Как графическому дизайнеру продвинуться по карьере?

Вместе с Максимом Алимкиным, спикером курса Skillbox «Графический дизайнер с 0 до PRO», разбираемся в том, какие профессиональные треки развития доступны дизайнерам для продвижения по карьерной лестнице и формирования личного бренда.

Как графическому дизайнеру продвинуться по карьере?

С чего начать: определение своего уровня

Сперва будет полезно проанализировать внутренние ощущения: можете ли вы создавать что-то свое или пока беретесь за копирование, какие навыки становились вашим конкурентным преимуществом, а какие наоборот требуют развития. Также можно оценить свой опыт по критериям: количество реализованных проектов и их качество, регулярность новых заказов, реакция заказчиков на работы, объемы и причины правок, наличие теплых контактов и личный бренд в профессиональном сообществе.

Еще один вариант — получить оценку со стороны специалистов или потенциальных пользователей. Для этого можно выкладывать проекты на различных площадках: от социальных сетей до конкурсов и выставок. Например, участвовать в D&AD Next, Core 77 Design Awards, Международном конкурсе графики, C-IDEA Design Award, Gagarin Design Award. Так можно привлечь потенциальных заказчиков, получить ценный совет для дальнейшего роста, добиться признания профессионалов или посмотреть примеры других проектов, чтобы расширить свое видение.

Варианты развития карьеры: горизонтальный vs. вертикальный

Вертикальный вариант предполагает привычное в IT-индустрии деление на грейды: junior, middle, senior. Однако следует помнить, что в компаниях эта градация может быть устроена по-разному. Например, можно проработать несколько лет на позиции middle в одной компании, а переходя в другую, стать junior-специалистом. Это связано с тем, что различные компании в зависимости от масштаба устанавливают собственные требования к специалистам. Если в компании такого разделения нет, то можно обратить внимание на внутреннюю структуру и двигаться по карьерной лестнице в сторону управления отделами. Например, это могут быть позиции старшего дизайнера, арт-директора или дизайн-директора.

Горизонтальный вариант предлагает два трека: глубокое изучение нового направления или наращивание знаний в смежных областях.

Если выбирать узкую нишу, то для начала следует убедиться, что в этой сфере имеется высокий спрос у заказчиков на продукт. А также узнать, не перенасыщена ли данная сфера большим количеством специалистов. Для того, чтобы стать востребованным профессионалом, потребуется немало времени на изучение особенностей, новинок и фишек направления. Например, если вы выбираете направление веб-дизайна, то с каждым проектом сможете выполнять все более сложные сайты. С опытом будет расти количество заказов и, соответственно, уровень заработной платы.

При этом в российских компаниях также востребованы специалисты, которые освоили параллельные направления. То есть помимо своей основной деятельности они изучили что-то из смежной области и могут предлагать комплексные решения. Например, это может быть 3D, с помощью которого можно создавать сайт или лендинг с объемной анимацией. Или изучать motion-дизайн или типографику и применять дополнительные специализации вместе с основным направлением. Также можно брать отдельные заказы по дополнительной специализации. В совокупности это увеличивает уровень компетенций и заработной платы. Таким образом, у специалиста формируется свой собственный уникальный стиль и набор услуг, благодаря которым можно закрывать несколько потребностей заказчика. Таких направлений, которые можно изучать — большое множество, например, брендинг, айдентика, упаковка.

Отличие этих двух треков состоит в том, что, если двигаться вертикально, то появляется больше менеджерских задач — нужно будет больше работать с документацией, писать брифы, делегировать задачи и меньше работать руками, то есть развивать управленческие скиллы. В случае горизонтального движения — необходимо сделать упор именно на дизайнерские скиллы и уникальные подходы.

Какое направление выбрать

Графический дизайн — широкое понятие. В нем много разных компетенций, подразделений, направлений. Из основных профессий можно назвать: дизайнер многостраничных изданий, дизайнер упаковки, motion-дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер-визуализатор, продуктовый дизайнер, бренд-дизайнер, дизайнер-проектировщик интерфейсов сайтов и приложений, гейм-дизайнер.

Кроме того, в самих направлениях есть узкие специализации. Например, можно заниматься именно креативной упаковкой, благодаря которой тебя будут узнавать на рынке, как Алексея Лимонова, Константина Болимонда, Екатерину Мушкину, Карена Геворгяна, Антона Булекова, Ангелину Писчикову. Можно создавать что-то очень лаконичное, с глубокой идеей внутри, или массовые продукты, которые стоят на полках магазинов, продукты с очень фотореалистичными иллюстрациями или, наоборот, в векторной технике.

Что касается особенностей направлений, то, например, продуктовый дизайн в большей степени основывается на гипотезах, которые тестируются в реальных условиях на прототипе или прямо на сайте. Например, за сколько секунд пользователь нашел нужный раздел или как быстро среагировал на кнопку. Далее, основываясь на полученных данных, дизайн корректируется и обновляется. Поэтому работа в продуктовом дизайне более исследовательская.

Игорь Рыжов, заместитель директора по дизайну и креативу онлайн-кинотеатра Иви, поделился своим мнением на тему выбора направления:

«Продуктовый путь — лучшее направление для молодых дизайнеров, любящих всё систематизировать, поддерживать и улучшать. Отдельное удовольствие — это то, что продукты в среднем живут гораздо дольше графических креативов. Поэтому продуктовый дизайн дольше останется на плаву, а не растворится за пару недель в вечности, как часто случается со множеством креативов рекламных кампаний, ситуативными промо-страницами и баннерами. Но вместе с этим нужно быть готовым к более низким темпам работы, более глубинным проработкам этапов. Продукт должен одинаково хорошо смотреться на разных устройствах. Например, в онлайн-кинотеатре Иви продуктовые дизайнеры должны уметь работать с пользовательским опытом на разных платформах: web, iOS/Android, Smart TV и приставками, создавать бесшовный продукт».

В направлениях веб/UX/UI-дизайна требуется предрасположенность к работе с цифрами, так как эти области более научные, исследовательские, в них проводятся различные тесты и сравнения, анализы метрик.

Если говорить в целом, то системный подход есть и в айдентике, которую создает бренд-дизайнер. Ведь он делает не просто красивые картинки, а продумывает систему — то, как она будет раскладываться, то, как будут воспринимать ее потенциальные клиенты, видя продукт, сайт, логотип или упаковку.

Александр Ищенко, старший веб-дизайнер в студии «Магвай», спикер профессии «Веб-дизайнер» в Skillbox, также поделился мнением, как можно развиваться в карьерном плане:

«Профессиональный путь графического дизайнера может расходиться в разные стороны. Подробнее расскажу про развитие в UX/UI-дизайне. Здесь выделил бы такие треки: либо быть специалистом в компании или агентстве, либо работать на фрилансе. По своему опыту могу сказать, что для повышения грейда в первом случае необходимо делать упор на hard-скиллы. То есть изучать дополнительные навыки, стремиться быть T-shaped-специалистом. Это могут быть креативные направления — 3D или анимация, или исследовательские — A/B-тестирование. Это дает уникальность на рынке труда и делает тебя более ценным сотрудником для разных компаний. На фрилансе же рост дохода зависит от других навыков: продажи, переговоры, менеджмент команды. Это, можно сказать, путь предпринимателя».

Своей историей пути в дизайне поделился выпускник курса «UX-дизайнер с нуля до PRO» в Skillbox Максим Молодецкий.

«Сначала я самостоятельно изучал графический дизайн. Смотрел уроки на YouTube, тренировался, делал учебные работы в Adobe Illustrator. Когда понял, что немного освоился, начал в группах в социальных сетях искать мелкие заказы, помогать дизайнерам выполнять мелкую работу — получал за это первые деньги. Параллельно создавал себе портфолио с проектами для выдуманных клиентов — делал баннеры, визитки, плакаты и прочее. Затем нашел свою первую работу — графическим дизайнером полиграфической продукции, где занимался подготовкой к печати и дизайном печатной продукции.

А со временем понял, что эта рутина не совсем для меня, и решил что-то менять. Много друзей работали в IT-сфере, и меня это тоже заинтересовало. Долго думал, как бы связать дизайн и IT и обнаружил для себя профессию UX-дизайнер. Взял онлайн курс, чтобы не заниматься самообразованием. В этот раз мне хотелось, чтобы обучение было более классическим, как в университете или школе. Постепенно собирал себе портфолио, изучал дополнительную информацию. В итоге ушел с работы и еще несколько месяцев находился в поисках, но уже как UX-дизайнер. Предложения не поступали долго, но спустя три месяца все же пришло приглашение в одну известную IT-компанию. Меня приняли на собеседовании. И сейчас я прохожу трехмесячное обучение, которое оплачивается как и работа. После успешного завершения меня назначат уже на реальный проект».

В motion-дизайне, дизайне иллюстраций или упаковки фокус на тестировании меньше. Упаковку можно показать фокус-группе, но, как человек поведет себя, увидев товар на прилавке магазина, узнать не так просто, а еще и дорого. Поэтому специалисты этих направлений больше основываются на психологии человека, популярных стилях, модных трендах.

Несколькими советами для развития навыков в работе дизайнера поделилась Вероника Вагнер, проверяющий преподаватель профессии «Графический дизайнер» в Skillbox.

«Понятие «графический дизайнер» — очень обширно. В первую очередь стоит задуматься над своим профилем и выбрать направление по душе.

Например, вы — дизайнер айдентики. Это значит, вы разрабатываете фирменные стили, рисуете логотипы и брендируете различные носители. Много ли таких дизайнеров? Да! Но можно прокачать ценность своих работ. Например, делая анимацию логотипов. С помощью дополнительно навыка вы легко сможете повысить средний чек на свои услуги и привлечь больше клиентов. Также дополнительным хорошим навыком в этом случае может стать уверенная предпечатная подготовка. Если сделать акцент на том, что вы не только создаете красивые макеты, но и можете грамотно передать их в типографию — ваша ценность повышается.

Если вы графический дизайнер, у которого в портфолио множество креативных рекламных баннеров для digital-пространства — также качайте анимацию! Даже базовое владение Adobe After Effects поможет повысить интерес к вашему портфолио. Также большим плюсом дизайнера баннеров может быть скорость, ведь на верстку адаптивных версий обычно выделяется небольшое количество времени.

Каким дизайнером вы бы не считали себя — постарайтесь выбрать приоритетное направление и прокачивайте его. Когда будете чувствовать себя уверенно — качайте дополнительные навыки. Не забывайте про soft-скиллы. Для некоторых заказчиков приоритетным может оказаться не качество ваших макетов, а комфортное общение и сотрудничество».

Основное, что также хотелось бы подчеркнуть — для любого пути развития, которое бы не выбрал начинающий специалист, прежде всего важно отдать преимущество именно тем направлениям, которые нравятся. Чем больше радости и удовольствия будет приносить работа, тем легче получится добиться высоких результатов и стать профессионалом.

1818
21 комментарий

Из за лопнувшего пузыря в ИТ отрасли водогоны гикбрейнсы и скилбоксы освоили нишу дизайна. Улучшайте качества образования педагогов. Раздел Приемная завалена жалобами от вашей конторы

6
Ответить

Всегда интересовался авиацией и было интересно ливреи для самолётов проектировать — это тоже дизайн? Куда податься?)

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Рискну предположить, что ливрея — часть фирменного стиля авиакомпании, соответственно создается вместе со всеми остальными элементами. Пойти, наверное, в графические дизайнеры.

Ответить

знаю много историй когда дизы во фронтенд переходили — рост по зп однозначный👌

2
Ответить

А можно ли быть дизайнером, но не иметь вкуса или рисовать? Качество дизайна ведь сложно оценить, все субъективно. Для кого-то красиво, для кого-то нет

1
Ответить

ну вот поэтому и стоит начать. Так же со всем. Кому-то нравится, кому-то нет. И ведь как вы поймёте, что у дизайнера нет вкуса, если всё сугубо индивидуально

1
Ответить