Синдром самозванца и как с ним бороться

Это когда человек объективно молодец, но себя таковым не считает и опасается разоблачения. Объясняю, почему это не так плохо и страшно, как кажется. Главное не перепутать синдром самозванца с некомпетентностью. С удовольствием читаю для вас очередную главу из «Книги нормального фрилансера».

В начале хочу сделать важную ремарку. Статья, которую вы прочитаете ниже, — это глава из книги, читатели которой уже погружены в контекст. Контекст того, что автор — это проектировщик информационных систем, который предоставляет сложную, дорогую и растянутую во времени услугу. Не всем подойдёт такой способ ведения дел. А теперь поехали:

Если кто-то недоволен, как ты делаешь работу,
Предлагает подучиться и исправить результат —
Это не некомпетентность! Ты с синдромом самозванца!
Ты уже и так всё знаешь, а клиент — он сам дурак!

Синдром самозванца — это когда человек сомневается в своих навыках, талантах и достижениях и постоянно боится, что в любой момент будет разоблачён и обвинён в обмане. При этом на самом деле он хорош и заслужил уважение окружающих.

Другими словами: человек объективно молодец, но себя таковым не считает и опасается разоблачения.

Чаще синдром самозванца можно встретить среди успешных людей, которые вопреки обстоятельствам добились хороших результатов. Столкнулся с ним и я. Но хотел бы начать с истории, которая показывает, как легко перепутать синдром самозванца и некомпетентность.

Произошла она, когда я был уже далеко не новичком на фрилансе. Ко мне обратился потенциальный клиент с просьбой помочь спроектировать стартап: веб-портал, агрегатор на медицинскую тему. Я изучил задачу и, не увидев в ней ничего сложного или интересного, рассказал о своих подходах к проектированию, сделал оценку и приступил к работе.

Но что-то пошло не так. Впервые я столкнулся с клиентом, который с первых же демонстраций начал давать обратную связь, показывающую, что я недостаточно хорошо выполняю свою работу. Пришлось переделать больше половины экранов в прототипе, поискать дополнительной информации о проектировании, а ещё проглотить свою гордость и смириться с тем, что во многих вопросах, связанных с проектированием интерфейсов, клиент разбирается не хуже меня.

Этот случай послужил яркой иллюстрацией того, что мне есть куда расти, чему учиться и рановато называться профессионалом. С одной стороны, я расстроился, а с другой — благодарил судьбу за такой «подгон». Ведь это был не первый мой клиент и не десятый. До этого проекта я сделал уже не меньше пятидесяти прототипов, но ни разу не сталкивался с клиентом, который был бы объективно недоволен моей работой. И если бы этого не произошло, то я бы, наверное, ещё много лет оставался на том посредственном уровне и был уверен, что на самом деле хорош.

После того проекта я на какое-то время потерял уверенность в своих способностях и стал опасаться того, что появится ещё один клиент, который меня разоблачит. Но прелесть всей этой истории заключается в том, что на самом деле это не было синдромом самозванца. Ведь я объективно был недостаточно хорош, и просто так совпало, что попался компетентный человек, который был в состоянии ткнуть меня в это носом.

Людей с синдромом самозванца никто не обвиняет в некомпетентности, они сами себе это придумали. В отличие от меня в истории выше. Поэтому спустя много лет в ситуациях, когда я не уверен в том, что достоин называться специалистом, и опасаюсь разоблачения, задаю себе вопрос: это объективный вывод или мне так кажется из-за искажённого восприятия реальности?

На моём пути часто встречались люди, которые утверждали, что страдают синдромом самозванца, но на деле оказывалось, что их навыки и правда недостаточно хороши, чтобы оставлять клиентов довольными. И они могли быть прекрасными продавцами и неплохими специалистами, но заказчики к ним повторно не обращались.

Как избежать такого заблуждения и научиться отличать одно от другого? После того случая я завёл привычку не только спрашивать у клиентов, насколько им понравилось со мной работать, но и интересоваться, какова была дальнейшая судьба моих прототипов. Удобно ли с ними работать дизайнерам, программистам, менеджерам? Плюс я старался более чётко формулировать для себя критерии оценки результатов.

Вот хорошие примеры неверных критериев. Должен ли новый дизайн упаковки увеличить количество продаж товара? Должны ли продающие тексты повлиять на принятие решения потенциальными клиентами совершить сделку? Ответ: нет. Они могут помочь в достижении этих целей и направлены на это, но не должны.

Дизайн и тексты — это лишь часть из ряда необходимых вещей, связанных с продажами. Если товар некачественный, ему не поможет никакой дизайн. Если продавец хамит при заключении сделки, то никакие продающие тексты не спасут ситуацию. Если на страницу с текстом, продающим кошачий корм, привести десятки тысяч посетителей, у которых никогда не было кошки, этот текст не будут дочитывать до конца и уж тем более переходить по ссылкам и делать заказ. Поэтому требовать с дизайнера или копирайтера повышения показателей, связанных с продажами, просто глупо. А я видел много примеров, когда такие требования предъявлялись исполнителям. Те, разумеется, не справлялись, начинали считать себя недостаточно компетентными и обзаводились синдромами самозванцев.

В моей карьере был довольно длинный период, когда я искренне верил, что от работы проектировщика напрямую зависит финальный результат, то есть готовый разработанный проект. Но практика показала, что это не так. Одно будет изменено на этапе дизайна, другое — на этапе вёрстки либо во время программирования. Затем на первую версию проекта придут реальные пользователи, дадут обратную связь, и многое будет переделано. Да, прототип послужит фундаментом, который позволит участникам взглянуть на проект до его реализации, оценить ресурсы на разработку и уменьшить риски, но финальная версия — это результат коллективной работы, и проектировщику не стоит переоценивать важность своей роли.

