О чем поговорить на собеседовании с выпускником онлайн-курсов по тестированию

Всем привет, меня зовут Лилия, я QA lead и преподаватель, последние лет 15 читаю курсы по тестированию. И конечно, мне очень интересно, как преподают мои коллеги на онлайн-курсах и какие специалисты получаются в результате — ведь собеседовать джунов, в том числе и после курсов, тоже приходится частенько.

Об этой статье

Знаменитый Cem Kaner, автор множества профильных статей, курсов и книг, как-то рассказал о своем способе найма неопытных тестировщиков. Он просто давал им практическую задачу на тестирование, доску и фломастер и предлагал подумать над решением. Не вмешиваясь в процесс, он смотрел, как кандидат думает и способен ли какие-то разрозненные теоретические знания применить на практике. Если да — не задумываясь брал его на работу.

А статья будет о том, что можно спросить на собеседовании у выпускника онлайн-курсов для тестировщиков, как анализировать ответы и почему. Статья может быть интересна как техническим интервьюерам, так и HR. Вопросы технического и нетехнического собеседования намеренно не разделены — ведь процесс найма в компании может быть устроен как угодно.Итак, представим себе на минутку, что к вам на позицию стажера или джуна пришел соискатель с дипломом онлайн-курсов, но без опыта работы, и вы начинаете задавать вопросы…

Вопрос: какова была продолжительность курсов?

Первый вариант ответа: две-три недели

Если вы получили такой вариант ответа, задайте соискателю пару простых теоретических вопросов. Ответил — отлично, а теперь предложите практическое задание из повседневной жизни. Скорее всего, на этом этапе начнутся сложности, ведь за две-три недели можно выучить чуть-чуть теории, но вот с практикой обычно дело обстоит хуже.

Конечно, всегда есть вариант, что знания о тестировании соискателю нужны не затем, чтобы работать тестировщиком: например, он девелопер и хочет понять, что эти странные люди от него постоянно требуют и почему, или, скажем, он менеджер, выросший из девелоперов и хочет разобраться в основах другой специализации — в этом случае двух-трехнедельных курсов вполне достаточно, а пара теоретических вопросов даст представление о том, не проспал ли соискатель лекции. Но приглашать на работу студента, прошедшего только двухнедельные курсы и желающего устроиться именно тестировщиком — это не очень хороший вариант (хотя у каждого правила могут быть исключения, разумеется).

Второй вариант ответа: 9 месяцев — год

Уже интереснее. Обязательно спросите соискателя, что конкретно он изучал на курсах, если вдруг он забыл указать это в своем резюме. Годичные курсы обычно покрывают “все, что есть” и не учитывают специализацию, и на выходе получается этакий full-stack QA, который понемногу умеет и тест-кейзы писать, и автоматизацию, а еще чуток мобильное тестирование, и SQL немножко, и Git издалека видел, и WebUI, а еще английский, и на машинке, и вышивать. Пройдитесь по каждому пункту, используя тот же принцип: несколько теоретических вопросов, а после — задачи из практической жизни. Идеально, если они будут напоминать реальные задачи того проекта, на который вы собеседуете вашего соискателя, и позволят применить вот это “всего понемножку” системно.

После можно спросить, считает ли соискатель, что он уже получил год опыта работы, обучаясь на курсах — ведь в ярких рекламных материалах маркетологи очень любят писать что-то вроде “Наша школа заменит вам год работы!” и сопровождать это убедительной инфографикой. Если студент ответил утвердительно, это должно насторожить: возможно, он слишком самоуверен и не станет развиваться дальше, полагаясь на свои пока еще разрозненные знания.

На самом деле вам нужен мидл, а студент снова поверил маркетологам и считает себя таковым, показывая сертификат годичных курсов?

Студент, прошедший годичные курсы — хороший вариант, если вам нужен джуниор или стажер, готовый учиться дальше, но чудес от них тоже ждать не стоит: теория и немножко практики не сделает человека мидлом, это происходит только на полях сражений за реальный проект.

Третий вариант ответа: 3–4 месяца

Не стоит бояться такой, казалось бы, небольшой продолжительности. В нашей практике чаще всего бывали курсы трехмесячные, но интенсивные. “Чем же это лучше?” — спросите вы. Стайеров, готовых регулярно заниматься целый год без выходных, праздников, отпусков и прокрастинации среди представителей человеческой расы не так уж много. А вот собраться и позаниматься 3 месяца, посулив себе в конце ведро шоколада или трехдневный отрыв с друзьями смогут гораздо больше людей.

Спросите соискателя, почему он предпочел 3–4 месячные курсы годичным. Возможно, ответ будет “предпочитаю работать интенсивно, но на год меня бы не хватило” — что ж, так вы получите важную информацию о характере вашего кандидата и возможно, вам нужен как раз такой — на короткий проект с переработками? А может быть, он скажет, что именно на этих курсах ему понравились практические работы и возможность задавать вопросы преподавателю — значит, перед вами вдумчивый кандидат, желающий развиваться, что тоже, согласитесь, неплохо.

“Стоит ли нанимать студента после трехмесячных курсов?” — спросите вы. Почему бы и нет. Если было достаточно практики, а знания подтверждены сданным экзаменом, а еще лучше — тестовым собеседованием с экспертом. Во всяком случае, мы принимали на работу лучших студентов нашей школы и ни разу об этом не жалели: джуны приходили с горящим взором, готовые учиться, работать и развиваться.

Вопросы и задачи в данном случае можно давать те же, что и после годичных курсов, и конечно, не ожидать, что перед вами волшебным образом возникнет мидл инженер.

Вопрос: Вы слушали запись лекций или занимались с преподавателем в реальном времени?

Первый вариант ответа: запись лекций

Представьте себе ситуацию: приходите вы в свой институт на пару, которая вам действительно интересна и на которой вы совсем не собирались спать (предположим, что такое возможно), удобно устраиваетесь в аудитории… и вам демонстрируют фильм, в котором преподаватель рассказывает что-то на фоне слайдов. В процессе просмотра у вас возникают вопросы, уточнения либо критика, но сделать вы ничего не можете, ведь препод виртуальный. Как вы думаете, в каком случае усвоение материала будет более эффективным — в записи или с живым преподавателем?

Если же все-таки преподаватель был виртуальным, полезными могут оказаться такие дополнительные вопросы:Была ли возможность общаться с преподавателем после прослушивания лекций?

Если нет, читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? (конечно, попросите привести несколько примеров, ведь социально значимый ответ в данном случае очевиден)

Если общаться было можно, то использовал ли студент эту возможность? Как часто? (ну, и примеры, разумеется).

Думаю, в данном случае излишним будет подчеркнуть, что внимание студента к деталям и желание прояснить непонятные места — это прекрасные качества, необходимые каждому тестировщику.

Второй вариант ответа: лекции читал преподаватель в реальном времени

Очевидно, что для понимания материала такой вариант является более правильным. Однако для некоторых студентов прослушивание “живой” лекции может ничем не отличаться от просмотра видео, ведь они, как на скучной паре, спят или переписываются с другом по поводу весело проведенных выходных.

А значит, дополнительные вопросы тоже не помешают.

Как часто студент задавал вопросы во время лекции? (с примерами, разумеется)Все ли было понятно из объяснений преподавателя? — интересно, что ответ “все понятно” в 99% случаев вовсе не означает, что перед вами гений. Скорее, такой ответ говорит о том, что или курс выбран неправильно и он слишком прост для студента, или что студент просто невнимательно слушал лекции.

Читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? — независимо от способа подачи, чтение дополнительных материалов к лекции говорит о вдумчивости студента и желании разобраться во всем досконально.

Вопрос: как выглядела ваша домашняя работа?

Первый вариант ответа: задания на повторение материала или тесты

Если студент прошел такие курсы, есть опасность, что перед нами “теоретик”, который не соотносит знания с практическими задачами. Представим ситуацию, что такой тестировщик в свой первый рабочий день столкнется, скажем, с нестандартным дефектом, записанным техподдержкой со слов разъяренного пользователя — и не будет знать, как действовать, ведь на курсах ему показали только “причесанные” дефекты и не привили практических навыков поведения в сложных ситуациях. Он, разумеется, в этом не виноват, но все-таки стоит проверить его способность применять знания на практике.

Дополнительные вопросы:

Как Вы думаете, чего не хватало вашим домашним работам? — адекватный студент ответит, что хотелось бы больше практики и пообещает непременно учиться. Студент не слишком вдумчивый, вероятно, ответит, что все было хорошо.

Практические задания — разумеется, на собеседованиях вы даете задачи либо описания нестандартных ситуаций, способы выхода из которых должен предложить соискатель. В данном случае полезно посмотреть, как человек думает и сможет ли он теорию сопоставить с практикой, даже если на курсах его этому не учили. Помогите ему и не ждите немедленного правильного ответа, действуйте, как Канер, о котором упоминалось во вступлении.

Второй вариант ответа: практические задания, жизненные ситуации

К сожалению, таких курсов крайне мало, ведь разработать тест или попросить повторить теорию значительно проще, чем придумать “случай из жизни”. Но если вашему соискателю повезло и он столкнулся именно с такой методикой, можете переходить к следующим дополнительным вопросам:

Какое практическое задание понравилось Вам больше всего? Почему? — так вы сможете узнать, насколько ваш кандидат любит сложные задачи. Загорелись глаза, с увлечением рассказывает, как полночи гуглил и писал преподавателю или сокурсникам, уточняя непонятные места? Или говорит, что вот такую задачку решить было просто, поэтому и понравилось?

Ну, и конечно, предложите соискателю свой вариант практических задач. Без этого никак…

Вопрос: был ли экзамен или дипломная работа? Что от вас требовалось?

Проверка знаний — это всегда хорошо. Во-первых, это помогает студентам: вспомните, сколько раз вы наконец разбирались в теме, только когда приступали к написанию шпор? Во-вторых, это нужно учебному центру, ибо исключает ситуации, когда сертификат, выданный неподготовленному студенту, бьет по репутации курсов.

Первый вариант ответа: экзамена или диплома не было

Не очень хорошая ситуация, крайне типичная для краткосрочных курсов и совсем нетипичная для долгосрочных. Можно задать дополнительный вопрос, как студент повторял или систематизировал материал в конце курса, ну, и позадавать побольше технических вопросов, разумеется.

Второй вариант ответа: экзамен или диплом был

Что включать в экзамен и достаточно ли простого теста, который предлагают некоторые курсы? На наш придирчивый взгляд, экзамен или диплом должен максимально имитировать ситуацию, с которой столкнется незадачливый студент, когда сядет за настоящий рабочий стол. Давайте же дадим студентам на экзамене “настоящий” проект и “настоящие” требования к нему и сыграем роли тест-лида, бизнес-аналитика и заказчиков? Ну, разумеется, в том случае, если мы на курсах об этом рассказали. Такие жизненные случаи обязательно пойдут в зачет вашему гипотетическому соискателю — ведь он не только способен заученно отвечать на теоретические вопросы, но и практики не испугается. Разумеется, такой вариант может и не встретиться в практической жизни, поэтому можно сымитировать ситуацию прямо на собеседовании, предложив будущему тестировщику проанализировать “требование заказчика” в том виде, как это принято в вашей компании, позадавать вопросы вам как ИО бизнес-аналитика или продакт овнера, после чего рассказать, как он собирается это протестировать и так далее — словом, проверить, понимает ли соискатель, как ему предстоит работать. (Конечно, если время, отведенное на собеседование, позволяет это сделать).

Итоги

Прекрасно, что на рынке сейчас столько учебных центров, предлагающих свои услуги по обучению тестировщиков. Отрадно, что большинство из них работает онлайн, что позволяет студентам получать знания даже в условиях коронавируса. Курсы очень разные, и по-разному подходят к обучению студентов. Это не значит, что какие-то из них хороши, какие-то плохи — ведь они ориентированы на разную целевую аудиторию и преследуют разные цели. Но в любом случае — не стоит бояться приглашать на собеседование выпускников курсов, ведь толковый выпускник с горящими глазами и желанием учиться может принести не меньше пользы вашей компании, чем мидл с формальным опытом работы и потухшим взором. Главное — распознать правильного выпускника, в чем, мы надеемся, эта статья вам поможет.

реклама
разместить
Начать дискуссию