{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Нас заставляют вести себя так, словно мы любим здесь работать»: сотрудники Facebook о корпоративной культуре компании Статьи редакции

Бывшие работники рассказали CNBC о том, почему внутри Facebook не принято быть несогласным и как оценивают сотрудников.

В октябре 2018 года в Facebook провели специальное собрание, где работники могли рассказать о сексуальных домогательствах. Поводом для встречи послужило недовольство Джоэлом Капланом, главой международной политики компании: менеджер появился на слушаниях по делу судьи Бретта Кавано, которого обвиняли в харассменте.

Среди тех, кто пожелал высказаться, была молодая сотрудница; она обратилась напрямую к Шерил Сэндберг, операционному директору Facebook: «Знаете, Шерил, я боялась говорить, потому что просто больно от того, как на нас давят, как нас заставляют вести себя так, словно мы любим здесь работать и нет никаких проблем. Такого быть не должно!» По залу пронеслись аплодисменты.

Этот эпизод, по мнению CNBC, говорит о нездоровой атмосфере внутри Facebook, где сотрудники вынуждены ставить компанию превыше всего, безусловно подчиняться приказам менеджеров и заставлять себя сходиться с коллегами, чтобы рассчитывать на повышение.

Кроме того, такое положение дел отчасти привело и к хорошо освещаемым в СМИ скандалам, связанным с влиянием соцсети на результаты выборов и незаконным использованием персональных данных пользователей. По словам бывших работников, некоторых проблем можно было бы избежать, если бы сотрудников поощряли за честные комментарии и предложения.

Репутация Facebook как одного из лучших мест для работы в Кремниевой долине и вообще в США тоже ухудшается. Согласно данным Glassdoor, за прошедший год Facebook с первой позиции перешла на седьмую. Но на работе никто не жалуется, потому что так вести себя не принято.

CNBC

Репортаж CNBC основан на беседах с десятком сотрудников социальной сети, работавших там с конца 2016 по конец 2018 года. Рассказав о корпоративной культуре в Facebook, а также групповом ранжировании — системе оценки работы сотрудников, собеседники телеканала попросили не раскрывать своих имён, поскольку ни у кого из них нет разрешения от Facebook.

Внутри пузыря

Бывшие работники утверждают: в компании принят подход «сверху вниз» — главные решения принимают руководители, рядовым же сотрудникам не рекомендуют спорить, сомневаться. А это напрямую противоречит установке Шерил Сэндберг — «настоящему я».

Так, на общей встрече в начале 2017 года один сотрудник задал вице-президенту Дэвиду Фишеру непростой вопрос о программе компании. Фишер ответил, но через несколько часов спросившему и его менеджерам позвонили разгневанные работники отдела, занимавшиеся той программой.

«Ни разу я не чувствовал, что работаю где-то, где можно показать “настоящего себя”, где можно быть несогласным, ведь стоило мне заикнуться, раздавался звонок», — поделился с телеканалом менеджер, покинувший Facebook в 2018 году.

В том же духе высказывается другой бывший сотрудник: «Когда дело касается масштабных процессов, теряется отдельный голос. Чем больше армия под вашим руководством, тем меньше людей может высказаться. Нам часто намекали: руководителям нужно доверять, следовать их приказам, избегая сложных разговоров».

Сложившаяся культура привела к тому, что работники долго не рассказывали о влиянии ленты новостей Facebook на американские выборы, добавил он. Особенно очевидно это стало в августе 2016 года, когда руководители компании заменили редакцию раздела «Популярное» алгоритмом, вскоре после того как несколько сотрудников заявили о подавлении более консервативных новостей.

Обратная связь

Многие бывшие сотрудники причиной нездоровой атмосферы видят систему оценки эффективности работы — каждый получает отзывы от пяти коллег дважды в год. Подобная система заставляет работников выдумывать поводы сблизиться друг с другом по любому поводу, будь то совместный ланч или вечеринка после работы.

«Мы будто соревнуемся в популярности, — считает менеджер, покинувший Facebook в 2017 году. — Отбираешь тех, кому ты нравишься, и для равновесия добавляешь того, с кем отношения не очень». Обратная связь попадает или напрямую к сотруднику, которому предназначена, или его менеджеру; она считается анонимной, оспорить её невозможно.

Кроме того, несколько ушедших из Facebook работников заявляют: коллеги и менеджеры холодно относились к ним из-за того, что у них были личные дела и проблемы, требующие внимания вне работы.

Кому-то, например, снизили оценку за то, что он не пришёл на занятие по тимбилдингу из-за развода. Одна тяжелобольная сотрудница по совету менеджера вместо больничного взяла большой отпуск, чтобы никто не подумал, что работу ей выполнять не по силам.

