20 лет менторства в Convergent: как и зачем мы внедрили эту hr-практику в диджитал-агентство?

Команда Convergent
Команда Convergent

Менторы, коучи, наставники — в инфополе эти слова мелькают так часто, что их ценность кажется слишком преувеличенной. Но стоит ли недооценивать такой рабочий инструмент?

Спойлер: конечно, нет. У менторства есть много преимуществ. Чтобы протестировать подход быстро и без крупных инвестиций ресурсов, можно внедрять менторскую практику в компанию постепенно — начать с конкретной команды или отдела.

В этой статье разбираемся, как менторство помогает руководителям, формируя сильную и лояльную команду.

Менторство как инструмент. Практика Convergent

Практика наставничества активно развивается в Convergent уже более 20 лет. За это время мы не единожды убедились, что менторство — ключ к стабильному росту каждого отдельного сотрудника, а значит и всей компании в целом.

Фактически, менторство — это передача знаний от опытного сотрудника новичку. Причём не только узкоприкладных профессиональных, но и общих деловых навыков.

Задачи ментора

Взаимодействие ментора и менти начинается с этапа собеседования и раскрывается на этапе онбординга в течение всего испытательного срока. Ментор:

  • Помогает встроиться во внутренние процессы
  • Знакомит с инструментарием для рабочих задач
  • Намечает точки роста и продумывает карьерный план
  • Собирает обратную связь, подводит итоги и делится ими с менти
  • Поддерживает своего менти психологически
  • Учит продуктивной коммуникации внутри коллектива

Ментор постепенно нащупывает правильные точки опоры в общении со своим менти, анализирует его сильные и слабые стороны, чтобы улучшить его результаты.

Резюмируя, первая цель ментора — помочь новичку полностью интегрироваться в команду, перенять принципы и стандарты работы Convergent и расти дальше. Вторая, более глобальная — помогать новичку выстраивать эффективные рабочие процессы, чтобы результат работы становился со временем лучше и лучше.

Ключевые инструменты менторства в Convergent:

  • Регулярные встречи в формате one-to-one раз в неделю, 2 недели или месяц. 30 минут мониторинга текущего положения дел. Фокус внимания выходит за рамки профессиональных вопросов. Чаще всего менти приходит на эти встречи со своими вопросами, это его время. Обсуждается не только рабочая загрузка, но и личные волнующие вопросы.

  • Обратная связь в моменте. Поскольку работа строится на постоянном взаимодействии внутри команды, мы особенно ценим комментарии коллег по поводу рабочих моментов: коммуникация, качество выполненной работы и др. Фидбэк можно дать коллеге напрямую, его ментору или оставить комментарий во внутренней системе оценки сотрудников (у нас, например, это самописная MyProgress) — он будет учтён и проработан ментором.

  • Плановая обратная связь по результатам испытательного срока и далее — ежеквартально. Заполнение форм развернутой обратной связи также помогает ментору выявить точки роста своего менти и направить в нужное русло.
  • Мастермайнды для менторов. Наш внутренний образовательно-дискуссионный формат встреч, на которых менторы делятся опытом и кейсами, ищут новые возможности и подходы для развития менторских практик внутри компании. Формирует темы и лидирует эти встречи команда HR.

Мой онбординг в Convergent — это, наверное, самый мягкий и комфортный способ адаптации. Ментор действительно помогает влиться в команду, лучше понять процессы и познакомиться с коллегами. Можно обращаться с самыми простыми и порой даже наивными вопросами, не боясь столкнуться с непониманием или высокомерием. Ментор чётко объясняет все нюансы. Вопросов становится на порядок меньше — сразу понимаешь, как подходить к задачам, и не тратишь время впустую

Алексей Жилин, младший креатор Convergent

Обратная сторона медали: с какими проблемами мы столкнулись

  1. Дополнительная нагрузка на менторов и HR-службу. Практика обратной связи в разных форматах, как и встречи one-to-one, отнимают немало времени.

  2. Риск «обманутых ожиданий» и человеческого фактора: никогда нет полной уверенности в том, что каждый ментор будет заботиться о своём менти должным образом: уделять ему регулярное внимание, отслеживать прогресс и помогать на пути к достижению намеченных целей.

  3. Нет гарантии, что усилия окупятся: сотрудник может уйти раньше окончания испытательного срока или сразу после него.

Вопрос — внедрять или не внедрять?

Даже с учётом всех рисков, наш ответ — внедрять, если:

  • стратегия компании базируется на развития долгосрочных партнёрств (с клиентами / поставщиками / подрядчиками)
  • критически важно поддерживать и увеличивать цикл жизни сотрудника в компании
  • не получается добиться необходимой квалификации сотрудников путём записанных онбордингов и тренингов

И чем раньше, тем лучше.

Резюмируем — 4 причины внедрить менторство

1. Способствует более быстрой адаптации новых сотрудников и снижает текучесть кадров

Стресс и чувство потерянности знакомы каждому второму новичку. Лишние переживания отнимают у сотрудников энергию, лишают возможности спокойно влиться в рабочий режим и ясно рассмотреть преимущества компании.

2. Увеличивает производительность

Чем быстрее сотрудник познакомится с рабочим процессом на новом месте, тем скорее начнёт добиваться достойного результата. Это условие создаёт практическую выгоду для компании или подразделения.

3. Развивает лидерские качества у сотрудников

Ответственность за своего менти позволяет ментору расти, становиться сильнее в навыках управления и контроля, лучше справляться со своими профессиональными задачами и прокачивать коммуникацию. Менти же под присмотром старшей роли быстрее становится самостоятельным.

4. Укрепляет корпоративную культуру и повышает командный дух

Ценности — рабочая основа любой корпоративной системы. Менторство быстрее создаёт новичкам основу для экологичной коммуникации в коллективе и помогает выстроить эффективное взаимодействие с коллегами.

Чтобы проверить менторский потенциал своей компании, мы рекомендуем провести эксперимент с одним из подразделений, используя доступный инструментарий. Это поможет вам ощутить практическую пользу от системы и сделать выводы о целесообразности введения системы менторства в будущем.

Мы внедряем неформальные инструменты во внутреннюю жизнь компании и с радостью поделимся опытом с вами. Напишите нам на request@convergent.digital и мы договоримся о звонке.

1717
Начать дискуссию