Как я проводил стажировку продактов

Как я проводил стажировку продактов

Привет! Меня зовут Владислав, я Head of Product в онлайн-школе ProductStar.ru, где мы обучаем IT-профессиям (в том числе и Product Manager'ов). В этой статьей расскажу про свой первый опыт проведения стажировки.

В ноябре 2022 года я решил нанять Junior Product Manager, чтобы усилить нашу команду продукта. В этом же месяце запустил конкурс на стажировку продактов среди наших студентов ProductStar с последующим трудоустройством в отдел продукта. Кратко расскажу как это было и какие выводы я сделал.

Конкурс на стажировку

Я сразу предполагал, что желающих будет много, а на стажировку запустить больше двух человек физически не смогу, т.к. с ребятами нужно постоянно работать во время стажировки и уделять им много времени, а мои задачи никто не отменял. Поэтому подготовил конкурс из нескольких этапов, которые нужно было успешно пройти для того, чтобы попасть на стажировку.

Этапы конкурса:

- Получили тестовое задание: 21 человек.

- Сдали тестовое задание: 19 человек.

- Успешно выполнили тестовое: 11 человек.

3. Собеседование со мной: 11 человек.

4. Решение практического кейса во время созвона: 4 человека.

5. Приглашение на стажировку: 2 человека.

Было сложно принимать решение кого все же брать на стажировку, т.к. ребята, которые дошли до 4 этапа были сильные и некоторые даже с опытом. По итогу на стажировку прошло два студента (Света и Рома), которые ранее продактами не работали. А весь конкурс занял чуть меньше месяца.

Стажировка

И вот, 15 декабря ребята вышли на стажировку, которая продлилась 5 недель.

Продуктом нашего будущего Junior Product Manager будет обучающая платформа ProductStar, поэтому вся стажировка строилась вокруг платформы и только на реальных задачах, которые мы потом брали в работу.

Как я проводил стажировку продактов

За время стажировки ребятам нужно было провести исследования, понять основные боли и потребности пользователей при обучении на платформе ProductStar. А также сделать выводы, определить ключевую задачу на ближайший квартал и начать ее проработку.

План стажировки:

1 неделя. Знакомство с командой разработки и изучение документации.

2 неделя. Проведение CustDev активных студентов ProductStar.

3 неделя. Проведение анкетирования среди всех студентов.

4 неделя. Подведение итогов исследования, выводы и определение ключевой задачи на текущий квартал.

5 неделя. Проработка ключевой задачи квартала: описание плана действий, оценка рисков и необходимых ресурсов, описание необходимого функционала и тех. требований, составление прототипа интерфейса. Подведение итогов стажировки и самоанализ результатов.

Итоги стажировки:

За это время стажеры проявили себя только с лучшей стороны и выложились на 100%, что иногда у меня даже возникал вопрос "А вы точно продактами раньше не работали?". И очень круто использовали свой предыдущий опыт из других сфер. Рома ранее работал бренд-менеджером и этот опыт ему помог с проведением анкетирования пользователей, а Света до этого работала в EdTech с LMS-системой iSpring, что позволило ей лучше проработать прототип интерфейса.

Для подведения итогов стажировки я создал себе таблицу, где указал 20 параметров (soft skills, hard skills, качество и скорость выполнения задач, оценка коллег и т.д.), по которым оценивал каждого стажера. А все потому что очевидного лидера за время стажировки не образовалось и выбор сделать было не просто!

Свой выбор я остановил на Свете (14 баллов у нее, против 10 баллов у Ромы) и не прогадал. Света уже больше месяца работает в нашей команде, быстро погрузилась во все задачи, оптимизировала несколько процессов и активно работает над задачей квартала. Рому мы тоже не бросили, с трудоустройством ему активно помогает наш Карьерный Центр.

Выводы

Однозначно рекомендую и другим компаниям проводить стажировки для специалистов уровня Junior. Полученный результат стоил затраченного времени на конкурс и стажировку, я смог на практике проверить понравившихся мне кандидатов и выбрать лучшего, а ребята получили реальный опыт работы продактом в IT-компании. Хоть это и заняло у меня достаточно много времени.

Уже в этом месяце я запущу еще одну стажировку, но уже для Junior QA инженеров. Анонс стажировки будет в моем блоге на linkedin.

И также ниже приведу топ-3 плюса и минуса стажировки со стороны компании, а именно нанимающего менеджера.

Плюсы стажировки:

+ К моменту трудоустройства новый сотрудник будет больше погружен в специфику работы отдела, благодаря чему он быстрее покажет результат.

+ Возможность проверить навыки кандидатов на практике.

+ Поймете насколько кандидату близки ценности компании и формат работы, а также насколько вам комфортно работать друг с другом.

Минусы стажировки:

- Долгий цикл вывода сотрудника в штат (2 месяца от начала отбора кандидатов до завершения стажировки).

- Стажировка займет у вас (как у руководителя) много времени.

- Есть большой шанс, что во время стажировки кто-то из кандидатов отвалится. Поэтому на стажировку лучше набирать сразу несколько человек.

Автор статьи: Владислав Носковец. Head of Product в ProductStar, ментор по продакт/проджект менеджменту, EdTech и карьере. Записаться на менторство можно тут.

44
1 комментарий

Какой вывод из этого можно сделать? Что лучший продакт менеджер - это не тот, который хорошо разбирается в продакт-менеджменте или маркетинге, а тот, кто имеет опыт работы в нише конкретного бизнеса. Например, в сфере edtech будет лучше ориентироваться администратор или разработчик курсов. В сфере строительства - менеджер по продажам (т.к. хорошо знает боли ЦА). В фэшн сегменте одежды хорошим продактом станет сотрудник ателье или стилист (только не звездный, а для обычных людей).; для сайта аптечной сети подойдет фармацевт с опытом работы в b2c. Им всем просто нужно пройти курс по продакт-менеджменту, чтобы научился систематизировать свой бэкграунд в новые формы. Я к тому, что продакт-менеджер это скорее формат мышления, которому можно научиться, а не профессия.

1
Ответить