Как управлять командой, если ты женщина. 9 советов

Всем привет! Меня зовут Татьяна Морозова, я тимлид агентства SHARE. Более 10 лет я управляю командами от трех до двадцати человек, и за это время сформулировала набор принципов, которые помогают мне быть руководителем, оставаясь женщиной. О них я и расскажу.

Как управлять командой, если ты женщина. 9 советов

Сейчас очень модно говорить о том, что весь мир стремится к гендерному равенству, права женщин и права мужчин должны быть одинаковыми по принципу «все мы Homo sapiens», должности и зарплаты тоже должны быть едиными, но в жизни так не работает.

На теме женского лидерства заработаны миллиарды по всему миру: тут и книги, и курсы, и лекции для сопереживающих женского пола, однако я не хочу в очередной раз вздыхать на тему ущемленных прав, несправедливости или статистики.

То, что вы прочитаете ниже, я узнала на собственном опыте. Это уроки, которые преподнесли мне мои руководители за время карьеры; лайфхаки, к которым я пришла в течение своего руководящего стажа; и горькие истины для тех, кто хочет взобраться на вершину карьерной лестницы, будучи особью женского пола и не имея за спиной серьезной поддержки.

Татьяна Морозова
Руководитель клиентской группы SHARE

Принцип 1: хочешь руководить командой – надо уметь в юмор

Этот урок я получила на одном из первых рабочих мест и хочу сказать, что совет реально работающий.

Вы можете проводить десятки тимбилдингов, собираться на брейнштормы и планерки. Но если вы не будете «уметь в юмор», вы никогда не сплотите команду и не найдете общего языка с руководителями других отделов или собственниками.

Эта абсолютно неочевидная и простая истина часто ускользает от женщин-начальников. Ведь хочется быть такой серьезной, целеустремленной и жесткой, чтобы все знали, что вы самый руководительный руководитель. Но серьезка не сделает вас настоящим руководителем никогда.

Принцип 2: сила руководителя в сильной команде

Без сильной команды ты никто. Это я тоже узнала на самой заре карьеры. Тогда я была молодым менеджером и считала, что могу все сама и быстрее, лучше, качественнее. Прошел не один год, пока я действительно дошла до полного осознания этого постулата. И только когда я пришла к нему не на уровне знания, а на уровне принятия, мои качества как руководителя стали прогрессировать с большой скоростью. У женщин-руководителей есть проблема с воплощением этой идеи. Потому что мы же все можем сами (пробиться наверх, получить должность, заработать, убраться, родить, накормить, научить), и кажется «вот выпустишь вожжи из рук — и все, управление потеряно». Но это миф. Позволять сотрудникам проявить себя, не прятать их за свою спину, не отгораживать от возможностей реализовать собственное видение — все это играет исключительно на руку руководителю.

Принцип 3: оставаться женщиной

«У руководителя не должно быть пола», — говорил мой бывший работодатель, главный акционер бизнеса, который больше всего опасался женских проявлений в виде истеричности, плаксивости и прочих прекрасных бытовых фишек. Логика понятна: нанимая человека, по сути нанимают набор функционала, и при этом собственникам до одного места, носишь ты спереди несколько выпуклых килограммов или несколько граммов в штанах. Я периодически напоминаю себе про этот постулат.

Истерики и плаксивость карьере точно не помогут, но и отказ от женственности и женских навыков глобально на пользу бизнесу не идет никогда. Стремиться к бесполой роли – столь же утопично, сколь бесполезно.

В женском руководстве есть неоспоримые плюсы в виде умения сгладить ситуацию, проявить эмпатию и поддержать команду, когда это нужно, а также способности аккуратно договориться о более выгодных условиях с партнерами, блеснув задорными глазами из-под накрашенных ресниц и отправив легкую улыбку в сторону ЛПР.

Принцип 4: не нанимать мужчин-менеджеров

Сейчас в меня полетят тухлые овощи, но я искренне убеждена, что мужчины хороши либо как визионеры (дизайнеры, CEO, арт-директора), либо как технари (таргетологи, разработчики, IT) – вот это их. А быть аккаунтами и менеджерами проектов – нет. Не знаю, с чем связано неумение работать в менеджменте среднего звена, но за десяток попыток ни одна не увенчалась успехом. А если мужчина — штучный экземпляр в женском коллективе, все становится еще хуже. При этом я допускаю, что на моем пути еще появится классный аккаунт, СММ или маркетинг-менеджер мужского пола и изменит мое мнение. Если вдруг такой менеджер сейчас читает этот текст и хочет доказать, что я заблуждаюсь, прислать резюме можно сюда. Если такой участник команды найдется, обещаю выпустить дополнение к данному материалу, в котором разгромлю этот пункт и расскажу про «находку».

Принцип 5: научиться сестринству

В жизни, встречаясь с женщинами в различных обстоятельствах, мы как правило в некоторой степени подсознательно соперничаем. Избавьтесь от этого на корню и вырвите из своего нутра. Подход сестринства будет помогать вам находить общий язык с женщинами-директорами по маркетингу, с коллегами, с руководителями смежных направлений и вообще с любыми бизнес-партнерами женского пола.

Принцип 6: разделять роли

Это очень важный аспект для женщины-руководителя. И роли тут подразумеваются самые разные. Начиная с бытовых (не будьте директором дома и не будьте мамой в офисе) , продолжая ролями непосредственно на рабочем месте. Вы можете прекрасно общаться с коллегами за чашкой кофе, сигаретой или по дороге на встречу. В этот момент завязываются межличностные отношения, и проблемы или радости вашего собеседника могут вызывать у вас человеческий и естественный отклик. Но это не налагает на вас обязанности проявлять эмпатию к личным проблемам сотрудника во время работы. Я всегда говорю: «Как Таня я тебя понимаю, я готова помочь и поддержать. Как руководитель я хочу, чтобы задача была выполнена качественно и в нужный срок, и твои личные вопросы в этот момент меня не касаются». Разделение ролей — критически важный навык.

Принцип 7: не каждый должен быть руководителем

Переходим к горьким истинам, которые работают безотказно. Прежде чем ступать на путь карьерной лестницы, спросите себя, искренне ли вы чувствуете в этом потребность.

Руководство — это не только про красивую должность и зарплату, про обучение и связи. Это про умение брать на себя ответственность, про неприятную обязанность отказывать людям в подчас трогательных по-человечески ситуациях и про необходимость увольнять тех, кто вам дорог, если они перестают соответствовать требованиям.

Это очень большая психологическая и эмоциональная нагрузка.

Принцип 8: пахать

Если вы хотите быть женщиной-руководителем, будьте готовы пахать как раб на галерах в надежде достичь карьерных высот. И с этой точки зрения иметь понимающего и разделяющего ваши стремления партнера — 50% успеха. Если ваш партнер не такой, рано или поздно перед вами встанет выбор: семья или карьера. Поэтому подумайте заранее, что для вас важнее.

Принцип 9: доказывать свою компетентность

Несмотря на движение общества в сторону всеобщего равенства, вы так или иначе будете сталкиваться с ситуациями, когда из-за пола вас будут относить к чуть более слабым на мозг, чем есть на самом деле.

Цифры и данные — ваше все. От них не отмахнешься, их не спишешь на мнение, гормоны, закидоны, хотелки или что-либо еще. Апеллируйте цифрами и данными всегда, на каждой важной встрече.

P. S. Конечно, по факту секретов гораздо больше. Если вы женщина, напишите, а какие принципы помогли вам в карьере.

Если вы мужчина, расскажите, с руководителями какого пола вам комфортнее работать.

А если вы владеете бизнесом, поделитесь, кого предпочитаете нанимать в управленцы: женщин или мужчин.

1414
15 комментариев

Хорошая статья, но у вас опечатка:

«как раб на галерах», должно быть «как краб на галерах»

2
Ответить

Хороший вариант, запомню!))

1
Ответить

Если ты классный специалист и настоящий профессионал в своем деле, то всем плевать, какого ты пола

2
Ответить

Соглашусь с вами, хотя многие думают, что все лучшие руководители - мужчины

Ответить

Принцип 5 - не забывать проверять тексты перед отправкой.

1
Ответить
Автор

Вернули пятый на свое законное место! Спасибо за внимательность)

1
Ответить

Татьяна, отличный материал! Соглашусь по всем пунктам. С чем я лично никак не могу совладать - вести подковерные игры (на кого-то нажаловаться, где-то подгадить, с кем-то выпить и тп). Как-то это кажется все мелким и неправильным, но много людей построило свою карьеру таким образом (( а вам, кстати, креативный дизайнер/арт-директор не нужен?)

1
Ответить