Связующий элемент: ликбез по цифровому консалтингу

Все отрасли сейчас цифровизуются: где-то трансформация идет полным ходом, как например в ритейле, а где-то только набирает обороты — как в тяжелой промышленности и строительстве. Вне зависимости от уровня ИТ-развития индустрии участникам нужно подбирать новые технологии и адаптировать предприятия к новым внешним условиям — и здесь на помощь бизнесу приходят опытные интеграторы и консультанты. Они глубоко погружены в современные технологии и методики, обладают смежными отраслевыми компетенциями и хорошо понимают, как повысить эффективность бизнеса с помощью технологий.

Связующий элемент: ликбез по цифровому консалтингу

Об особенностях профессии такого «ИТ-проводника» рассказывает Анастасия Рыжкова, менеджер по цифровому консалтингу Т1 Консалтинг.

Кто такой менеджер по цифровому консалтингу и чем он полезен

В зависимости от отрасли среди лиц, принимающих решения, встречаются представители разных поколений. Лояльнее прочих к внедрению передовых технологий относятся диджитал-нейтивы — поколение, которое не представляет своей жизни без «цифры». Далее идут люди постарше: они познакомились с ИТ в детстве или юношестве и достаточно позитивно относятся ко всему прогрессивному. Более старшие поколения обычно консервативны и смотрят на новшества со скептицизмом.

Все они требуют индивидуального подхода. Его обеспечит менеджер по цифровому консалтингу: он не только понимает потребности каждой группы, но и может грамотно объяснить, какие возможности открывают инновации. К тому же консультант знает, какие ИТ-решения лучше подойдут, разбирается в процессах их интеграции — это поможет максимизировать усилия всех участников.

Важно, что нанять консультантов зачастую выгоднее, чем самостоятельно изучать вендоров, проводить аудит и тратить ресурсы на исследования. Кроме того, за счет опыта работы с разными индустриями, менеджер по цифровому консалтингу обычно в курсе всех трендов и может предложить оригинальное решение — обычно это сокращает сроки принятия решения и тем самым экономит ресурсы.

Связующий элемент: ликбез по цифровому консалтингу

Вот несколько практических примеров, когда обращаются к «цифровым» консультантам:

  • Компании нужно быстро перейти на отечественный софт. Учитывая, что в соответствующем реестре почти 5 тыс. вендоров и более 14 тыс. решений, самостоятельный анализ займет много времени, и к тому же есть риск попасться на маркетинговые уловки. Тогда как у консультанта есть детальный разбор и понимание, кто какой класс ПО производит и насколько зрел его продукт. Мы, например, строим автоматизированные карты функционального сравнения решений и анализируем финансовое состояние компании-правообладателя технологии, его «добросовестность».
  • В компании так называемый «зоопарк» ИТ-решений — точечная разрозненная автоматизация. Нужно определиться, что выгоднее и эффективнее: поддерживать текущие лицензии по всем продуктам или перейти на единое решение. Устойчивость ИТ-инфраструктуры особенно важна, если речь идет о масштабировании бизнеса или кризисной ситуации на рынке. В такой ситуации консультант не только поможет выбрать оптимальный программный продукт (или стек технологий), но также продумает эффективный сценарий миграции с учетом лицензионных политик вендоров и приоритетов заказчика.
  • Компания разработала ряд собственных ИТ-продуктов и ей нужна помощь с документацией — например, для ввода решений в промышленную эксплуатацию, включения в тот или иной реестр, получения патентов, грантов, льготного кредитования и другой поддержки от государственных и частных операторов. Опытный консультант и здесь может помочь: ускорить работу, уберечь от ошибок, указать, какие результаты реалистичны.

Другими словами, конкретный эффект от работы ИТ-консультантов может быть очень разным, от банальной экономии на человеческих ресурсах и времени достижения поставленной цели, до подбора оптимального ИТ-решения даже в сложных ситуациях.

Как показало свежее исследование Т1 Консалтинг, публичная цифровая зрелость компании напрямую связана с ростом выручки — и выбирать и внедрять цифровые технологии, которые формируют устойчивость и конкурентное преимущество, лучше при поддержке профессионалов.

Какие навыки нужны такому специалисту и где их получить

Чтобы стать грамотным цифровым консультантом, человек должен обладать широким набором профессиональных (hard skills) и «мягких» навыков (soft skills), быть стратегом и адептом технологий и понимать, как обеспечить максимум пользы от цифровизации каждому участнику процесса.

Необходимые для такого специалиста hard skills — знание технологий и методологий работы с ними, практическое понимание работы ИТ-систем, умелое оперирование датасетами и умение строить дашборды.

Где получить эти знания? Конкретного вуза или факультета нет, но подойдет любое направление, где дают фундаментальные академические знания по цифровым технологиям, разработке, менеджменту, маркетингу. На практике же можно изучить жизненный цикл развития ИТ-продуктов и научиться видеть потребности отраслей в целом и конкретного бизнеса в частности.

В наборе soft skills должны быть управленческие и коммуникативные навыки, быстрый и отточенный навык создавать презентации — все эти скиллы нарабатываются только с практикой, например, на стажировках или при трудоустройстве.

22
Начать дискуссию