Системный HR-отдел: развить или забить? Рассуждаем о том, нужен ли малому бизнесу HR

Александр и Милана
основатели компании «up to grade»

В начале работы по построению системы управления мы иногда слышим идею от клиентов, что HR — это «опубликовать вакансию» и «спросить у людей, как дела».

Выглядит HR-функция как декор из мира больших корпораций. И, в целом, не слишком понятно, зачем она нужна и зачем тратить на это деньги.

Стоит ли малому и среднему бизнесу тратить деньги на построение HR-систем или это удел корпораций? Попробуем разобраться.

Закономерно, что, встречая компании с упущенной HR-функцией дальше мы уже можем как бы предугадать то, что нам покажет дальнейший аудит компании.

Мы как бы заранее знаем то, что, вероятнее всего, узнаем после аудита в компании:

  • хаотично растут зарплаты, персонал не окупается, тает маржинальность;
  • дублируются функции и постоянно пасуется ответственность;
  • уговоры начать, наконец, работать, в адрес команды занимают половину рабочего времени руководителей;
  • сотрудники, на которых “всё держится” манипулируют увольнениями, и их страшно потерять;
  • не выполняются задачи и KPI;
  • руководители и пара способных сотрудников работают за пятерых, собственник – за десятерых;
  • идеи о новых проектах и продуктах приходится откладывать, конкуренты отнимают рынок;
  • в компанию приходят не те люди и разрушают её.

Если Вы обнаружили у себя 2 и более пункта, эта статья расскажет о том, какие процессы необходимо наладить, чтобы их устранить.

О задачах HR-функции

Представьте, что в компании есть функция, задача которой — сделать так, чтобы цели бизнеса были поняты, приняты и достигнуты командой, чтобы процессы были отлажены, оцифрованы, время не тратилось бы впустую.

Сделать так, чтобы каждый руководитель был занят только теми задачами, которые способствуют доходу и росту.

Сделать так. чтобы слово “команда” перестало бы быть формальностью, а стало реальностью — группой людей, объединённых общей целью, соратников, единомышленников, которых волнует одно и то же и драйвит одно и то же. А компания получила бы рост, которого действительно заслуживает, а не вот этот, который “получился”: вроде как, знаете, получилось — выполнили план, не получилось — не выполнили. Что бизнес не требует постоянного напряжения внимания владельца.

Конечно, это несколько идиллическая картину того, как обстоят дела, но, признаться, они могут обстоять намного лучше, когда в компании налажена системная HR-функция.

Элементы HR-системы

Давайте рассмотрим структуру HR-системы в том виде, в котором мы выстраиваем её у наших клиентов. Не имеет значения, сколько сейчас людей у вас в команде: структура функциональная, каждый элемент одинаково значим и в случае команды в 10 человек, и в случае команды в 1000 человек.

Мы можем выделить в ней 4 основных элемента:

-- найм и адаптация

-- коммуникации

-- корпоративная культура

-- обучение и развитие.

Найм и адаптация

Задача здесь - анализировать потребность команды в расширении, быстро находить, внимательно подбирать и онбордить новых сотрудников, помогать им в максимально скорой и комфортной адаптации к правилам компании, описывать эти правила.

Чтобы понять, как обстоят дела в компании с этой функцией, наведите фокус внимания на вопросы: сколько времени уходит в компании от момента возникновения потребности в профессионале и до момента, когда он стал самостоятельным и окупающимся сотрудником? Сколько времени на адаптацию тратят сотрудники из других областей (не HR)?

Результат системной работы функции: компания, своевременно и полностью укомплектованная результативными и квалифицированными сотрудниками, хорошо знающими, как выполнять свою работу.

Коммуникации

Организация рабочих мест, администрирование доступов к сервисам компании и системное администрирование, информирование сотрудников, создание единой информационной среды и её наполнение, ключевая задача здесь - обеспечить каждого члена команды доступом к единому информационному пространству.

Вопросы-маркеры для оценки состояния дел в области: как часто договорённости формируются устно? Как часто по этой причине возникают недопонимания или уклонения от поставленной задачи? Как часто рвётся информационное поле и сотрудники или целые отделы действуют асинхронно?

Результат системной работы функции: высокая скорость коммуникаций и поддержание информационной среды в актуальности.

Корпоративная культура и эффективность

Поддержание бизнес-процессов в актуальности, контроль исполнения правил компании, медиация конфликтов, рост результативности и лояльности сотрудников, создание корпоративной культуры и формирование общей идеологии, доведение целей бизнеса до понимания каждым членом команды, - ключевые задачи, стоящие перед HR-функцией в этой области.

Одним из наиболее эффективных и лёгких инструментов для определения состояния дел здесь может быть small talk с руководителями уровня C-level о целях компании. Как, по их мнению: куда компания движется? Почему именно туда? Если единого видения цели здесь не обнаружится, разумеется, прогнозировать его у команды тоже будет опрометчивым, и о слаженной работе говорить приходится редко. В отношении развития корпоративной культуры, показателем системности работы этой функции могут стать показатели eNPS: какие результаты Вы получили и что было сделано для их улучшения в последний месяц?

Результат системной работы функции: комфортная и мотивирующая среда, позволяющая сотрудникам достигать личных целей и целей компании.

Обучение и развитие

Задачи функции: исследовать потребность в обучении, находить точки роста, создавать, планировать и организовывать обучение, формализовать и аккумулировать опыт сотрудников, наращивая интеллектуальный капитал компании, формировать культуру менторинга, преемственности и наставничества, распространять лучшие практики, снижая разрыв в результативности команды, регулярно проводить ассессмент, строить треки роста и сопровождать сотрудников в развитии.

Конечно, в каждой компании есть люди, которые работают лучше, чем другие, и для проверки состояния дел здесь стоит просто задуматься, зафиксирован ли где-то опыт таких людей из Вашей команды? Передан ли он всем сотрудникам, которым может пригодиться? Часто ли Вам приходится решать одни и те же проблемы?

Результат системной работы функции: непрерывно растущая квалификация сотрудников, что отражается в постоянно растущих метриках их участков.

Функции системного HR-отдела

Ключевые функции, которые необходимо внимательно разобрать, запустить и отладить, чтобы человеческий фактор перестал быть болью, а стал преимуществом и ключевым драйвером роста бизнеса.
Ключевые функции, которые необходимо внимательно разобрать, запустить и отладить, чтобы человеческий фактор перестал быть болью, а стал преимуществом и ключевым драйвером роста бизнеса.

В комментариях делитесь, пожалуйста, своим мнением о том, насколько HR необходим развивающимся компаниям. Наше мнение — в компаниях от 10 человек с планом роста все ключевые функции HR-системы должны работать, чтобы этот рост можно было комфортно выдерживать.

55
2 комментария

В результатах описано то, о чем малый бизнес обычно не задумывается. Типа, какая мне разница, достигают ли сотрудники личных целей или растет ли производительность, если руководитель даже не знает, как ее померять. Это не про поточное производство, конечно

2
Ответить

Очень в точку. И поэтому особенно хочется внимание малого бизнеса на это обратить: это, своего рода, ключ к его процветанию.

Спасибо за комментарий, он первый для нас здесь :)

1
Ответить