Работодатели слезут с пьедестала: как поменяется HR-сфера в ближайшие два года

Руководитель HR-Tech-направления TalentTech Дмитрий Пучков — о том, как работодатели снимают короны, меняется работа HR-специалистов и какие зарубежные тенденции приживутся в России.

«Подталкивание» вместо прямого управления, ориентация на сотрудников старше 40 лет, дозирование информации о соискателе — и еще пара HR-трендов, которые будут доминировать в ближайшем будущем.

Работодатели слезут с пьедестала: как поменяется HR-сфера в ближайшие два года

Технологии станут доступнее

В последнее время много говорят о всеобщей роботизации и потери рабочих мест. Предполагаю, что эта истерия скоро начнёт сходить на нет. В случае с искусственным интеллектом (AI) и машинным обучением (ML) ситуация будет аналогичной — придёт понимание, что пока рано говорить о полной замене человека продвинутыми технологиями.

AI и ML смогут повысить продуктивность работы и эффективность найма, но не смогут полностью устранить HR-специалиста.

Проникновение технологий будет усиливаться и захватывать всё больше компаний. К примеру, подбор занимает много времени, но применение чат-ботов значительно его ускоряет, ведь бот в отличие от рекрутера может общаться с 500 кандидатами одновременно.

Для сфер обслуживания и ритейла скорость — категорический фактор. Соискатели в этой сфере нуждаются в заработке здесь и сейчас,у них нет «подушки», чтобы походить, посмотреть и выбрать. Выход человека на работу можно организовать менее чем за сутки. Надо только их найти.

Проникновение технологий будет усиливаться и захватывать все больше компаний. Количество HR-решений на рынке растет, а вместе с ней и конкуренция. Это приводит в целом к большей «технологичности» HR-специалистов и к снижению стоимости услуг для работодателей. И если сегодня основной потребитель ИТ-продуктов — крупные компании, то скоро ситуация изменится, и технологии станут доступными и малому бизнесу.

Изменится взгляд на рабочую силу

Реальность диктует новые отношения — теперь HR-специалисту предстоит не формировать штатное расписание, а создавать экосистему. В центре системы расположены задачи бизнеса, которые можно решить не только наймом сотрудников в офис.

Закрыть задачи могут и удалённые работники, подрядчики на аутсорсе, профессиональные поставщики услуг и даже технологии и программы. Необходимо увязать все эти варианты воедино, чтобы создать рабочую модель экосистемы.

Также придётся пересмотреть профиль кандидата. Трудоспособное население России стареет. Почти половина рабочей силы (45%) приходится на людей в возрасте 40-60 лет. Молодежи катастрофически не хватает — в России всего 6,6 млн ребят от 15 до 19 лет. Если работодатели раньше жестко отсекали соискателей старше 40 лет, то теперь придется пересмотреть требования.

Данные о соискателях будут дозировать

Правовой уровень кандидатов повышается, поэтому придётся соблюдать требования не только трудового кодекса, но и законодательства о персональных данных (ПДн). В руки рекрутера попадает много личной информации, и кандидаты уже настороженно относятся к многочисленным запросам.

Они не готовы предоставлять полную информацию и отправлять копии документов по первому требованию. Соискатели даже могут никогда не увидеть человека, которому они предоставили досье о себе, потому что их банально не пригласят на собеседование.

В сфере ПДн законодатели все больше закручивают гайки, поэтому придется пересмотреть сам подход к работе с информацией о кандидате. Рекрутерам предстоит решить, где хранить резюме: на рабочем компьютере или в облачной CRM?

Стоит ли оставлять анкеты в кадровом резерве и на какой срок? И вообще точно ли нужны все эти данные, которые обычно требуются?HR-специалистам придется научиться не запрашивать лишнего, соблюдать границы и сохранять тайну.

Вместо прямого управления мягкое «подталкивание»

Все знают, что надо правильно питаться и больше двигаться, но как много людей действительно придерживаются этих рекомендаций? Работодатели, заинтересованные в здоровых и счастливых сотрудниках, раньше имели ограниченный арсенал влияния — соцпакеты в виде ДМС, фитнеса, корпоративного питания и санкции за вредные привычки.

Все это влияло на поведение человека, но в большей степени зависело от его самосознания. Если сотрудник не заинтересован в здоровом образе жизни, то сможет ли его изменить годовой фитнес-абонемент?

Но что, если не навязывать модели поведения, а создавать условия, чтобы люди сами принимали верные решения? Подталкивать их к этому без ограничения свободы выбора? К примеру, открыть фруктовый островок, как в Mail.Ru Group, чтобы склонить людей к здоровой пище. Или проектировать узкие коридоры, как в WeWork, чтобы побудить больше общаться.

Это новый способ управления командой — наджинг, или «подталкивание», который стал широко известен после издания книги Нобелевского лауреата Ричарда Талера. Джош Берсин уже объявил наджинг основой для вовлечения сотрудников версии 3.0. Главное — не забывать, что наджинг — это не навязывание норм поведения, а изменение среды, основанное на данных и исследованиях.

Распространится забота о психике сотрудников

Работодатели начинают понимать, что на продуктивность людей влияет не только физическое, но и психическое здоровье. Например, в Великобритании серьезно озаботились этим вопросом.

Правительство установило, что тех, кто увольняется из-за проблем с психикой на 50% больше уволившихся по причине физического нездоровья. Две трети компаний, опрошенных экспертами Aon, считают, что их сотрудники испытывают стресс или имеют психические заболевания.

И даже принц Уильям запустил сайт, посвященный психическому здоровью на работе.

Важность проблемы отмечают во всем мире. Джош Берсин говорит, что «производительность» и «счастье» идут рука об руку, и многие работодатели это понимают.

Но парадокс в том, что больше всего заботятся об офисных сотрудниках, хотя 80 % персонала в мире не имеют постоянного рабочего места в традиционном понимании. Это люди, занятые в сфере гостеприимства, промышленности, сельском хозяйстве, ресторанном бизнесе, строительстве, образовании. И им тоже нужны программы психологической помощи, желательно специализированные.

HR-сфера весьма консервативна, но и здесь мы видим существенные изменения. Образ жизни людей, их отношение к работе меняются, компаниям приходится подстраиваться под это. Но перемены к лучшему — они дают работодателям понимание, что нельзя разбрасываться персоналом — важен каждый человек.

1616
22 комментария

Пожалуйста, не выводите в ленту фотографию и второй абзац текста. Так материал смотрится не совсем аккуратно на главной странице.

2
Ответить

хорошо, спасибо)

Ответить

А если бы там была девушка?

Ответить

еще один тренд, когда о работодателе и культуре внутри компании становится известно не только из рекламных материалов.
например через сервис с отзывами о работодателях -> http://ilocator.kotobotov.ru/

1
Ответить

Осень интересная статья. Жаль что, опять про большие бренды, с технологиями, корпоративной культурой и деньгами.

Ответить

спасибо!
Сергей, а вы хотели бы про что почитать? Может быть у нас есть опыт в сфере ваших интересов, и мы сможем им поделиться )

Ответить