{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как пользоваться обратной связью менеджеру проектов

Обратная связь один из самых часто упоминаемых инструментов современного менеджмента. И столько же часто используемый некорректно. Вы знаете, как эффективно давать и получать обратную связь?

Суть обратной связи и ее важность

Руководителю проектов важно давать обратную связь по нескольким причинам:

  1. Повышение производительности: обратная связь помогает сотрудникам понять свои сильные и слабые стороны и позволяет им работать над областями, которые нуждаются в улучшении;
  2. Повышение мотивации. Когда сотрудники получают конструктивную обратную связь, это может повысить их мотивацию и стремление работать лучше;
  3. Лучшее общение: обратная связь способствует открытому и эффективному общению между менеджерами и сотрудниками, создавая позитивную рабочую атмосферу;
  4. Развитие сотрудников: регулярно предоставляя и получая обратную связь, менеджеры могут помочь сотрудникам развивать свои навыки и расти в карьере;
  5. Улучшение командного духа. Команды, которые открыто и регулярно общаются посредством обратной связи, как правило, имеют более высокий моральный дух и лучше сотрудничают.

Получение обратной связи также важно для проджекта, поскольку позволяет им понять, как их воспринимают их сотрудники, и внести необходимые изменения для улучшения своего стиля руководства и эффективности.

В мою картину мира хорошо встроило обратную связь окно Джохари.

Окно Джохари — это инструмент, который помогает людям понять взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием.

Он разделен на четыре квадранта, которые представляют разные уровни знаний о себе и знаниях других: открытая зона, слепая зона, скрытая зона и неизвестная зона. Цель этого инструмента состоит в том, чтобы увеличить размер вашей открытой зоны за счет самораскрытия, открытости к окружающим и обратной связи

В контексте окна Джохари получение обратной связи может расширить квадрант «Открытая зона», давая представление о том, как другие воспринимают нас. В результате обратная связь может помочь преодолеть разрыв между тем, что мы знаем о себе, и тем, что другие знают о нас, повышая наше самосознание и улучшая наши отношения с окружающими.

P.S. У меня у самого с этим весьма туго, как сообщил мне мой ментор я не запрашиваю обратную связь самостоятельно. Сейчас вырабатываю себе привычку спрашивать фидбэк у 1 человека в неделю. Пока узнал несколько негативных неожиданностей о себе, которые достаточно легко решаются, хотя при это сильно портят общение со мной. Также получил долю позитива, узнал что мной восхищаются в некоторых аспектах)

Правила

И все же, несмотря на свою важность, работа с обратной связью может быть сложной задачей. Руководителям может быть трудно принять критику, а сотрудникам — дать конструктивную обратную связь. В это могут помочь нехитрые правила обратной связи.

Для того кто получает ОС:

  1. Позитивный настрой. Вам дают фидбэк ради вашего блага, а не для того чтобы уязвить;
  2. Уточните тему для ОС, по чему конкретно вы хотите ее получить/вам ее дают в общем;
  3. Если вы не готовы к ОС - дайте знать об этом, не принимайте её;
  4. ОС возможна только при нейтральной позиции к вам. Если дающий относится к вам недоброжелательно или слишком позитивно, теряется ее объективность;
  5. Не стесняйтесь уточнить, чтобы правильно понять и воспринять информацию;
  6. Не спорьте, не пытайтесь защищаться или оправдываться. Занимайте позицию любопытства;
  7. Не ищите в словах абсолютную истину, а в мнение другого критерий качества вас;
  8. Исследуйте расхождения во мнениях;
  9. Благодарите за ОС и поощряйте к ее повторению в будущем.

Для дающего ОС:

  1. Позитивный настрой. Вы даете фидбэк чтобы помочь другому человеку и улучшить ваши взаимодействия;
  2. Озвучьте тему для ОС. Не говорите в общем и абстрактно;
  3. Уточните наличие готовности принять ОС;
  4. ОС стоит давать когда вы нейтрально настроены, а не хотите проучить человека или польстить;
  5. Дав обратную связь не убегайте в закат. Относитесь спокойно к уточнениям и вопросам;
  6. При защитной реакции, когда человека задела ОС извинитесь и остановитесь. Спустя время напомните о позитивной цели ОС и ваших намерений;
  7. Описывайте ситуацию/контекст опираясь на конкретные факты и случаи в жизни, а не “иногда ты часто неприятный!”;
  8. Искренне благодарите, что вашу ОС выслушали

Самое важное правило! Не путайте поддерживающую и корректирующую обратную связь. Одна для закрепления и развития текущего поведения, а вторая для его изменения на другое. Первую можно давать при посторонних, а вторую стоит сообщать только лично (есть исключения). В общем: ругать лично, хвалить публично

Техники

Существует бесчисленное количество разных техник обратной связи. Структура большинства из них имеет такие общие элементы:

  1. Ситуация/контекст (тема обратной связи, например управление собственным временем);
  2. Наблюдения (факты того, что случалось в рамках этой темы, например ситуации когда разработчик опаздывал на дейли);
  3. Ваши чуства/ощущения (например, какое негодование и раздражение вас охватывало каждый раз когда его приходилось ждать);
  4. Почему это важно для вас (например, потому что вы очень цените ваши командные договоренности и для вас их соблюдение это мера доверия к людям);
  5. Мнение о том что стоит изменить (например, давай подвинем дейли с 9.00 на 9.05?).

