Карьера Dmitry Chernomorets
2 228

Продукт-менеджер: роль в бизнесе, функции, качества, мышление и деньги

Не совсем новая, но очень популярная в настоящее время профессия продукт-менеджера для многих до сих пор содержит ряд неопределенностей: непонятно, что делают все эти люди, что они должны знать и уметь, как правильно мыслить и сколько зарабатывают те, кто делает свою работу на отлично.

В закладки
Аудио
Дмитрий Черноморец, директор по развитию Humathèq - New Product Development Company

Наш бизнес - это контрактная разработка продуктов. Мы с коллегами помогаем нашим клиентам разрабатывать и запускать новые продукты. Работаем с самыми разными отраслями: умная электроника, оборудование, машины и механизмы, IT, фармацевтика и химия, строительные материалы и конструкции, мебель, товары интерьера, продукты питания, сервисы (услуги) и т.д.

У нас в Humathèq есть свои продукт-менеджеры, а также при разработке новых продуктов мы вынуждены "ставить" институт продукт-менеджмента в компаниях клиентов, иначе создаваемые продукты не будут иметь будущего. При этом, работая с изначально продвинутыми заказчиками, мы сталкиваемся с сильными продукт-менеджерами уже на этапе пресэйла.

На основе нашего опыта делюсь с вами информацией о продукт-менеджерах, которая, полагаю, будет полезна самим продукт-менеджерам, тем, кто хочет ими стать, HR-ам и CEO, которые их ищут и нанимают.

Роль продукт-менеджера в бизнесе

Продукт-менеджер обеспечивает успех продуктов, которыми он управляет.

Продукт-менеджер формирует ассортимент своей продуктовой группы, исследует и анализирует потребности целевых клиентов и пользователей, разрабатывает концепции и организует разработку новых продуктов, управляет жизненным циклом производимых продуктов, выводит из ассортимента устаревшие продукты, управляет ценовой политикой своей продуктовой группы, определяет методы продвижения и продаж своих продуктов.

классная ироничная картинка из интернета

Роль продукт-менеджера есть в каждой компании, независимо от её размера и возраста. В небольших компаниях роль продукт-менеджера чаще всего берет на себя собственник.

Однако, на определенном этапе роста, когда собственник теряет возможность “тянуть” роль продукт-менеджера, она (роль) размывается внутри команды, в результате чего теряется центр продуктовой компетенции и ответственности.

А, следовательно, и пропадает роль продукт-менеджера:, в результате быстро теряют актуальность существующие продукты, новые продукты практически не появляются, а если и появляются, то, как правило не взлетают.

Ведь теперь за продукт никто не отвечает, у него нет владельца.

И здесь появляются наёмные продукт-менеджеры...

Продукт-менеджер, как роль и компетенция, нужны всем компаниям. При этом, такая позиция должна появляться лишь в тех компаниях, которые до этого осознанно доросли, или, как это бывает чаще, переросли.

классная ироничная картинка из интернет

Функции продукт-менеджера

1. Продукт-менеджер управляет всеми процессами, связанными с продуктовым направлением: исследованиями аналогов и тенденций рынка, разработками и модификациями продуктов, продвижением своего продуктового направления на рынке.

2. Анализирует развитие продуктов и изменение продуктовых метрик: объемов продаж, рентабельности, оборачиваемости, сервисных обращений, возвратов.

3. Запрашивает, получает и анализирует информацию от отделов продаж, маркетинга, дистрибьюторов, служб сервиса с целью получения сведений о тенденциях и потребностях рынка, ошибках и неисправностях продуктов, действиях конкурентов в рамках продуктового направления.

4. Разрабатывает стратегии маркетинга, прогнозирует прибыльность продуктов и продуктового направления, окупаемость разработок / модификации, совместно с отделами маркетинга и продаж планирует продвижение и продажи.

5. Отслеживает ассортимент, технологии и функциональные возможности продуктов конкурентов.

6. Определяет для специалистов по маркетингу и продажам каналы сбыта, условия продаж, новые сферы применения продуктов своей группы.

7. Совместно с продавцами разрабатывает стратегию и тактику вывода новых продуктов на рынок, продаж, ценообразования.

8. Координирует работу своей команды (у продукт-менеджера могут быть ассистенты), контролирует трекинги разработок продуктов, процесс обучения и консультирования дилеров и дистрибьюторов.

Продукт-менеджер презентует концепцию своего нового продукта в Humathèq

9. Проводит исследования ёмкости потенциальных рынков, изучает потребности клиентов и пользователей, отслеживает инновации и лучшие практики в своей продуктовой области, оценивает возможности и риски на потенциальных и охваченных рынках.

10. Отвечает за выполнение целевых бюджетов и достижение запланированных показателей доходности продуктового направления.

11. Участвует в формировании технических требований и технических заданий на разработку, и модификацию продуктов, составляет требования, предъявляемые к разрабатываемым продуктам.

12. Осуществляет приёмку результатов разработки, контролирует процесс устранения несоответствий, обнаруженных в процессе разработки.

13. Контролирует жизненный цикл каждого своего продукта, проводит своевременное обновление продуктов, обеспечивает непрерывное совершенствование продуктов.

14. Оценивает экономическую эффективность продуктового направления, своевременно выводит из ассортимента невостребованные и устаревшие продукты.

15. Проводит адаптацию эксплуатационных характеристик продуктов с учётом технических и других региональных стандартов, национально-культурных особенностей рынков присутствия.

16. Ведёт технические файлы и файлы менеджмента рисков для каждого продукта и отвечает за корректное и своевременное ведение и внесение информации в данные документы всеми ответственными сотрудниками.

...фактически, это должностная инструкция настоящего продукт-менеджера.

встреча продукт-менеджеров в Humathèq

Качества сильного продукт-менеджера

Формируя список качеств продукт-менеджера важно принять тот факт, что продукт-менеджер – это одна из ключевых позиций (ролей) в бизнесе, которая чаще всего находится за пределами оперативного контура компании.

Мы не говорим про такие гигиенические вещи, как высшее образование, свободное владение английским языком, умение водить машину, пользоваться компьютером и зубной щёткой.

Мы фокусируемся на ключевых качествах:

1.Обязательно - наличие предпринимательского мышления* - да, очень тяжело привлечь и удерживать таких людей в компании, однако у Вас нет другого выхода.

"Анатомия мозга" сильного продукт-менеджера Humathèq - New Product Development Company

Предпринимательское мышление - это способность анализировать информацию и принимать решения с учетом следующих факторов: ответственности, самообучения и саморазвития, инновационности, выгоды, эффективности, капитализации, рисков и инвестиций.

2. Продукт-менеджер должен любить или быть способным полюбить свои продукты - даже если он сам не является их пользователем, он должен чувствовать и сопереживать тем, кто использует его продукты, т.е. у продукт-менеджера должна быть очень сильно развита эмпатия.

К сожалению, многие продукт-менеджеры не любят свои продукты, с пренебрежением, а иногда и со снобизмом относятся к своим клиентам и пользователям - это недопустимо.

3. Технические знания в области устройства и работы продуктов, за которые несёт ответственность продукт-менеджер.

4. Маркетинговое мышление и дизайн-мышление - мы создаём продукты не для себя, а для пользователей и клиентов, и у этих продуктов есть жизненный цикл, которым нужно уметь управлять.

5. Развитые менеджерские и коммуникативный качества - продукт-менеджер взаимодействует с клиентами, пользователями, продавцами, ставит задачи маркетологам, разработчикам (R&D), производству, сервисным службам и т.д.

6. Умение анализировать информацию и быстро принимать эффективные решения - чаще всего в своей практике продукт-менеджер сталкивается с конфликтами разработчиков и производства, маркетологов и сервиса и т.д.

Деньги: сколько зарабатывают продукт-менджеры

Продукт-менеджер продукт-менеджеру рознь. К сожалению, большая часть тех, кто себя называет себя продукт-менеджерами - это "ребята на подтанцовке".

Они в лучшем случае выполняют +/- 30% приведенного в статье функционала и зарабатывают соответственно немного: 1.000-2.500 евро. (города миллионники). В IT эти цифры могут даже доходить до 4.000-5.000 евро. Да, есть метрики "притянутые за уши", которые они достигают, но это всё не то.

