Как продакту разбудить в себе аналитика

Аналитика является одним из важнейших хард скилов для продакта. Она стоит на первых местах в списке требований во всех вакансиях. Ей посвящены многие курсы и целые конференции. С ней придётся столкнуться, даже если в компании есть отдельная роль продуктового аналитика.

Возможно, поэтому продакты часто испытывают неуверенность в своих познаниях в аналитике. Причём подобный страх возникает не только у молодых специалистов, которые начинают свой путь в профессии. Даже ребята с опытом, поменяв компанию или продукт внутри неё, теряются и не знают, с чего начать.

Аналитика — это очень обширная тема, к которой обычно большой запрос от многих команд. Поэтому в бэклоге всегда полно исследовательских задач, идей для a/b тестов и прочих инициатив. Велик шанс нырнуть с головой в этот бэклог и увязнуть в прикладных задачах, так и не разложив продукт в голове.

Как быстро сориентироваться и не растеряться?

Мне помогает два способа.

Построить свою версию воронки

Для того, чтобы построить воронку, необязательно досконально знать продукт. Наоборот, мне кажется очень полезным упражнением начать накидывать воронку как можно раньше, ещё незамыленным взглядом.

В процессе знакомства с продуктом, вы можете испытать сложности с прохождением по воронке из-за незнания "как всё работает". Но кто сказал, что пользователи не спотыкаются в тех же местах? Воспользовавшись ситуацией и визуализировав воронку — не идеальную и прямую, которая уже и так на всех дашбордах, а витьеватую и цикличную, с которой столкнулись вы — можно найти неожиданные причины оттока пользователей.

И даже если он невелик, таких мест может быть несколько, и простым гигиеническим улучшением UX в этих местах можно ощутимо подтянуть конверсии.

Как продакту разбудить в себе аналитика

Пройтись по своим следам

Изучая продукт, попробуйте смотреть на него не только через интерфейс, но и через логируемые события (ивенты). Большинство систем аналитики позволяют отфильтровать ивенты по конкретному пользователю, либо предоставляют дебаг-панель для тестирования. Исследуя разные фичи и сценарии в продукте, можно параллельно заглядывать в систему аналитики и подмечать, что и как записалось после ваших действий.

Это супер полезный процесс сразу по нескольким причинам:

Во-первых, так вы гораздо быстрее запомните названия ивентов и начнёте ориентироваться в их иерархии, т.к знакомились с ними “в полях”, а не в бездушной документации.

Во-вторых, можно наткнуться на различные баги — когда логируется то, что не должно, ивенты дублируются или, наоборот, отсутствуют в каких-то корнер-сценариях.

В-третьих, может появиться множество идей, каких ещё ивентов не хватает для более полного понимания картины.

Заключение

Конечно, подобные активности не должны занимать всё ваше время и вредить другим рабочим задачам, которые от вас ждёт руководитель или команда.

Но не давая себе возможности погружаться в продукт в режиме исследователя, без конкретной цели и задачи, мы своими руками сужаем свой кругозор.

Оба способа не только могут быстро обеспечить свежими гипотезами и повысить уверенность в себе на новом месте, но и отлично разжигают любопытство и искренний интерес к продукту. А без этих качеств быть продактом будет очень очень грустно.

8 комментариев

Аффтар, хорош нагонять ботов, пост от этого лучше не станет! Правда!

1
Ответить

Никаких ботов, нагоняю только реальных людей ;)

Ответить

Саша, классная статья! Активно пользуюсь твоим подходом: смотреть за событиями, параллельно совершая действия в продукт

1
Ответить

Поздравляю с регистрацией и первым (и единственным) комментом!

Ответить

Спасибо, Аня! Рада слышать! Продукты меняются, подходы остаются ))

Ответить