Это структуру описывает “ненасильственное общение” и "ролл обратной связи" из менеджмента 3.0

Я чаще всего использую модель COIN:

  • Context - укажите конкретное событие, тему или сложившиеся обстоятельства, которые вы хотели бы обсудить;
  • Observation - опираясь на факты опишите уведенное через “я - утверждения”, подчеркивая что это ваше видение ситуации;
  • Impact - объясните каким образом увиденное повлияло на вас или участников;
  • Next steps - предложите несколько способов, которыми можно улучшить ситуацию, и попросите в ответ поделиться своими идеями.

Все вместе это получается как фидбэк тимлиду разработки:

“Я бы хотел обсудить прошедшее сегодня планирование спринта. Я увидел что активных участников обсуждения было мало, и на ходу встречи становилось все меньше. Такой ход встречи поощряет избегание ответственности “молчунами” и не способствует прозрачности оценок и планов. Я бы предложить использовать формат, предполагающий высказывания всех участников. Что ты думаешь по этому поводу?”

Также хорошо себя зарекомендовала модель SBI и ее модификация SBI/BI (alternative behavior&alternative impact)

Частые ошибки

В обратной связи часто совершают ошибки. Я опишу их в форме вредных советов)

Когда запрашиваешь обратную связь:

  1. Умалчивай какой контекст и для чего необходима ОС;
  2. Не готовься спокойно выслушать ОС;
  3. Ищи одобрения и похвалу вместо ОС;
  4. Запрашивай ОС только у вовлеченной и любящей тебя стороны;
  5. Проси ОС чтобы разобраться кто прав, а кто виноват в ситуации.

Когда даешь обратную связь:

  1. Давай ОС без позволения или запроса на нее. Захотелось - делай!;
  2. Продолжай давать ОС даже после защитной стойки принимающего фидбэк, он обязательно все осознает!;
  3. Не стесняйся использовать критику и оценочные суждения, это работа, а не детский сад, чего такие нежные;
  4. Попроси дать ОС за себя третью сторону, так тоже ок.

Когда принимаешь обратную связь:

  1. На всякий случай вставай в защитную позицию. Лучше молчаливую, но можно и эмоциональную;
  2. Не помешает относиться к ОС как критике, так будет менее больно и страшно. Ожидай худшего;
  3. ОС жутко субъективная вещь. Не стесняйся перебивать и ставить под сомнение сказанное;
  4. Если не согласен с ОС, доказывай как все было на самом деле и почему ты прав;
  5. Можно остановить человека и прочитать ему лекцию как правильно давать фидбэк. Например, отправив эту статью;
  6. После того как тебе дали ОС сразу в ответ давай свою. Ни один удар не должен остаться без ответа!

В качестве источника и вдохновения использовалось обучение от Антона Иванова и AgileLAB.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Арина Калашова

Если бы это знали менеджеры на моей прошлой работе, то может и не ушла бы из-за неприятного отношения

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев
Автор

Понимаю, я сам ушел с одного места работы так как воспринимал 1-1 с начальником как пытку и обратная связь от него каждый раз вгоняла в уныние

Ответить
Развернуть ветку
vasnecova

Хороший туториал для менеджеров. Надеюсь его увидит как можно больше людей

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лихачёв

Артем, привет. Спасибо за статью, полезная. Ставлю лайк. У меня вопрос. Я сейчас нахожусь в активном поиске работы и для меня это актуально. Предположим, я получаю оффер, и у меня начинается испытательный срок в новой компании. Как думаешь, как часто я должен бегать к руководителю за обратной связью о том, как я прохожу испытательный срок? 1 раз в 2 недели? 1 раз в месяц?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев
Автор

Привет) Сори, не увидел комментарий сразу, надеюсь он еще актуален. Я бы рекомендовал по началу как можно чаще, но чтобы успевало проходить время на сбор информации. Но опять таки я не знаю кто твой начальник и на какую позицию ты входишь. Если ты врио CIO, то вряд ли хорошая идея каждый день ходить за фидбэком к CEO

Я для себя так делаю. Испытательный срок 3 мес. Мой начальник старший РП/ какой-то мидл менеджер. Я буду первый месяц делать 1-2 раза в неделю. Последние 2 месяца раз в 2 недели

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда