{"id":13971,"url":"\/distributions\/13971\/click?bit=1&hash=5b001de7340e603ec45f34a63b5ccb3ee1eefd2329c047cc539fbe48cf239d0c","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u0438\u0434\u0435\u0438 \u0438 300 000 \u20bd \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a","imageUuid":"9be0db8d-e845-5836-85c2-9a2ba67cdc2c"}

Аутстаффинг в цифрах: нанять в штат дешевле?

Расписал, сколько стоит штатный сотрудник в ИТ, и дал инструмент, чтобы вы посчитали его реальную стоимость. Ну и сравнил с аутстаффом, конечно же.

Привет! Меня зовут Азамат Сиражитдинов, я занимаюсь аутсорсингом и аутстаффингом для IT-задач. Мы в GO Digital предоставляем разработчиков разных стеков, DevOps-специалистов и тестировщиков, чтобы усиливать команды или формировать их с нуля. Поэтому у меня накопилось достаточно опыта, чтобы прикинуть разницу между аустафом и штатом в цифрах.

Откуда ноги растут

2022 год показал, насколько хрупким может быть «IT-пузырь». Мировые политические и экономические события привели к массовым сокращениям у крупных игроков (Twitter, Google, Apple) – количество уволенных исчисляется тысячами. Это сказывается на уровне зарплат, и рынок снова постепенно переходит в руки работодателя. Верхняя планка снизилась на 11% по сравнению с предыдущим годом и составила 160 тыс. рублей (РБК). На 3,2% уменьшилась и медианная зарплата по сравнению с мартом прошлого года.

В то же время российские компании, заинтересованные в IT-услугах, не спешат сокращать штат, а их запросы растут. Сказывается тренд на продолжение цифровой трансформации и импортозамещение. Бизнес в России всегда голосовал рублем, а сейчас эта тенденция лишь усилилась. Согласно исследованию компании «Технология доверия» «ключевыми критериями, влияющими на выбор формы сорсинга, являются стоимость, критичность для бизнеса и сложность выполняемых задач» (ITWeek).

Чистая стоимость рабочего часа сотрудника в штате ниже, чем у разработчика, нанятого через аутстаф

Допустим, мы нанимаем специалиста и платим ему 200 000 рублей в месяц. Он работает в среднем 165 часов в месяц. Пока не берем в расчет другие расходы работодателя на сотрудника, получаем стоимость приблизительно в 1212 рублей за 1 час работы. Стоимость часа аутстаф-разработчика в зависимости от специальности и стека начинается от 2500 рублей в час. В чем выгода?

Считаем расходы

Работодатель платит «штатнику» не только зарплату на руки. Мы проанализировали все статьи расходов, и вот что у нас получилось.

Отталкиваться будем от тех же 200 000 рублей в месяц. К ним прибавим:

  • НДФЛ (13% от зарплаты) – 29 885 рублей;
  • сборы СФР (взносы в ПФР, ФСС и ОМС объединили) – 22%. Это 69 425,27 рублей;
  • отпускные – 20 431 рубль
  • больничные – 22 674 рублей.

В сумме получаем 342 415 рублей и соответственно часовую ставку – 2083 рубля. Но это всё еще дешевле аутстаф-разработчика. Идем дальше.

Чтобы нанять человека в штат, его надо найти. За это отвечает рекрутмент, а в него входят затраты на рекрутера (7 250 рублей), HR-специалиста и менеджмента (31 974,1 рубля). То есть накинем еще 39 224,1 рубля, поскольку подбор каждого специалиста – это поиск кандидатов, встречи, тестирования, собеседования. Как показывает практика, на 8-10 претендентов приходится один специалист, полностью соответствующий требованиям компании.

А обустройство рабочего места? Хоть пандемия и показала, что сотрудники способны работать удаленно вполне эффективно (а разработчики, порой, намного эффективнее), стоит учесть стоимость офиса (аренда, оплата коммунальных услуг и т.д. – 30 000 рублей), оборудования, софта – 4 166,67 рубля).

И, наконец, поощрительные «печеньки» – 2 000 рублей

Таким образом, к общему числу добавляем 75 390 рублей за все вышеперечисленное.