Самая главная метрика, на мой взгляд, характеризующая эффективность продукт-менеджера - это чистая прибыль, которую приносит продукт или продуктовая линейка. Ещё есть рентабельность продукта (это прибыль на инвестиции, связанные с R&D и запуском продукта) и т.д.

Поэтому доходы по-настоящему сильных продукт-менеджеров чаще всего зависят от прибыли их продуктов и цифры таких экспертов достигают 10.000-20.000 евро (известные мне факты). И это не предел.

Состоявшиеся профессионалы в этом деле, это евровые или долларовые миллионеры, которые с т.ч. рынка труда являются космополитами.

А самое интересное, настоящие продукт-менеджеры никогда не останутся без работы, т.к. число людей, способных ими стать настолько небольшое, что всегда будет меньше корпоративных потребностей. Например, у меня постоянно просят кого-нибудь порекомендовать и таких просьб где-то 2-3 каждую неделю.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dmitry Chernomorets", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 16, "favorites": 75, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 51779, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 26 Nov 2018 15:16:03 +0300" }
{ "id": 51779, "author_id": 215611, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/51779\/get","add":"\/comments\/51779\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/51779"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "possessions": [] }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

спасибо за статью. не со всем согласен, но общий посыл интересен

Ответить
0

Сергей, с чем именно не согласны? Ведь то, что я написал, это моя точка зрения, мне интересна Ваша.

Ответить
1

Конечно какого-то универсального супермена нарисовали, еще должно быть про бычье здоровье и стальные нервы.
Такие требования, на самом деле, для любой менеджерской позиции подходят
А на практике таких людей единицы и получается что 99% продактов не очень хороши по определению

Ответить
–1

а если верно, то зачем говорить о чем-то заведомо нереальном
такого идеального человека можно заманить только на большие деньги и на крутой проект
надо бы еще дописать требования к бизнесу от такого продакта

Ответить
0

Они есть, но их очень мало. также мало как и хороших хирургов, музыкантов, дизайнеров и т.д. В силу моей работы, среди наших клиентов нам часто такие ребята встречаются. И ещё я хочу сказать, что такими можно стать, но придётся очень много работать над собой. Как я написал в статье, мы помогаем себе и нашим клиентам таких выращивать.

Ответить
–1

Ой да бросьте
Предпринимательское мышление и коммуникативные навыки это врожденное
"Легче горы сдвинуть, чем изменить человеческую природу" - народная мудрость
Таких можно найти у себя в компании, но "сделать" - маловероятно

Ответить
1

я же могу не согласиться?

Ответить
–1

конечно, я не истина в последней инстанции)

Ответить
0

Продут-менеджер))

Ответить
2

классная ироничная картинка из интернет

Ответить
2

спасибо, исправил

Ответить
1

А теперь проставьте примерное время напротив всех 16-и пунктов, которое вы считаете достаточным для его качественного выполнения, и поймите уже наконец, что этим должна заниматься команда, а не один человек!

Ответить
1

Егор, верно! Там так и написано, что для реализации всего этого функционала продукт-менеджеру нужна команда. Однако, его задача, организовать эту команду, а также вся ответственность на нём. Ответственность неделима.

Ответить
1

Я думаю что продукт-менеджер находится у границы предпринимательства, но ряд причин, таких как семья, дети, ипотека, наши законы, отсутствие инвестиции и т.д не дают ему свалиться в этот бурлящий катёл, а желание есть и оно очень большое. Именно такой фомат сотрудничества поможет многим выйти из тени и проявить себя. При удачном старте одного продукта, следующим шагом может быть долевое участие в других проектах.

Ответить
1

Прям себя на фото увидел - к концу недели: щетина, мятая футболка, потусторонний взгляд : )

Ответить
0

Функционал – математический термин.

Ответить
1

согласен, сейчас скорректирую

Ответить
0

Я продукт менеджера

Ответить
0

Какого подразделения продукт? Пищеварительного? )))

Ответить
0

бывает :)

Ответить
0

Так и не поняла роли

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }