Я устал, я ухожу! Как реагировать на резкое увольнение сотрудника и что делать после

Сотрудник со словами «Я увольняюсь!» закрывает за собой дверь и уходит в закат. Такое бывает только в кино. В реальной жизни любое увольнение для бизнеса – это целый комплекс задач и финансовые издержки, которые остаются да кадром. Подобрать нового специалиста – долгое и часто дорогое занятие. Даже опытного человека нужно дополнительно подготовить к работе: обучить нюансам, рассказать о программах, которыми пользуются в компании, передать дела предшественника.

Я устал, я ухожу! Как реагировать на резкое увольнение сотрудника и что делать после

Все это делает замену уволившегося долгим процессом, который лучше бы продумать заранее. Когда решение об увольнении за работодателем у него есть возможность все обдумать, подготовиться к беседе с членом команды и сохранить хорошие отношения. Подробнее о том, как этого достичь, читайте здесь.

Но бывают ситуации, когда уйти решает специалист и начальника просто ставят перед фактом. Эта новость может шокировать – работал себе человек, все делал хорошо и вроде как был доволен, а тут раз и уходит. И тут с одной стороны надо действовать, но в то же время не поддаться эмоциям и не расстаться на плохой ноте. Сегодня разбираемся, что делать и как реагировать, если сотрудник решил неожиданно уволиться.

Я устал, я ухожу! Как реагировать на резкое увольнение сотрудника и что делать после

RecruitIT – кадровое агентство, подбирающее IT и Digital специалистов по всему миру. Следим за карьерными трендами и делимся экспертным мнением по актуальным вопросам в сфере трудоустройства и работы с персоналом. Подписывайтесь на наш VC и телеграм канал, чтобы ничего не пропустить.

Почему хорошие сотрудники уходят?

Уходят все сотрудники. Как хорошие, так и плохие специалисты периодически меняют место работы и это абсолютно нормально. В третьем квартале 2022 года количество увольнений и трудоустройств побило все рекорды: с июля по сентябрь уволились 3,24 млн россиян, трудоустроились – 3,17 млн. Так что, как ни старайся, расставания неизбежны и часто они бывают неожиданными. Причин ухода может быть множество, но глобально их можно поделить на две группы: те, что связаны с компанией, и на них вы можете повлиять; те, что связаны с сотрудником лично, его мотивацией.

На стороне работодателя

  • Отношения в коллективе и атмосфера в компании. Хорошая зарплата и соц. пакет теряют свою привлекательность, когда приходится постоянно лечить психику из-за того, что начальник орет, а коллеги распускают неприятные слухи.
  • Безучастность. Сотрудник уже давно не получал прибавку и хочет делать что-то большее, расти в должности, а работодатель никак не реагирует на его амбиции и старания. Велик риск, что скоро специалист найдет то место, где его труд по-настоящему оценят.
  • Слишком много задач. Сотрудник и швец, и жнец и на дуде игрец, платят ему как за одну из трех выполняемых должностей, а график – 24/7 и так уже пара лет. По версии некоторых начальников это идеальный сотрудник, но вопрос времени и терпения, когда он выгорит и постучится в кабинет с заявлением по-собственному.

На стороне сотрудника

  • Личные обстоятельства (переезд, проблемы в семье). В этом случае от работодателя действительно ничего не зависит и расставание пройдет максимально просто.
  • Амбиции сотрудника. Специалист с большим опытом и экспертизой может просто перерасти масштаб компании и искать те возможности, которые на текущем месте работы получить не может. Например, он хочет работать на международном уровне, сотрудничать с корпорациями или открыть свое дело.
  • Хочет новизны. Даже при здоровом балансе работы и жизни спустя время может надоесть то, чем занимаешься. Считается, что смена работы раз в три года более, чем нормальна, даже если все шло хорошо и никаких проблем в компании не было.

Как реагировать на уход сотрудника?

  • Поработайте с эмоциями

Если уход специалиста для вас неожиданность – нормально об этом сказать. В удивлении нет ничего плохого и ваша искренняя реакция только покажет сотруднику, что вы не рассчитывали расставаться с ним. Но в порыве эмоций важно не реагировать слишком бурно. Если за время работы вы лично сблизились с сотрудником, его решение уйти может ощущаться как предательство, личная обида.

Помните, что какими близкими отношения с бывшим подчиненным не были, вы все еще находитесь в зоне рабочих взаимоотношений. Компании ищут сотрудников, которые будут лучше всего выполнять поставленные задачи и приносить наибольшую выгоду, а сами работники – наиболее соответствующие их интересам команды. И это нормально.

Я устал, я ухожу! Как реагировать на резкое увольнение сотрудника и что делать после

Как бы сильны не были эмоции, не стоит принижать специалиста, с которым вы прошли долгий путь. Расставание не говорит о том, что вы никогда больше не поработаете вместе. Помимо этого, вам предстоит передача дел, решение юридических вопросов, а также совместная работа еще две недели. Когда придет время для последней встречи, лучше поблагодарить специалиста, сообщить о вашей готовности сотрудничать в дальнейшем.

  • Проявите интерес и узнайте подробности

Может быть сложно просто подойти и спросить о том, почему специалист принял решение уйти. С одной стороны вы, возможно, задеты тем, что от вас уходят, в то же время неловко получить ответ, который может не понравиться. В такой ситуации попробуйте обратиться к третьей стороне, которая без эмоций и спокойно выслушает ответ сотрудника. Это может быть руководитель отдела или HR компании.

Поговорить об этом важно, во-первых, чтобы расстаться без недомолвок и не чувствовать, что что-то было сделано не так. Во-вторых, если причина увольнения все же на стороне компании, вам нужно об этом знать. Например, в коллективе завелся токсичный руководитель, который всем портит настроение. Кто знает, сколько еще сотрудников близки к уходу по-собственному желанию?

Иногда даже самое резкое увольнение по факту является методом получения повышения. Специалист шокировал начальника, тот не знает, как быть без сотрудника и готов сию же секунду продвинуть его в должности или повысить зарплату. Если вам правда важен этот сотрудник и расставаться вы не готовы, спросите, что можно сделать, чтобы он остался в компании. В зависимости от хода обсуждения решайте, стоит ли оно того. Не торопитесь, нормальная практика – взять паузу на раздумия и вернуться с контр-предложением к уходящему. Так или иначе причину ухода, которую озвучит специалист стоит принять во внимание и дальше уже решать, нужно ли что-то поменять, чтобы улучшить взаимодействие и понимание в компании.

Обговорить важно и более формальные моменты – какие задачи сотрудник успеет завершить, а что уже точно придется выполнять другому, как скоро он планирует уйти и сможет ли немного задержаться, чтобы все доделать.

  • Спланируйте уход сотрудника

Если специалист планирует уйти через две недели, то у вас действительно мало времени. Первый важный вопрос – искать ли кого-то на замену сразу или пока перераспределить задачи. С самостоятельным поиском может быть сложно, особенно если вы не готовы искать долго и дорого. О том, как по финансам, временным и денежным затратам отличается самостоятельный найм персонала от поиска с агентством мы писали в этой статье.

На первое время спланируйте, как будут выполняться задачи ушедшего специалиста во время поиска его замены, не будут ли нарушены критически важные процессы для компании, насколько может снизиться качество работы или скорость ее выполнения. При увольнении руководителя продумайте систему управления: к кому будут обращаться подчиненные уволившегося главы, возможно кто-то в коллективе готов занять его место и встать на руководящую должность.

Я устал, я ухожу! Как реагировать на резкое увольнение сотрудника и что делать после

С коллегами по цеху стоит заранее поговорить об уходе члена коллектива для того, чтобы избежать слухов и первым сказать все так, как оно есть. То, в каких выражениях вы опишите уходящего сотрудника и как с ним попрощаетесь, влияет не только на отношения между вами, но и на отношение коллектива к вам. Честность, открытость и доброжелательность к бывшему коллеге с вашей стороны позволят построить доверительны отношения, когда ваши сотрудники не бояться заранее подойти к вам и сказать о планах сменить место работы (а вам стратегически подготовиться к замене игроков).

  • Проведите работу после его ухода

Работа над ошибками очень важна. Уход сотрудника может значительно сказаться на коллективе всего отдела или даже на компании в целом, если предприятие небольшое. Поэтому убедитесь, что командный дух остается сильным, ведь уход заряженного и активного специалиста действительно мог сказаться на самоощущении каждого в компании. Также, если среди причин ухода есть те, что связаны с компанией, разберитесь с возможными проблемами: проследите, не перегружены ли сотрудники, насколько они мотивированы и видят ли свое будущее в компании, нет ли токсичных членов команды, которые портят всем настроение.

Даже при наилучшем раскладе уход специалиста – кризисное время для компании. Если перед вами задача быстро найти профессионала, который будет долго плодотворно сотрудничать с вами и – оставьте заявку на подбор в RecruitIT. Кандидатов покажем в первый день работы, в среднем закрываем вакансии за 18 дней, поэтому освободившееся место недолго будет пустым.

Ждем ваши истории об увольнении, когда увольнялись сами или уходил сотрудник из вашей компании, уверены у каждого есть в запасе случай, которым хочется поделиться.

55
1 комментарий

Чаще всего хорошие специалисты работают за десятерых и живут в состоянии постоянного стресса, руководителю важно понимать эти аспекты, и стараться разгружать таких сотрудников, в противном случае увольнение рано или поздно неизбежно.

1