Итоговая стоимость найма штатного сотрудника – 417 805 рублей. Часовая ставка – 2 541 рубль. Вровень с аутстафом! Но и это еще не все. При увольнении сотруднику иногда приходится выплачивать 3 месячных оклада, особенно в случае сокращения. Поскольку это бывает не так часто (в основном расставание со специалистом происходит в спокойном режиме), будем ориентироваться на среднее значение в 2-3 оклада «сверху». Вместе с тем держим в уме, что последние одну – две недели работы сотрудникам уже не ставят новые задачи. То есть это время, которое придется оплатить, но его эффективность практически «нулевая».

Мы проводили эти расчеты и отразили их в калькуляторе. Для удобства уже обозначили там все параметры, необходимые для расчета стоимости штатного сотрудника. Туда можно подставить свои значения. Например, работодатель оплачивает только первые 3 дня больничного, а остальное – государственный фонд. Мы спрогнозировали, что дней, оплачиваемых работодателем, будет 18 в год. У вас вполне может быть другая картина.

Один важный параметр мы не указали – упущенную выгоду. У каждого она своя в зависимости от сферы деятельности. Посчитать, сколько потеряет ваш бизнес, пока будет искать и адаптировать человека, можете только вы сами. Мой опыт говорит, что поиск и онбординг эффективного кандидата занимает от 3 до 6 месяцев в текущих реалиях. За это время конкурент может выйти на рынок с похожим продуктом, быстрее запустить маркетинговую активность и т.д.

Штат vc аутстаф: кто эффективнее решает задачи

Плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Штатный сотрудник более лоялен, проникается корпоративной культурой (если она есть), вовлекается в специфику деятельности компании и приобретает опыт, полезный для конкретной ниши бизнеса. Вдобавок соблюдается и иерархия: есть руководитель, а есть подчиненный, контролировать такого сотрудника проще.

Присутствует и обратная сторона – эффективность. Никто не спорит, что есть более чем ответственные работники, но со временем даже самый опытный и сознательный специалист с высоким уровнем самоконтроля на работе начинает уделять время не только задачам. Сразу вспоминаются «встречи у кулера», смол-токи с коллегами и сторонние дела, если это удаленка. Конечно, делать перерывы тоже важно, но их чрезмерное количество снижает эффективность для бизнеса.

Аутстаф-сотрудники в среднем работают на 20-30% лучше. Их время – это деньги, которые платит клиент, и аутстаф-компания не может позволить себе, чтобы они уходили впустую. Если такое случится – клиент уйдет, что негативно скажется на репутации «аутстафферов».

Учтем еще и компетенции, которыми обладают аутстаф-разработчики. Они сотрудничают с разными компаниями, имеют хорошую насмотренность в технических решениях и применяют ее. Сказывается и общение с командой – разработчики обсуждают возникающие проблемы, делятся опытом и профессионально растут быстрее.

Кто же победитель?

Мне как владельцу аутстаф-компании логично было бы написать, что аутстаф – лучший вариант. Действительно, при таком подходе бизнес получает трудовой ресурс здесь и сейчас. Не тратит время на рекрутмент и собеседования. Не ждет, пока новый сотрудник успешно вольется в коллектив, и при необходимости быстро его «отключает», не затрачивая время на объяснения, беседы «по душам» и т.п.

Аутстаф-сотрудник наравне со штатным специалистом может стать неотъемлемой частью команды, привнести новую экспертизу и опыт и быстро взять на себя решение задачи.

Но я задумал эту статью, чтобы поделиться расчетами, которые мы провели самостоятельно. Сухими безэмоциональными цифрами, которые говорят наиболее убедительным языком.

Конечно, аутстаф, как бы ни был хорош и эффективен, – не панацея. Аутстаф – это максимальная рациональность, исключение не совсем оправданных затрат (как, например, в случае с выплатами при увольнении). И в то же время это усиление команды компетенциями не в отложенном периоде, а здесь и сейчас.

Тогда как формирование собственного штата – это выстраивание долгосрочной корпоративной культуры, вливание в неё каждого нового сотрудника, проработка механизмов карьерного роста, системы лояльности и т. п.

Думайте, считайте, оценивайте. Выбор всегда за вами. Дискуссии в комментариях буду только рад 🙂

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Салават Тухватуллин

Объясните, пожалуйста, финансовую математику. Насколько я понимаю затраты на поиск сотрудника и его содержание совпадают и у компании, и у аутсорс компании если они предлагают одинаковые ЗП. Плюс ко всему аутсорс компания должна что-то заработать. И я не очень уверен что затраты компании на сокращение и супер быстрый найм(хотя не факт что у аутсорс компании будет свободный подходящий человек и его не придется искать) будут больше чем прибыль аутсорс компании

Ответить
Развернуть ветку
Влад П

Здесь надо смотреть на другой момент, сотрудник уже находится в штате и эти затраты уже были сделаны. Специалист переключается между проектами и постепенно себя окупает(Условно, где то менеджер продал дороже, где то за необходимую стоимость). Тем самым по истечению определенного времени компания уже на нем зарабатывает.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Горлов

Пожалуй, важным преимуществом найма по аутстаффу является освобождение заказчика от ряда обязательств. Хорошо это или плохо - вопрос дискуссионный, но для заказчика здесь , конечно, выгода огромна

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Новикова

Теперь только за аутстаффом)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Смолянинов

а до этого как было

Ответить
Развернуть ветку
Азат Фамилия

Азамат, Вы не указали самое важное преимущество аутстафа для заказчика, в первую очередь для меня, как заказчика подобных услуг, это возможность взять под проект или для теста бизнес идеи, не раздувая свой штат и на случай проблем, быстро свернуться до маленькой команды

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

А ведь вы правы! За цифрами очевидности и упускаешь

Ответить
Развернуть ветку
Давид Муравьёв

почему то во всех подобных статьях в разных сферах,все равно внештатный сотрудник лучше

Ответить
Развернуть ветку
Влад П

На короткой перспективе 6-12 месяцев да, особенно когда нужно много людей. Свыше 12 месяцев, штатник всегда будет выигрывать, если позволяет ФОТ

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

Возможно, рынок труда скоро изменится таким образом, что в штат будут нанимать исключительно управляющих спецов. Во время пандемии пошел тренд на "уберизацию" кадров - когда приглашаешь специалиста под конкретный пул задач, и он выступает в роли и исполнителя, и консультанта. Я не говорю "увольняйте всех штатников", но под многие потребности иногда выгоднее и проще запросить готовые кадры или даже укомплектованные команды.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Так-то так, вот только аутстаффинг выглядит обходом требований ТК РФ к конечному работодателю.

И если у власти появится желание уравнять, правила игры изменятся. Это сейчас аутстаффера можно уволить одним днем и без выходного пособия.

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

Спасибо! С какой-то точки зрения действительно это так выглядит. Есть и такие грани, выгоды. Но в ИТ все-таки основное — это компетенции здесь и сейчас, а не обходы

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

Есть заемный труд - он запрещен, верно. Есть аустаф - законная деятельность, описанная законом (например, ст 53.1 Трудового кодекса). Есть аутсорс по формату time&material - тоже законная деятельность, которую в ИТ стали называть аутстафом, хотя таковым не является на самом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Я с такими ребятами работал.... Опыт очень негативный,когда бизнес с той стороны понимает,что ему это уже не выгодно.
Лучше штатника ничего нет. В долгую конечно. Опираюсь на свой личный опыт

Ответить
Развернуть ветку
S K

Штатный для сложных задач, т.к. он вовлекается в специфику деятельности компании и приобретает необходимый опыт, для небольших несложных проектов можно и аутстаф

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Sirazhitdinov
Автор

Ну не всегда)) Иногда наоборот надо привлечь крутого спеца на задачу, решить которую нет компетенций внутри. После ее решения такой спец уже не нужен, а "казне" обходится дорого. Поэтому лучше бывает привлечь разово.
Например, прикрутить ML аналитический инструмент к облачной ERP системе. Задача разовая, дальше если и надо, то периодическая поддержка только. А вот бэк и фронт делать спецы нужны постоянно, для них постоянно есть задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

В Apple разве были сокращения?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null