«Няшные команды – это самое страшное». Почему не надо избегать конфликтов на работе

От конфликтов на работе можно получить пользу. Перепалка внутри команды может быть сигналом о том, что в процессах есть недостатки. И для того, чтобы это понять, надо прокачать навык управления конфликтами. Рассказываем, как это сделать.

В Газпромбанке регулярно проходят agile-пятницы, на которых мы обсуждаем вопросы, связанные с управлением ИТ-командами. На первой в этом году встрече agile-коуч Алексей Пикулев рассказал о способе управления конфликтами. Это практика может быть полезна как для того, чтобы улучшить рабочие процессы, так и для повседневной жизни. Поэтому пересказываем его выступление.

Конфликты неизбежны. Мы постоянно оказываемся в ситуациях, когда наши интересы не совпадают с интересами окружающих. Можно представить свой обычный день и посчитать, сколько раз вы оказывались на грани столкновения или были втянуты в спор.

По дороге на работу, спешащий человек оттолкнул вас при входе в вагон, и это уже повод ощутить негодование. Разногласия часто возникают даже с самыми близкими людьми. И ничего удивительного, что конфликты составляют значительную часть нашей рабочей жизни. Умение находить выход из конфликтной ситуации – это навык, который можно развивать.

При попадании в конфликт человек испытывает огромное количество эмоций и это…очень хорошо. Эмоции говорят о том, что затронуты ваши глубинные потребности. Вы чувствуете угрозу тому, что для вас очень важно, и поэтому раздражаетесь или злитесь. Потребности могут быть совершенно различными. Например, человека может триггернуть безобидная шутка в его адрес, потому что он ощутит, что его авторитет поставлен под сомнение.

Конфликт – это источник истинной информации о том, что важно вам и вашему оппоненту.

В конфликтной ситуации срабатывает механизм «бей или беги». Поэтому мы либо берем в руки дубину, то есть стараемся продавить свою точку зрения, используя для этого должность, инструкции и регламенты, либо сбегаем, притворяясь, что нет времени и желания вступать в спор. Иногда кажется, что проще отступить, чем кому-то что-то доказывать. Есть еще одна стратегия – сделать вид, что ничего не происходит. И это худший вариант. "Няшечные команды", где все делают вид, что ничего не происходит, это самое страшное. На самом деле люди боятся давать обратную связь друг другу, боятся заговорить о том, что их что-то не устраивает, поэтому у них "все хорошо". Но это не так. Конфликтный долг накапливается и его придется когда-нибудь отдавать. Как правило, это приводит к тому, что люди выгорают, ведут себя токсично, теряют мотивацию.

Кроме атаки на оппонента или отступления, можно попытаться найти компромисс. Но это также не будет лучшим решением. Вроде бы все обсудили, зарыли топор войны, но никто от этого не выиграл, и проблема не решилась.

Самая эффективная стратегия заключается в сотрудничестве. Она самая сложная, но зато дает возможности для позитивных изменений. Что для этого надо? Но перед этим стоит отметить, что сотрудничество возможно при условии, что не пройдена точка невозврата, то есть люди не перешли на личности и спор не превратился в агрессивную перепалку.

В первую очередь, необходимо доверие к себе. Для того, чтобы заявить о своих потребностях, нужна некая смелость. Ведь открытость — это еще и про уязвимость. И тут важно доверие, такая атмосфера в команде, при которой человек сможет раскрыться. Если первая часть, это про себя и про свои чувства, то вторая – про умение слушать и слышать. Вы сообщаете своему оппоненту, что готовы услышать, что для него важно и принять эту информацию. И при таком подходе вы начинаете думать, а какие изменения в наших процессах необходимы, чтобы потребности всех участников конфликта были закрыты.

Поэтому не бойтесь конфликтов. Используйте эту энергию в качества мощного источника знаний друг о друге и процессах, и создавайте решения, которые помогут вам развиваться.

0
2 комментария
Griby Lenina

Объянительная.
Я спокойно обтачивал фланец, когда меня сбил с ног контейнер с металлоломом. Падая, я сильно ушиб левую кисть. Поднявшись, я увидел, что контейнер висит на кран-балке, которой управляет сотрудник нашего завода Игорь Ляхов. С криком "Семеныч, ты пиздоглазое мудило!", и не испугавшись конфликта, я подбежал к Игорю и нанес ему два удара правой рукой в область левого уха. Виновным себя не считаю, ведь в команде главное — открытость. Я готов был услышать оппонента, пока бежал к нему, но Игорь не счел нужным аргументировать свой поступок за это время.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Киселёв

Фигасе. А что надо делать на работе чтобы какой-то конфликт был? Я работаю себе спокойно, временами когда случаются нестыковки - договариваемся. Не припомню чтобы вообще какой-то напряг возникал последние года 3. Может, просто нахер послать местного "конфликтолога" и спокойно работать?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null