Что такое "феномен утенка"? И почему первое не значит лучшее?

Что такое "феномен утенка"? И почему первое не значит лучшее?

- Давайте возьмем этого кандидата, вдруг лучше уже не будет?

- Да, место бесперспективное, но тут я всех знаю...

- Не нужно ничего менять, сделаем как раньше!

В этих и похожих фразах виноваты утята - и это я написала не в минутное помрачение рассудка. Речь идет о "феномене утенка" (импринтинге), который свойственен 80% людей.

Дело в том, что в природе утята принимают за маму первый двигающийся предмет, который увидят. Они всюду следуют за ним и копируют его поведение. "Мамой" может стать, что угодно - от заводной плюшевой собаки до велосипедиста.

У людей все то же самое. Первое кажется лучшим. Привычная должность, функции, сотрудники - если это итог первого усвоенного опыта на новом месте, то они нам кажутся наиболее правильным.

Отсюда "растут ноги" управленческого консерватизма. Помните, как сложно заходят перемены или новые идеи? А еще как долго тянем с расставанием с бесполезным сотрудником, просто потому что вместе начинали?

Как не принять "плюшевую собаку" за хорошего сотрудника/начальника/место будем разбираться ниже.

Сначала нужно понять, кто тут "утенок".

1. "Утенок-подчиненный"

Начинал с одного функционала, рутинизировал paботу и больше ничего не хочет менять. Когда таких много, то внедрять любые изменения становится очень сложно.

Нововведения, даже направленные на улучшение результатов (больше выручки, продаж, клиентов и т.д.), будут проходить среди "утят" с трудом. Они уже привыкли по-другому.

Также сложно может происходить адаптация новичка в коллектив. Заклюют.

2. "Утенок-босс"

Вас берут на новое место для достижения целей, Вы полны инициативы и знаний. Но босс хочет все делать "как раньше", да и вообще привык к предыдущему сотруднику. Пусть тот и плохо справлялся, зато был "свой".

Чтобы стать "своим" для такого босса придется постараться, не всегда есть гарантия успеха. Энергию на преодоления чужого консерватизма придется брать из своих запасов. "Шеф-утенок" Вам точно содействовать не будет.

3. "Утенок-Вы"

Привязываетесь к "старому-доброму". Ничего не меняете, не увольняете (и даже не воспитываете) нерезультативных сотрудников, не участвуете в новых проектах, не обновляете резюме, чтобы не пришлось идти на собеседование.

На одном и том же месте, с одними и теми же задачами застреваете годами, потому что непонятно, что там дальше.

Еще один побочный эффект - не рассматриваете смежные должности или другие сферы. Ведь в них у Вас нет опыта и наверняка ждет неопределенность.

Закрепляете негативный опыт. Один раз отказали - больше не буду пробовать, сотрудники не справились - больше не стану поручать.

Это все последствия импринтинга, который способен на годы притормозить карьерное развитие.

Что же делать?

Если Вы застряли в старом опыте, то нужно развивать гибкость. Начинать с малого и постепенно избавляться от реактивности.

Начинаем "качать утенка":

  • Поймите, что Вы хотите на самом деле и что будет, если этого не достичь. Чаще всего привязка к старому опыту - это недостаток мотивации к новому.
  • Начните планировать по-новому. Используйте любой из методов планирования (например, метод "Помидора" или "Альпы"). Пусть новые знания будут сразу на пользу делу.
  • Каждый день делайте что-то не так, как раньше. Например, выберите новое место для обеда или маршрут домой.
  • Обновите резюме, распишите его с точки зрения достижений и мониторьте вакансии. Причем, мониторинг можно проводить не на стандартных площадках, а в различных Телеграм-каналах. Так Вы поймете, какие требования сейчас есть и что нужно подтянуть.
  • Используйте методику "нового журнала". Раз в неделю читайте от начала до конца какую-то большую статью на любую тему, кроме своей профессиональной. Это может быть что угодно - от сборки супер-каров до разведения фазанов. Важно читать и вникать, загружать в мозг нестандартные знания.
  • Ежедневно маркировать задачи, разделять "рутинные" и "перспективные". Если в календаре только рутина, то искать варианты добавить перспективные. Те, что развивают Вас и коллектив.
  • Вводите короткие мозгоштурмы с вовлечением сотрудников. Можно использовать "6 шляп" или метод У. Диснея. Да, сначала будет тяжело. Но со временем идей прибавится. Важно, чтобы было интересно и была поддержка от Вас. Поощрение идей.
  • Ведите дневник наблюдений за подчиненными. Так будет проще понять, с кем Вы сотрудничаете по привычке, а кто действительно ценный кадр.

Еще хочу напомнить, что не любой старый опыт - это плохо! Плохо, когда он тормозит развитие, мешает расти и становится грузом. Понять это - уже первый шаг к переменам.

31
10 комментариев

"Синдром утёнка" же. Устоявшийся термин.

4
Ответить

аналогии в статье прямо скажем странные

1
Ответить

Даже по-моему. через чур странные. Местами даже глупые...

Ответить

У людей все то же самое. Первое кажется лучшим.Речь не про мою бывшую, уж это точно

Ответить

И не про мою точно

Ответить

Люди не хотят выходить из зоны комфорта, боятся

Ответить

А где уверенность, что описанное в статье — это зона комфорта?

Ответить