Карьера Кирилл Пыжов
2 301

Можно ли делать бизнес с родственниками и друзьями

Отвечают представители «Чердака», BelkaCar, Grow Food и других компаний. Разговаривал директор по маркетингу Mamsy.ru.

В закладки
Аудио

Взаимоотношения в бизнесе и вне его — совершенно разные вещи. При совместном управлении компании возможны спорные ситуации, столкновение интересов и проявление новых иногда неожиданных качеств человека. Российские предприниматели рассказали, можно ли делать бизнес с друзьями и родственниками.

Мне часто доводилось работать в одной команде с друзьями. Я могу сказать точно: при работе с друзьями динамика ваших отношений абсолютно точно изменится. Но если вы успешно переживёте сложности и спорные моменты, то это будет один из самых значимых этапов в вашей жизни.

Вот несколько вещей, о которых нужно подумать, прежде чем начинать совместное дело:

— Вы уже хорошо знаете друг друга, знаете чего можно ожидать и кто на что способен. Однако тут важно помнить, что дружеские качества в жизни и профессиональные навыки не всегда пересекаются. Вам важно на берегу провести разговор и договориться о том, какие навыки, связи, знакомства могут быть полезны для общего дела.

— Вы сможете доверять другу свои проблемы и самые сокровенные мысли. В стартапе важно, чтобы рядом был человек, с которым можно вместе подумать о какой-то задаче или «поплакаться в жилетку». Друг идеально для этого подойдет, вы можете не бояться показаться слабыми.

— Вам будет проще выстроить продуктивную коммуникацию. Когда мы начинали делать стартап, мы хотели сохранить семейную атмосферу, чтобы людям в небольшом коллективе и небольшом офисе было комфортно проводить время вместе. Именно поэтому стартапы зачастую начинают друзья.

— Важно помнить и о возможных проблемах. С другом гораздо сложнее обсуждать проблемы. Если вы недовольны прогрессом проекта или управленческим стилем друга, вероятно будет элемент неловкости в обсуждении таких вопросов. В таких ситуациях мне всегда помогает простое правило: если вы достаточно требовательны к себе, то вы можете позволить себе быть требовательны и к другу.

Варианта два: если вы начинаете совместный бизнес, вы либо разругаетесь и перестанете общаться, либо станете лучшими друзьями, которым море по колено.

Константин Захаров
генеральный директор и сооснователь сервиса Cherdak.io

Если бизнес строят близкие родственники, то здесь достаточно много успешных примеров, Mamsy.ru в их числе.

В узком кругу членов семьи, как правило, можно открыто распределить зоны ответственности, анализировать возможные шаги для точек роста, принимать решения об увеличении или уменьшении расходов, о дополнительных финансовых вложениях. И в таком случае есть стопроцентное доверие, потому что в успешном результате заинтересованы все.

В семье также присутствует понимание, что любое решение может отразиться на общем бюджете, поэтому оно должно быть обоснованным. А решения с высокой степенью риска всегда должны быть согласованы всеми участниками бизнеса — членами семьи.

Если говорить о построении бизнеса с дальними родственниками, то здесь всё индивидуально и зависит от участников, а также степени материальных вложений каждого. Успеха можно добиться только при чётко очерченных границах прав и обязанностей. Важно выбрать единого лидера. Если их будет два, то бизнес будет строить сложнее.

Нужно понимать, что при решении рабочих вопросов могут открыться стороны человека, которые совершенно не подходят для решения бизнес-вопросов. Это не означает, что ваш коллега плох или не компетентен, просто не каждый может быть драйвером, независимо принимать решения и брать на себя ответственность.

От конфликтов между партнёрами по бизнесу никто не застрахован, поэтому самое лучшее, что можно сделать в самом начале пути, — это распределить доли так, чтобы в случае разлада не создать блокировку для принятия решений де-юре. Если мы говорим о двух участниках, то у одного из них обязательно должен быть меньший процент владения бизнесом.

В Mamsy.ru достаточно высокий уровень комфорта в отношении родственных связей — мы приветствуем здоровые отношения между сотрудниками и радуемся, когда они направлены на создание семей, поддержку семейных ценностей и их развитие.

Мария Скурова
основатель Mamsy.ru

На рынке есть много семейных компаний, судьба которых складывается очень удачно. Например, одна из самых известных компаний по прокату авто — Sixt, и, конечно, EF.

Когда семейный бизнес превращается в династический — бренд перестает быть просто брендом и становится знаком качества. Ведь все мы любим и ценим компании или небольшие мастерские, которые гордятся своей историей и подписью since 1865 (например). В большинстве случаев это именно семейный бизнес.