Иронично, но лучший способ разглядеть желание понравиться — подписаться на коллег в Facebook. Многие, отчасти заискивая перед начальством, публикуют самые незначительные записи о том, как приятно работать в компании и как хорошо она влияет на мир.

CNBC

Как оценивают работников

Два раза в год обратная связь выходит на первый план на так называемых калибровочных встречах. Менеджеры совещаются с коллегами, оценивая всех, кто ниже по службе. Постепенно, в течение несколько недель, процесс движется вверх — управляющие среднего звена покидают переговорные, а калибровку завершают вице-президенты компании. Цукерберг и Сэндберг подписывают документы, и оценка каждого сотрудника закрепляется на следующие полгода.

Но количество людей, которые могут получить ту или иную оценку, в компании ограничено. Поэтому руководители всех уровней вынуждены ручаться только за любимых сотрудников, умалчивая о тех, кто им не по душе или в прошлом получил плохую оценку.

Всего же, по словам двух бывших управляющих, оценки распадаются на семь категорий:

  • Новый уровень, высшая оценка, даётся меньше 5% сотрудников.
  • Значительно превышает ожидания, 10%.
  • Превышает ожидания, 35%.
  • Соответствует всем требованиям, 35–40%.
  • Соответствует большинству требований, низкая оценка, работник на грани риска, 10–15%.
  • Соответствует некоторым требованиям, очень редкая оценка, индикатор увольнения.
  • Не соответствует требованиям, крайне редкая оценка, увольняют обычно до её выставления.

Facebook, упоминает телеканал, не единственная технологическая компания, которая задействует подобную шкалу и систему оценки, напротив, она широко (и не всегда в хорошем смысле) известна в Кремниевой долине. Так, в 2013 году Microsoft отказалась от кривой жизнеспособности из-за многочисленных жалоб.

По мнению Александры Микель, профессора Пенсильванского университета, групповое ранжирование хорошо работает в конкурентной среде, где сотрудников сравнивают по объективным критериям. В пример она приводит Уолл-стрит. Там, продолжает Микель, где работники хотят научиться чему-то, где ожидают тепла, заботы и добрых коллег, групповое ранжирование вносит разлад.

И хотя размер каждой группы носит рекомендательный характер, собеседники CNBC считают, что с 2017 года распределение стало строже: «Руководитель прямо мне говорил: в отдельных группах не хватает людей. Порой я замечал, что чересчур придирался к подчинённым, чтобы дать им оценку ниже, чем они заслуживали».

Эти полугодовые проверки вызывают особую активность в июне и декабре, когда многие работают вечерами и по выходным в стремлении удивить начальников; оценки же выставляются в августе и феврале. Это в свою очередь заставляет сотрудников сосредоточиться на краткосрочных целях и внедрять функции, увеличивающие вовлечение пользователей и собственные метрики, не особо задумываясь, например, о приватности.

«Если вы рассчитываете на повышение и оно зависит от того, представите ли вы что-то новенькое, вы постараетесь это показать. Иначе придётся ждать следующего года», — рассказал бывший менеджер.

Особенно неспокойно, по словам другого менеджера, покинувшего фирму, будет в феврале 2019 года: калибровка покажет, что сотрудники думают о компании после травматичного 2018 года.

Те, кто хотел уйти, постараются забраться повыше, чтобы уволиться на лучших условиях. Те же, кто верен Facebook, окажутся в непростой ситуации: высказывать ли свои опасения или следовать корпоративной политике и не портить карьеру. Любые изменения в системе оценки покажут, подчёркивает CNBC, пытается ли Facebook удержать ценных сотрудников или держится прежних принципов.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Exey Panteleev

Особая активность в июне и декабре похожа на то как в РФ продажники из FMCG сектора в декабре сливают все со скидкой, чтобы получить бонусы. Калибровка же напоминает оранжевый уровень в спиральной динамике Грейвза, в то время как компании все грезят о зеленом уровне хотя бы для HR, поэтому она в будущей перспективе нежизнеспособна. Вообщем Facebook продолжает терять репутацию.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Иванов

Насколько я понимаю, то передо мной какая то китайская копия стандартной Пирамиды Маслоу! Интересно почему ее называют спиральной динамикой Грейвза?

Что за дешевый копипаст? когда не хватает таланта, создать что то новое, то возьми пирамиду маслоу и поменяй названия на синонимы и вместо пирамиды нарисуй спираль.

1.Самоактуализация
2. Эстетика
3. Обучение-познание
4. Уважение (власть)
5. Принадлежность к группе.
6. безопасность
7 базовые инстинкты (еда, размножение)

Как говориться найдите 10 отличий.

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда