Как стартапу пройти долину смерти

Первые 3 года жизни стартапа – долина смерти. За это время вы либо выходите на операционную эффективность, либо прекращаете свое существование. Как правило, этот период длится даже меньше, чем 3 года, потому что привлеченные деньги заканчиваются очень быстро. Поэтому, даже если вы сфаундили несколько миллионов рублей, то нужно понимать, что это очень мало.

Как стартапу пройти долину смерти

Есть мнение, что инвесторы смотрят в первую очередь на фаундера и на команду. Если люди слабые, то неважно насколько сильная идея, до денег они не дойдут.

Что же должен уметь основатель, чтобы пройти долину смерти и продержаться первые 3 года?

1. Быть заряженным и верить в свою идею.

2. Коммуницировать с людьми и обладать скиллами по фандрайзингу. На самом деле, это очень простые навыки, потому что они естественные. Когда человек верит в свою идею, для него достаточно просто донести ее до окружающих.

3. Собрать компетентную команду.

Это крайне сложная задача. Нужно решить уравнение, в котором вам нужны не обычные сотрудники, а супер-компетентные, но при этом лишних денег нет. Тогда на помощь приходят лидерские качества фаундера. Основатель убеждает компетентных людей присоединиться к себе.

Как это сделать? Продать идею будущего роста и развития сотрудника и компании. Люди, которые обладают прокаченными навыками и имеют опыт работы в больших корпорациях, заинтересованы не только в деньгах «здесь и сейчас», но и в своем стратегическом развитии, в позиции в компании, в ее росте. Но важно понимать, что деньги все равно остаются ключевым ресурсом, потому что одними идеями сыт не будешь.

4. Уметь делать все «своими руками».

Фаундер растет вместе с компанией и командой. Чтобы нанимать компетентных сотрудников, нужно разбираться в каждой из сфер своего бизнеса хотя бы на 4 или 5, если мы представляем модель компетенций со шкалой от 1 до 10. Иначе вы будете терять деньги, нанимая сотрудников, которые не понимают, чего вы от них хотите. Так же работает в обратную сторону: если вы профессионал в своей сфере, то нанимать крутых специалистов будет просто.

Например, если я предприниматель с IT-бэкграундом, то мне легко разговаривать с IT-шниками, их нанимать и управлять. Но, допустим, у меня плохие навыки, связанные с финансовой моделью. Тогда мне нужно либо пойти учиться и самому разобраться в финансах, либо нанять дорогого финансового директора. Если я не разбираюсь в сфере и нанимаю не тех людей, то это начинает тратить бюджет и мою энергию как фаундера.

Нанимая на работу свои «слабые стороны», мы получаем сильную команду, вместе с которой растем сами. Если я плохой оратор, то мне нужно взять на работу профессионала, но, чтобы это сделать, нужно разобраться в специфике его работы, чтобы понимать, какие задачи ему ставить.

Почему так важно уделять внимание компетенциями? Всё просто: некомпетентные ребята очень редко достигают чего-то в сегодняшнем мире. Если в предыдущих эпохах можно было найти свободную нишу и попасть в неё, то сегодня все ниши заняты. Поэтому на первый план выходят компетенции и умение привлекать лучших к себе.

Больше о моем предпринимательском и управленческом опыте я рассказываю в своем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

44
4 комментария

3 — волшебная цифра для русского народа

1
Ответить

могли бы объяснить почему? )

1
Ответить

Так нынче времена такие, что большая часть проектов больше трех лет и не интересна народу. За редким исключением конечно.

1
Ответить

Я чет ржу над сферическими фаундерами которые проедают раздобытые несколько миллионов рублей.

1
Ответить