Если говорить про друзей, то здесь всё сложнее. С друзьями работать, если честно, не люблю: другу тяжелее объяснить, что не так, потому что боишься его обидеть (по крайней мере у девочек зачастую именно так); плюс в нерабочее время отключиться от дел и так очень сложно, и при встрече с друзьями не хочется обсуждать рабочие вопросы. Ну и поверьте: далеко не со всеми друзьями, с которыми хорошо дружить, будет также хорошо работаться.

«Из коллеги в друга» работает значительно лучше. Учитывая время, проведенное на работе, офис становится вторым домом, коллеги — почти семьей, опыт совместной работы и преодоления сложностей накапливается, и у вас появляется много общего. С такими друзьями дальше уже можно и работать, и дружить, и делать совместные проекты.

Нина Крючкова
директор по маркетингу курсов обучения за рубежом «EF Образование за рубежом»

Часто приходится слышать, что бизнес с друзьями или родственниками ни в коем случае вести нельзя. Исходя из собственного опыта, скажу, что это не совсем так. Как обстоят дела с родственниками — не знаю, эта ситуация для меня незнакома, но с друзьями — да, всё возможно. Мы дружим с моими бизнес-партнерами Лорианой Сардар и Еленой Мурадовой около 12 лет, развивая совместный бизнес последние два года.

Скорее всего, секрет нашего «дружеского бизнеса» в том, что мы познакомились, будучи уже сформировавшимися личностями. Мы уже учились вместе в Калифорнийском университете на программе МВА.

Конечно, порой возникают сложности, но мы их успешно решаем. Единственное, что изменилось в наших взаимоотношениях после появления компании, — мы меньше говорим об обычных вещах, больше о бизнесе.

Условие успешного ведения совместного бизнеса — четкое разграничение обязанностей и круга ответственности всех членов команды на самом старте. Лучше всего задокументировать всё на бумаге, чтобы эта информация всегда была перед глазами.

В качестве кейса я могу привести нашу собственную ситуацию. Так, у нас за ИТ, маркетинг и развитие наших продуктов отвечаю я. Лора работает с финансами, контактирует с инвесторами, городскими властями. А Лена работает с контрагентами и развивает b2b-продажи.

Екатерина Макарова

сооснователь каршеринга BelkaCar

Наша с Пашей (Павел Паскарь — сооснователь Grow Food) дружба началась одновременно с началом работы над Grow Food.

Мы познакомились в стартап-акселлераторе в Питере, в один из вечеров пошли выпить пива в баре, там же придумали Grow Food. На следующий день мы начали делать проект, с тех пор общаемся каждый день.

Мы отлично сошлись характерами и подружились благодаря бизнесу (хотя зачастую бывает наоборот — люди, будучи друзьями, решают создать компанию).

Что важно помнить, чтобы построить хорошие отношения с партнером?

Чёткое разграничение обязанностей

Это не значит, что если вы занимаетесь операционкой, то ни в коем случае не должны лезть в маркетинг или HR. Если у вас есть классные идеи и предложения, они всегда должны быть озвучены. Просто вы должны понимать, кто за какие сферы отвечает, чтобы работа велась эффективно.

Конкретно в нашей ситуациии я занимаюсь маркетингом, работой с командой, а Паша — логистикой и производством. Мы изначально так решили, определив наши сильные стороны.

Найдите человека с таким же видением

Если у вас разное мнение насчет стратегического развития, позиционирования бренда и управления команды, вы вряд ли сработаетесь.

Причем, начиная бизнес с другом, вы можете с удивлением обнаружить, насколько у вас разные точки зрения при том, что в жизни это никак не проявлялось.

Нам повезло: мы с Пашей сразу нашли общий язык и до сих пор практически все решения принимаем единогласно.

Не конкурировать

Мы этот вопрос решили очень просто: мы оба — гендиректора. Да, так бывает.

А поскольку наше видение по развитию совпадает, у нас почти нет разногласий. Если спорные моменты и случаются, то мы вместе обсуждаем плюсы и минусы, взвешиваем все за и против, спрашиваем мнение ребят и приходим к общему знаменателю.

Мы прекрасно общаемся вне работы. Так что можно сказать, что общий бизнес нас объединил и подружил.

Даниэль Гальпер

генеральный директор и сооснователь сервиса Grow Food

Я, как и Михаил Фридман, считаю, что дружба, построенная на бизнесе, лучше, чем бизнес, построенный на дружбе. Выбор партнеров — история очень индивидуальная, почти интимная, и тут я не берусь давать советов. У меня были и хорошие, и плохие партнёры. Было и так, что хороший партнёр приводил в команду (как мы потом вместе убеждались) откровенных мошенников.

А если говорить о тех, кого мы растим, то обратная связь такая: крайне мало людей умеют быть благодарными и последовательными. Опять же, из личного (читай: печального) опыта: вот так берёшь такого-то приятеля, тащишь его, помогаешь с карьерой, с работой, с деньгами, надеешься, что он будет твоим партнером на всю жизнь. Но он решает, что ему тяжело в роли младшего партнера, и начинает свято верить, что он всего добился сам.

Ему нестерпимо досадно видеть того, кому он должен по гроб жизни. Даже перед женщиной своей — и то неловко, что он не номер один. И вот тогда случается метаморфоза: человек безбожно фантазирует и начинает верить, что он «всё сам» и «ничего не должен»... (Обычно эти люди плохо заканчивают, чьими бы партнерами или друзьями они ни были.) Я рад, что прошёл по этим граблям и стал аккуратнее выбирать людей.

Вообще, партнерство — это синергия двух более менее равнозначных по величине индивидов: от осознанности до вклада в общее дело. А вот если разрыв между мощностями большой, значит, кто-то на кого-то работает.

Анатолий Сморгонский

акционер и председатель совета директоров Ambite

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Кирилл Пыжов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 32, "favorites": 47, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 51326, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 20 Nov 2018 15:20:33 +0300" }
{ "id": 51326, "author_id": 200653, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/51326\/get","add":"\/comments\/51326\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/51326"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "possessions": [] }

17 комментариев 17 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Больше 7 лет ведем бизнес втроем с младшим братом и отцом. Вообще ничего негативного про это не могу сказать. Рабочее и личное не смешивается совершенно.
Можем на общем совещании кидать друг другу лютые претензии а выйдя за порог тут же переключаться на смехуечки и обсуждение подгузников(условно).
Ну и 100% доверие опять же. Каждый занимается своим участком ответсвенности в котором он лучше других.

Ответить
1

Мне вот не повезло. Мы три брата все разо*рались едва успев хоть немного поработать вместе. В результате все трое работаем порознь и в будущем никто не планирует хоть что-то вместе сделать.

Ответить
4

Успех бизнеса с родственниками напрямую зависит от этих самых родственников. Взгляды и цели должны совпадать, желание работать должно быть примерно одинаковым. Трудно соблюдать при таком раскладе отношения начальник-подчиненный. На первых порах такой тандем может принести быстрые и качественные результаты, но на длинной дистанции практически невозможно сохранять между людьми первоначальные отношения. Но с родственниками делать это несколько проще, нежели просто с близкими друзьями - это то, о чем я могу судить из личного опыта.

Ответить
3

Ротшильды и Вандербильты не дадут соврать.

Ответить
2

Вести такой бизнес можно (у меня есть пример - компания одной семьи на рынке уже более 9 лет). Но я не скажу, что в этой компании есть мотивация на развитие. Люди попросту заняли нишу и больше ничего не хотят. Развития нет, сотрудники то приходят, то уходят. Семья считает, что люди - ленятся работать.

Ответить
1

Почему "семейный бизнес" один из самых распространенных в России форматов бизнеса? Потому что, это выгодно "семье" или родственникам! Нового сотрудника в такой компании, чаще всего будет ждать: пристальное внимание, долгий испытательный срок и гибкая финансовая мотивация основанная на советах бабушки. ) Впрочем, я убежден, что в России есть "семьи" с высоким уровнем "самосознания", которые способны вести бизнес цивилизованно.

Ответить
0

Я пока все еще скептически отношусь к уровню самосознания владельцев бизнеса в РФ. По идее они должны быть не только людьми зажигающими других своими идеями, но и акулами маркетинга. ИМХО, отличный показатель - отношение к деньгам: "спасибо, хорошо поработали!" или "в этом месяце Вам премия". Вот кто-нибудь вообще премии видел (я знаю о них только от знакомого ГРУЗЧИКА; среди маркетологов о таком явлении не слышал)?

Ответить

0

Только о РФ пишу, про запад не знаю.

Ответить

0

И наоборот: владельцы знайте - маркетологи вам ничего не должны : ) На самом деле, на Западе дела немного иначе обстоят. Там ценят специалистов, в отличие от РФ и СНГ. У нас в этом плане подвижки появились буквально лет 5 назад. Но есть свои нюансы и подводные камни.

Ответить
0

Можно ли кинуть лом в туалете поезда? А на полном ходу? А если туалет "старого образца" с выходом наружу?

Ответить
0

Да точно вопрос из этой темы.

Ответить
0

В азии практически весь бизнес строится как "семейный", и это работает. А про друзей - НЕТ, проверено. Лучше сразу отказаться от идеи, чем надеяться на исключение.

Ответить
0

Такие случаи единичны, кстати есть еще очень много проблем работы с друзьями и родственниками которые вы не упомянули

Ответить
0

Бизнес с прадедом кто-нибудь тестировал на момент неэффективности?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }