Меня повысили, бывшие коллеги стали подчинёнными: как сохранить с ними отношения

Отвечают руководители из Skyeng, «ВКонтакте», ABBYY и других компаний.

Меня повысили, бывшие коллеги стали подчинёнными: как сохранить с ними отношения

Взяли ситуацию, которая может возникнуть с каждым сотрудником, и попросили разобрать её опытных руководителей.

Ситуация

Дмитрий работает менеджером по продажам в компании «ИТ-Проблемы». Он дружит с коллегами, и каждую пятницу они выбираются всем отделом в ближайший бар. Но недавно Дмитрия повысили до руководителя отдела, и он оказался в непростой ситуации.

С одной стороны, он хочет по-прежнему проводить вечер пятницы вместе с бывшими коллегами (теперь уже его подчинёнными). Но с другой, опасается, что дружба повлияет на работу: сотрудники не будут воспринимать его как руководителя и станут относиться к нему панибратски.

Опытные товарищи советуют ему отдалиться от друзей и завести новых — среди таких же руководителей отделов.

Как поступить Дмитрию?
Оставить всё как есть. Друзья важнее, к тому же все взрослые люди и всё поймут.
Сохранить отношения с бывшими коллегами, но отказаться от традиции — пусть привыкают к его новому статусу.
Найти новых друзей среди таких же руководителей отделов и проводить вечер пятницы с ними.
Не заводить друзей на работе.

Что советуют руководители

Мне кажется, что все предлагаемые здесь варианты «по умолчанию» немного искусственны и вращаются вокруг одного вопроса: что важнее — дружба или работа.

С моей точки зрения, важно и то и другое. Успешный руководитель умеет совмещать обе функции при работе с командой и использовать личные отношения как катализатор, который позволяет достигать крутых результатов. Он может пойти с командой в бар, но это вовсе не значит, что в понедельник он не спросит по полной программе за невыполнение плана.

Если всё-таки выбирать один из вариантов, то я бы остановился на первом: оставить всё как есть, при этом вычеркнув из ответа вторую половину, которая нагружает принятие такого решения негативной эмоциональной оценкой с точки зрения работодателя и делает Дмитрия без вины виноватым.

Само по себе общение за рамками офиса даёт руководителю опцию становиться для команды настоящим авторитетом по жизни, а не только на уровне должности.

Ну и давайте посмотрим на саму ситуацию, в которой оказался Дмитрий.

Наверняка в момент повышения из команды выбрали Дмитрия не просто так. Скорее всего, он уже обладает навыками регулярного менеджмента, справляется с планами, умеет строить причинно-следственные связи при анализе процессов и делится опытом с остальными участниками команды.

Если это так, то наверняка Дмитрия уже считают в команде лидером, поэтому дистанцироваться от команды ему не нужно: личная связь с командой никак не навредит.

К тому же сейчас не так и много моментов, когда люди делают что-то кроме работы. Если у команды сложилась такая традиция и она привыкла проводить вечер пятницы в баре, то это событие наверняка приносит участникам команды удовольствие — и Дмитрию тоже.

Выиграет ли он или компания от того, что человек откажется от такого эмоционального события, пожертвует эмоциями ради работы? Я в этом сомневаюсь.

Конечно, есть риск, что кто-то из ребят будет эксплуатировать личное общение с Дмитрием в работе. На его месте я бы исключил такого человека из команды: долгосрочно с такими «эксплуататорами» каши не сваришь.

Денис Сметнев, сооснователь и коммерческий директор Skyeng, предлагает Дмитрию оставить всё как есть

Я бы рекомендовала Дмитрию остановиться где-то посередине между первым и вторым вариантом. Доверительные отношения в команде и понимание проблем друг друга помогут проще решать многие вопросы.

Но всё это возможно при условии, что есть чёткое разделение дружеского и рабочего — нужно стараться не затрагивать рабочие вопросы на пятничных встречах.

А в офисе, соответственно, концентрироваться исключительно на рабочих вопросах. В таком случае дружба будет не поводом халявить, а наоборот, наложит дополнительную ответственность.

Найти друзей среди других руководителей тоже будет не лишним, но это не должно быть в ущерб текущей дружбе

Ирина Румянцева, директор по рекламному продукту и рекламной монетизации «ВКонтакте», считает, что нужно разделять дружбу и работу

Я за первый вариант, но с некоторыми оговорками. Руководитель должен быть лидером. Это вообще дело неблагодарное, потому что на этой позиции надо больше и лучше всех работать.

При этом совершенно необязательно отстраняться от коллег, можно даже больше всех пить на совместных вечеринках. Но в понедельник ты должен быть на работе раньше всех, делать больше всех и лучше всех.

Можно спокойно тусить с коллегами, которые стали подчинёнными, но только если уверен, что будешь лучшим. Не уверен — оставайся в пятницу поработать подольше или будь готов встретиться с клиентом, если единственное свободное время — это именно вечер пятницы.

Семен Боярский, директор по развитию стратегических продуктов соцсети «Одноклассники», голосует за дружбу

В том виде, к которому привыкли все в отделе, сохранить традицию не получится. Нужно создать новую традицию уже в новой роли Дмитрия и создать таким образом прямое влияние на мотивацию и микроклимат в команде.

Кроме того, не стоит исключать возможность объединиться и с руководителями отделов и укрепить кросс-функциональное взаимодействие.

Марина Багаева, директор по продажам в контролируемых каналах Yota, советует переосмыслить традицию

Не могу согласиться ни с одним из вариантов полностью, но скорее склоняюсь к первому ответу.

Конечно, повышение может отразиться на дружеских отношениях. Но, во-первых, задача нового руководителя — заслужить авторитет коллег, доказать, что должность он получил не просто так.

Во-вторых, у руководителя отдела продаж задачи несколько отличаются от обязанностей сотрудников, здесь нет конфликта интересов. Часто можно довольно успешно разделять общение по работе и за пределами офиса, и скорее всего, повышение не будет большим препятствием в отношениях с друзьями.

Меняются должности, круг задач, сами люди, поэтому, скорее всего, пятничная компания изменится, но самые близкие, настоящие друзья в ней останутся.

Работать лучше в команде, где есть доверие и поддержка, дружить тоже хочется с такими людьми. Поэтому, конечно, придётся приложить усилия с обеих сторон, чтобы не пострадали рабочие и дружеские отношения, но это точно стоит того.

Александра Яковлева, директор по корпоративным продажам «ABBYY Россия», выбирает дружбу, но с оговорками

Чтобы быть авторитетом и профессионалом, не обязательно становиться «плохим полицейским». Если так, то в лучшем случае сотрудники начнут тебя бояться и избегать, а в худшем — будут ненавидеть за спиной.

Мотивировать надо не на уровне субординации, а подавая правильный пример, работая на цели подразделения. А по пятницам нужно расслабляться вместе с коллективом, я бы точно не отказался от этой традиции даже после повышения.

Закон «Никогда не работай с друзьями» придумали разочарованные люди. Одного из своих лучших сотрудников я знаю с семи лет, мы вместе играли в футбол во дворе, а сегодня вместе создаём рекламные продукты, которым нет аналогов на мировом рынке.

Артём Пуликов, директор интернет-бизнеса «МаксимаТелеком», предлагает дружить и вдохновлять примером

Напишите в комментариях свой вариант ответа или решение, если оказывались в похожей ситуации.

Расскажите об историях, которые вы хотели бы разобрать: пишите на почту nikita@vc.ru с пометкой «Совет по работе».

88
20 комментариев

Я бы просто перестал общаться с этой челядью и всё. Зачем мне эти неудачники?

22

Расскажу пример из своей жизни.
Работал я как то в отделе техподдержки, одной довольно крупной компании. Ну и соответственно у нас был начальник. Средняя разница в возрасте между начальником и подчинёнными была 10 лет. Так вот, отношения с ним у всего коллектива были очень близки к дружеским, начиная от "прикурить" машину, одолжить косарь до зп и заканчивая посиделок в баре, правда не каждую неделю, но раз в месяц мы собирались. При этом, как начальника, его авторитет никогда не страдал. Если давалась задача, то она выполнялась без каких либо "ну чё ты, бухали же вчера вместе, чё ты начинаешь?" Я не знаю как у человека это получилось, потому что в коллектив я пришел когда он уже был начальником. Вспоминаю эти времена с теплом, так как за последние 10 лет, таких начальников я больше не встречал.

16

Много лет был lead-ом у амеров, при этом не воспринимал себя как лида и даже не знал, что я руководитель - просто все друзья.

Когда работал в наших компаниях в качестве разраба, встречались адекватные руководители, а бывали и клоуны(из-за которых приходилось покидать довольно хорошие компании). Когда работал в качестве руководителя у нас, то старался создать максимально приятную среду для сотрудников чтобы чувствовали во мне не руководителя, а заботливого родственника, когда уходил было офигенно приятно слушать, что люди жалеют что больше не будут со мной работать и просят руководство сделать так чтобы остался.

P.S.:
К сожалению у нас не понимают, что быть руководителем - это не понты, а ответственность.

8

На работе всё же лучше заводить приятельские отношения, а не дружеские

6

Комментарий удалён модератором

Почему все комментарии от должностей с неизвестным количеством подчиненных?

Какой опыт был у них самих?

5