Что делать с сотрудниками, которые работают кое-как?

С легкой руки одного юмориста в трудовой лексикон вошло слово "коекакер" - сотрудник, который все делает некачественно, лишь бы от него отвязались. Слово укоренилось так прочно, что у него в словаре даже появились официальные синонимы - "бракодел", "халтурщик", "неумеха", "мастер кислых щей" и т.д.

Основные причины, почему сотрудник перестает (или не начинает) делать свои обязанности хорошо можно разделить на 3 группы:

  • нет мотивации;
  • нет знаний;
  • нет условий.

В причину "нет условий" попадает внешнее окружение. Начиная от состояния кабинета, атмосферы в коллективе и заканчивая некорректно выданными задачами. Все это - непосредственная зона ответственности руководства.

Является ли зоной ответственности управленца достаточная мотивация и уровень знаний сотрудника? Или подчиненный должен сам стремиться к знаниям и вытягивать себя из болота?

Будем разбираться.

Необученный и демотивированный — это очень "неудобный" сотрудник, требующий отдельного внимания и контроля. А если таких много, то коллектив начинает напоминать ясельную группу на прогулке. Стоит воспитателю-руководителю зазеваться, как подопечные разбежались, наелись песка и лупят друг друга лопатками. Что с ними делать - увольнять или воспитывать?

В чем опасность появления в коллективе "коекакера"?

  • Подрыв авторитета руководителя. Не можете справиться с одним, то почему управляете целым коллективом? Этот вопрос будет звучать в голове каждого сотрудника.
  • Снижение общей результативности и скорости. Слишком много времени будет уходить на обучение и переделки.
  • Ухудшение атмосферы в коллективе. Всегда найдутся те, кто будет думать "почему я должен стараться, когда Петрову можно делать кое-как?".
  • Неравномерное распределение нагрузки - "кто везет, на том везут". Если вся нагрузка ляжет на сотрудников-отличников, они очень быстро устанут и выгорят.

Какие бывают враги качества и что с ними делать?

1. Болтун и хохотун

На первый взгляд - "золотой" работник. Оптимистичен, поддержит любой разговор или идею (но только на словах), дружит со всеми, на планерках искрит юмором, особенно, когда нужно обсудить неудачные итоги недели.

Но реальных достижений за этим радостным фасадом нет, только имитация бурной деятельности.

Манипулирует, навешивая "по дружбе" свои задачи на других.

Как противостоять? Если есть возможность, то переместите его в отдел по развитию HR-бренда, там он будет в роли культ-массового сектора.

Если нет - проведите проверку реальных знаний, срез выполненных проектов. Загоните его в цифры и заставьте учиться. Придется усилить контроль - хохотун или исправится, или не выдержит общего темпа.

Я знаю примеры, когда руководитель сажал "болтуна" в свой кабинет, чтобы тот не отвлекал коллектив и был под постоянным контролем. Но тут нужны стальные нервы и умение сворачивать любой разговор в деловое русло.

Манипуляции сотрудника жестко пресекать.

2. Подлец

Делает гадости, подставляет, травит других сотрудников и не особо скрывается (или скрывается, выдавая себя порядочного человека).

Ему некогда заниматься делами - он занят интригами.

Вы даже не сразу поймете, что происходит с отношениями внутри коллектива. Постоянно будут происходит неприятные инциденты, в центре которых этот товарищ.

По действию похож на черную плесень - сложно выводится и опасен для здоровья. Как противостоять? Не отмахивайтесь от жалоб сотрудников, если они страдают от такого поведения. С большей вероятностью с подлецом нужно расставаться.

Вы же не думаете, что сможете перевоспитать взрослого человека, который ведет себя как незрелый подросток? Вы уверены, что он и Вас не подставит?

3. Тягловая лошадь

Лицо собирается в трагическую маску еще в офисном лифте, а поручение на планерке сопровождается протяжным вздохом.

Самый загруженный, несущий бремя трудовой повинности член коллектива. У него всегда нет сил и времени на оперативные вопросы, он очень занят - поэтому качественно делать задания не может.

Стопорит любые новые проекты на своем этапе.

Как противостоять?

Разбираемся, чем он на самом деле так загружен, смотрим сколько за сотрудником "хвостов" и незакрытых дел.

Возможно, у него действительно слишком много обязанностей.

Понимаем, почему он так загружен. Есть вероятность, что он делает задачи слишком медленно, потому что не знает как оптимизировать процесс. Провести хронометраж рабочего дня вместе.

Один раз мы так анализировали загруженность сотрудницы. Выяснилось, что все таблички она делала в "Ворде", а цифры считала на калькуляторе. Бывает и такое в 21 веке.

Рисуем "дорожную карту": на какие этапы можно разделить дела, кому передать часть. Ставим контрольные точки и по ним проверяем выполнение.

При выдаче нового задания поступаем аналогично: четкая постановка, точки контроля, оценка ресурсов.

Подтяните с ним тайм-менеджмент, помогите распределить время и пройдите по ступеням.

4. Почти начальник

"Конечно мог бы стать руководителем, но связей нет, поэтому взяли эту неумную выскочку" (это он про Вас).

Все знает, все умеет, все уже проходил. Начальство - не авторитет, а только мешает. Управляет коллективом за вашей спиной, раздает советы и может блокировать задачи.

Как противостоять?

Три пути: делать из него союзника и "правую руку", избавляться или приземлять сложными задачами.

В любом случае придется выстраивать диалог и объяснять, кто здесь руководитель.

Если орг. структура и его адекватность позволят, то сформируйте вместе индивидуальный план развития сотрудника, помогите ему вырасти в руководителя другой службы.

5. Саботажник и "мастер кислых щей"

Занимается явным или скрытым саботажем любой вашей инициативы. Это может быть форма протеста против вас конкретно или против условий труда.

Этот тип сотрудника не будет проявлять инициативу, наоборот, постарается гасить ее в других.

Сюда же идут сотрудники с мантрой "за такую зарплату я вообще ничего делать не буду". В 90% случаев ничего они не делают за любую зарплату.

Как противостоять?

Проанализируйте, с чем связан саботаж. Возможно, действительно, есть проблемы в условиях и мотивации. Когда недовольство сильнее, чем его источник, то речь идет о саботаже.

Если сотрудник ценный, то поручите ему сформировать план изменений ситуации в компании. Назначьте его ответственным за исполнение инициатив.

Во-первых, его идеи могут быть интересными, а во-вторых, он сможет посмотреть на ситуацию со стороны инициатора, а не человека, которому все должны.

Да, иногда приходится идти на крайние меры и увольнять.

Но это не лучший выход.

Если в вашем коллективе здоровая атмосфера, четкое распределение обязанностей, высокая степень мотивации и постоянное обучение, то с "коекакером" можно справиться и даже воспитать.

5353
116 комментариев

Что делать с работодателями, которые платят кое как ?)) вот это вопрос так вопрос !

60
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Удобная позиция жертвы - "все виноваты вокруг, один я Дартаньян".

2
Ответить

уволится!)

3
Ответить

Голосовать ногами.... А есть иные решения?

2
Ответить

Ну, если прибыль приносят, то пусть будут, если нет, то с остальными акционерами собираться и решать

Ответить