Когда я это понял и принял, стал гораздо спокойнее. Я переориентировался на командную работу и перестал считать свои решения идеальными, ибо уже много раз видел, как реальные люди пользовались ими совсем не так, как изначально задумывалось.

Мои синдромы самозванца чаще всего проявлялись там, где я брал на себя гораздо больше, чем на самом деле требовалось. Когда клиент хотел получить интерактивный прототип будущего сайта для оценки и старта разработки, а я считал, что он нанимает меня для того, чтобы с помощью интерфейсов увеличить прибыль компании. И вот я сдавал работу в срок и в приемлемом качестве, чтобы передать её следующим за мной специалистам. Клиент был доволен (потому что в нашей отрасли просто сданная в срок работа — это уже повод для радости), а я чувствовал, что не доработал, многое не учёл. И в будущем, ближайшем или отдалённом, когда клиент не получит ожидаемую дополнительную прибыль из-за моих интерфейсов, появится какой-нибудь гораздо более крутой нанятый им специалист и устроит мне разнос.

Начать избавляться от синдрома самозванца можно с составления списка простых и понятных критериев. Была ли работа выполнена в срок? — если нет, был ли клиент предупреждён об этом заранее? Соответствует ли результат требованиям, оговоренным в начале работы? — если нет, согласованы ли новые требования, появившиеся в процессе? И так далее и тому подобное. Для каждой профессии и каждого конкретного случая будет свой набор параметров. Главное, чтобы он был, и все его понимали одинаково хорошо. И чаще всего он будет сводиться к такой банальной формулировке: «Работа должна быть выполнена в оговоренный срок и с приемлемым качеством».

Когда я начал публиковать статьи и обучающие материалы по проектированию, появился ещё один повод сомневаться в своих способностях. Этот повод давали люди, оставлявшие комментарии. И потребовалось довольно много времени на то, чтобы научиться отличать конструктивную критику от пустых слов, оскорблений и троллинга. Тем более что на одного человека, дающего объективную обратную связь, приходилось несколько любителей «залезть в чужой монастырь со своим уставом».

Через пару-тройку лет я научился рассказывать о своей работе так, чтобы не провоцировать людей, любящих поспорить. Для этого я избавился от назидательного и самоуверенного тона — и не учил, как надо делать, а просто делился историями из своей профессиональной жизни. И тогда стали преобладать комментарии с благодарностями и интересными вопросами. При этом когда какая-нибудь из моих публикаций неожиданно получала шквал негатива, я уже точно понимал, что проблема на моей стороне, разбирался, исправлялся и становился лучше.

Спокойно воспринимать негативную обратную связь от незнакомцев мне помогло понимание того, что эти люди на самом деле не знают контекста моей работы и результатов, а отталкиваются от собственного видения, в рамках которого их восприятие искажается настолько, что мои слова вызывают возмущение. Например, проектировщик, работающий в Яндексе, скорее всего не будет понимать специфики проектирования интерфейсов на фрилансе. И в то же время я вряд ли буду разбираться в процессах, выстроенных при разработке корпоративных продуктов Яндекса. Поэтому мнение такого специалиста о моей работе будет обладать для меня очень маленькой ценностью, в отличие от мнения моих клиентов или более опытных коллег-фрилансеров.

Но когда-то мнения таких вот посторонних людей меня волновали и подпитывали синдром самозванца. Я начинал оценивать свою работу чужими, оторванными от реальности критериями и, разумеется, ни к чему хорошему это не приводило. Кстати, справедливости ради должен заметить, что и сам любил прокомментировать чью-нибудь работу, не зная её контекста. Но с появлением навыка не портить людям настроение там, где меня не просили, эта привычка исчезла сама по себе.

Выводы сделал такие: во-первых, синдром самозванца — это в целом хороший знак. Он показывает, что человеку не безразлично, что думают о его работе и навыках окружающие. Поначалу этот синдром заставляет искать, в чём можно стать лучше. Недаром он чаще присущ именно успешным людям и отчасти связан с их успехом.

Во-вторых, если синдром самозванца проявляется без объективных на то причин, необходимо навести порядок в голове. Записать куда-нибудь свои достижения, взглянуть на этот список и убедиться в том, что они основаны на результатах труда, а не обмане и удаче. Таким же образом записать перечень критериев оценки своих навыков и успехов. Может оказаться, что они искажены мнениями людей, которые не разбираются в вопросе. Или что их вообще нет как таковых, и человек опирался на что-то непонятное и пропитанное эмоциями.

В-третьих, стоит периодически проверять, действительно ли это синдром самозванца, а не попытка оправдать собственную некомпетентность.

Прочесть «Книгу нормального фрилансера» можно бесплатно на сайте. Там же можно поддержать автора и купить её электронную версию. Присоединяйтесь и к Телеграму, я там тоже много всякого полезного пишу.

33
1 комментарий

Если кто-то недоволен, как ты делаешь работу, Предлагает подучиться и исправить результат — Это не некомпетентность! Ты с синдромом самозванца! Ты уже и так всё знаешь, а клиент — он сам дурак!

На моём пути часто встречались люди, которые утверждали, что страдают синдромом самозванца, но на деле оказывалось, что их навыки и правда недостаточно хороши, чтобы оставлять клиентов довольными.

Всё зависит от того по какую сторону вы находитесь. Чтобы этого избежать как можно более тщательнее прорабатывайте ТЗ.

Ответить