Конфликт с клиентом: стремительное падение в бездну или шанс подняться ещё выше?

Многие относятся к конфликту с клиентом, как к неприятному инциденту. У всех участников портится настроение, на какое-то время останавливается рабочий процесс и появляется страх, что это сильно повлияет на репутацию и доходы. Но что, если посмотреть на конфликт, как на точку роста и новый этап в отношениях? Давайте разбираться.

Конфликт с клиентом: стремительное падение в бездну или шанс подняться ещё выше?

Что такое конфликт и какие действия совершать в столкновении с клиентом?

С точки зрения психологии, конфликт – это противостояние точек зрения, столкновение полярных мнений по определенному вопросу и борьба за победу собственных интересов. В конфликтной ситуации с клиентом, задача менеджера – как можно скорее выяснить причину недовольства и предложить оптимальное решение.

Перечислим действия идеального менеджера (администратора, мастера, продавца, выберите то, что подходит вам) в конфликтной ситуации с клиентом:

  1. Не перебивает, внимательно слушает и без негатива смотрит в глаза клиенту;
  2. Даёт время, чтобы клиент «выпустил пар»;
  3. Произносит уточняющие фразы, если спич клиента был очень эмоциональный и точная причина недовольства непонятна. Например: «Я правильно понял, что суть проблемы состоит в том, что...» (кратко пересказывает суть того, в чём недоволен клиент). Если клиент понятно изложил суть проблемы, не стоит снова просить повторить. В противном случае это может выглядеть, как издёвка и насмешка над клиентом;
  4. Признаёт ответственность и от лица всей компании искренне приносит свои извинения, например: «Нам очень жаль, что произошла такая ситуация. Это явная наша недоработка. От всей компании приносим свои извинения за случившееся...»;
  5. Выражает понимание и сопереживает клиенту, например: «Очень жаль, что такое произошло. Это очень неприятно. Я вас хорошо понимаю и в этой ситуации чувствовал бы себя также...»;
  6. В тот же момент предлагает решение, которое удовлетворит интересы клиента. Если решение проблемы займёт некоторое время, оговаривает чёткие сроки и обещает клиенту, что на этот раз всё будет выполнено отлично;
  7. Уточняет, доволен ли клиент, предложенным решением;
  8. Спрашивает: «Я могу ещё быть в чём –то вам полезным?».

Как справиться с негативными эмоциями во время конфликта с клиентом?

Но бывает так, что эмоции переполняют и самого менеджера. Не каждый может справиться с негативным напором от клиента, особенно если в столкновении принимает участие новичок.

Дадим несколько рекомендаций, как справиться с эмоциями, когда на вас «нападает» клиент:

  • В психологии есть такая фраза: «Твоя профессия и зона ответственности – это не весь ты». То есть, нужно помнить, что даже если конфликт случился, потому что вы допустили ошибку – это не конец света. В какой-то момент, вы что-то упустили из-под своего контроля и вышло плохо. Но это - не весь вы. В вас есть также и другие качества. Вы можете быть внимательным, организованным и ответственным. Вспомните об этом. И включайтесь в ситуацию, уже с позиции взрослого, ответственного человека. Только в этом случае, можно найти правильное решение и исправить ошибку;
  • Часто клиенты недовольны и хотят поругаться, потому что, их что-то задело ещё до встречи с вами и вашей компанией. Таким образом они выпускают свой негатив наружу и избавляются от него. Конечно, совсем не хочется быть контейнером по сбору негатива. Но в работе с людьми этого избежать практически не реально. Поэтому нужно абстрагироваться. Представьте, что в данной ситуации, вы находитесь, как будто бы над ней. И с высоты смотрите на себя и клиента. Таким образом, можно сохранить свои эмоции и нервы в более спокойном состоянии. И придумать рациональное решение конфликта, которое удовлетворит клиента и не навредит компании;
  • В конфликте с клиентом, прежде всего вспомните, что вы и компания, в которой вы работаете, не одно и тоже. Отделите себя от фирмы. Ваш разум сразу начнёт генерировать оптимальные решения, чтобы разрешить конфликт, как только личные эмоции отойдут в сторону. Поверьте, такой сотрудник, вызовет больше доверия у клиентов и успокоит их. Поэтому не допускайте полного отождествления себя с компанией и жалобами на неё от клиентов. Да, клиент недоволен работой фирмы, а вы как раз пришли, чтобы решить и исправить эту ситуацию. Вы – молодец.
<i>3 правила, чтобы справиться с негативными эмоциями во время конфликта с клиентом</i>
3 правила, чтобы справиться с негативными эмоциями во время конфликта с клиентом

Виды причин конфликтов с клиентами

У всякого конфликта есть причина. И может быть даже не одна. Поэтому важно вовремя определить истоки конфликта, чтобы избежать повтора ситуации.

Мы разбили причины конфликтов на 2 основных вида:

  1. Объективные
  2. Субъективные

К объективным причинам конфликта с клиентом, можно отнести:

  • Плохое качество товара или оказанной услуги;
  • Срывы сроков доставки;
  • Несоответствие срокам годности товара;
  • Нарушение санитарно эпидемиологических норм;
  • Низкий уровень сервиса;
  • Некомпетентность сотрудников;
  • Несоответствие указанной цены с суммой при проведении оплаты;
  • Постоянные сбои в работе и расхождение с заявленными характеристиками;
  • Отказ в гарантии, при её наличии и актуальном сроке действия.

Это только несколько основных объективных причин. На деле, их гораздо больше. И каждый случай нужно рассматривать отдельно.

К субъективным причинам конфликта можно отнести:

  • Личная неприязнь клиента к конкретному сотруднику компании;
  • Расхождение между ожиданиями и реальностью;
  • Плохое настроение и накопившиеся личные проблемы;
  • Индивидуальные особенности характера и высокая конфликтность клиента;
  • Желание «выпустить пар».

Конфликты с клиентами, возникшие на почве объективных причин, показывают слабые места компании и не профессионализм сотрудников. Такие конфликты – это лакмусовая бумажка, которая отражает все недостатки. И эти же конфликты являются точкой для развития и катализатором работы над ошибками. Чем более внимательно вы будете рассматривать каждый конфликт и не бояться его, тем лучше и качественнее станут товары и услуги, которые вы предоставляете.

С субъективными причинами конфликта с клиентами дело обстоит сложнее. Так как мир другого человека загадка и часто его реакции могут приводить в ступор, поэтому нужно прокачивать свой уровень профессионализма и действий в конфликтных моментах. В этом хорошо помогают различные книги и подкасты от психологов.

<i>У конфликтов с клиентами, могут быть субъективные причины</i>
У конфликтов с клиентами, могут быть субъективные причины

Рекомендации для развития эмоционального интеллекта

Вот несколько рекомендаций по аудио и книжному контенту, который на наш взгляд, развивает эмоциональный интеллект (не реклама, а от чистого сердца):

  • Otvet.co на SoundCloud. Большая подборка подкастов на различные темы, связанные с внутренними переживаниями и эмоциями. Полное погружение в мир психологии от профессионалов и действующих специалистов;
  • Книга Михаила Литвака «Психологическое айкидо». Кладезь полезной информации о том, как вести себя в конфликтах и в ситуациях явного давления со стороны;
  • «Ненасильственное общение. Язык жизни», автор Маршалл Розенберг. Книга обязательна к прочтению. Открывает глаза на многие вещи, касающиеся как рабочую сферу, так и личные отношения и взгляд на мир.

Заключение

Залог долгих и дружеских отношений с клиентами заключается в развитии эмоционального интеллекта у сотрудников. Сейчас, чтобы стать классным менеджером, нужно прокачивать софт скиллы. Без этого никуда. Личные качества, такие как, позитивное мышление, спокойствие и эмоциональная стабильность, эмпатия и творческий ум, станут незаменимыми палочками выручалочками в любых конфликтных ситуациях.

Конфликт, как открытая дверь, в мир ваших клиентов. Анализируя то, чем недоволен клиент, находя причины, а иногда, и сам клиент, прямо указывает на ваши недоработки, всё это позволяет расти компании и становится более ориентированной на клиентов. И самое главное, зная причины, можно не допустить повторение конфликта.

88
Начать дискуссию