медиа-пространстве. Сюда же — осмысленные упоминания в соцсетях, глубина контента, качество картинки и других элементов фирменного стиля.

И наконец, немаловажны данные об опыте. Узнайте, сколько лет агентство или консультант существуют на рынке, со сколькими компаниями вашего профиля, а также информационными базами и ресурсами сотрудничают.

0
1 комментарий
Volc O'Hara
В числе прочих откликнулся консультант с неплохими отзывами из США. За весьма немалые деньги он готов был разослать мое резюме по 250 работодателям, которые ищут именно такого специалиста.

первый и последний красный флаг - рекрут, который берет деньги не с компании, а с кандидата. Сразу в мусор

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда