Какой он — Developer Advocate: разбираемся, где правда, а где миф

Developer Advocate платформы Yandex Cloud Антон Черноусов рассказывает, кто в ИТ-компаниях объединяет разработчиков технологических продуктов и тех, кто использует эти продукты в своих проектах.

Какой он — Developer Advocate: разбираемся, где правда, а где миф

Developer Advocate отвечает за продвижение продукта, платформы или технологии. Этот неутомимый рупор технической команды налаживает отношения с внешними разработчиками и делится с ними своими знаниями о продукте, помогая выбирать самые подходящие решения для проектов. Он создаёт и обновляет техническую документацию, готовит демонстрационные материалы и учебные пособия, участвует в конференциях и вебинарах. Но это далеко не всё. На конференции DevRelConf представители профессии рассказали, что входит в задачи Developer Advocate, в какой команде ему лучше работать и как выбрать такого специалиста.

Антон Черноусов

Developer Advocate платформы Yandex Cloud

Неидеальные продукты в неидеальном мире

На практике работа Developer Advocate выходит далеко за рамки общих определений. Мой коллега и ведущий круглого стола Алексей Мерсон из Тинькофф много раз объяснял, чем занимается Developer Advocate, но большинство людей по-прежнему не представляет, что мы делаем. Кто-то шутит, что «адвокат» отмазывает разработчиков, которые завалили деплой или прод. Спойлер: это не так.

В идеальной ситуации Developer Advocate — часть команды Developer Relations (DevRel). Вместе они создают положительный опыт для разработчиков: выстраивают отношения и помогают добиться успеха.

Например, в Yandex Cloud я сосредоточен на развитии экосистемы serverless-сервисов и, в частности, serverless-комьюнити. Я могу самостоятельно написать технические примеры и небольшие решения, которые помогут закрыть типовые проблемы и продвинуть наши сервисы. Написать пример по текущей проблеме несложно, ведь фактура уже на руках. Гораздо труднее заглянуть чуть вперёд, предвидеть проблемы и подстелить соломки для всех членов комьюнити заранее. Например, собирая фидбек от клиентов, мы с коллегами увидели возрастающую, хотя и неосознанную потребность в FinOps-практиках. Молниеносно приняли решение подготовить небольшой туториал и статью, где подробно описали потенциальные проблемы и как их решать.

Примерно о том же часто говорит Developer Advocate Олег Чирухин из компании Axiom JDK, продвигающий технологические продукты вокруг Java.

Люди обычно не понимают, что такое Java. И тебе нужно придумать целую легенду, чтобы до них дошли их собственные проблемы. Это что-то из области психоанализа: когда подавленное подсознательное выбирается наверх, а ты помогаешь ему это сделать с помощью статей, рассказов и докладов, в которых раскрываешь пользу своих продуктов

Олег Чирухин, Head of Developer Advocacy, Axiom JDK

Твоя коробка инструментов, или Будь всегда готов

Наши представления о профессиях зачастую построены на том, как мы видим эту работу в жизни, кино и книгах. На самом деле мы смотрим на отражение деятельности, которая происходит за кадром. Реальная работа Developer Advocate заключается в том, чтобы продвигать интересы одной из двух сторон.

Какой он — Developer Advocate: разбираемся, где правда, а где миф

В одной ситуации он представляет интересы команды разработчиков технологического продукта. Например, освещает возможности продукта, его новые фичи. В другой — находится на стороне комьюнити и решает совершенно другую задачу: изучает сообщество вокруг продукта, собирает обратную связь, выясняет потребности и доносит их до команды.

Если посмотреть на эти две позиции, то сразу выделяются сходные навыки, которыми любой Developer Advocate пользуется постоянно:

  • навыки письменного и устного общения;
  • навыки самостоятельной и командной работы;
  • способность быстро осваивать технологии;
  • понимание основных концепций разработки программного обеспечения и кодирования;
  • способности к публичным выступлениям.

Для того чтобы изучать потребности комьюнити, построенного вокруг продукта, нужно уметь выслушивать и понимать клиентов. Например, чтобы понять, какие фичи добавить в продукт. Кастдев — один из важнейших инструментов для этого.

Если же мы заняты продвижением продукта или новой фичи, то главным скиллом становится способность создавать качественный технический контент. А это в свою очередь невозможно без умения рассказывать убедительные истории.

Специалисты и разделение труда

В древние времена всё было просто: один мамонта убил, второй его пожарил, все в итоге пообедали. В XVII веке Антонио Серра писал, как определить, какой из городов богаче: посмотрите на количество специальностей, которыми обладают жители этих городов.

В крупной компании есть отдельные специалисты по каждому направлению. И чем больше компания, тем чётче разделены функции между специалистами — это касается и Developer Relations. Один человек не может досконально изучить все продукты компании и решить сразу все коммуникационные задачи. Как говорит Александр Белоцерковский из VK, как только вы начали разработку технологического продукта, сразу заводите Developer Advocate, чтобы он помог правильно выстроить процессы.

Есть два типа мышления: стратегическое и, условно, пробивное. Всё получается, когда один, как слон, неудержимо бежит вперёд и сносит любые преграды на своём пути. А второй, как наездник, структурирует, рефлексирует, то есть прибирает за тем, кто наследил, и помогает ему.

Для меня евангелист, Developer Advocate, — это скорее слон. Он неудержимо идёт к цели. У него столько активностей, что обязательно нужен наездник. Очень часто их много: команда разработки, маркетолог, пиарщик и т. д.

Александр Белоцерковский

Евангелист-архитектор, VK Cloud & Tarantool

Основная работа Developer Advocate — делать технический контент. Причём в самом широком смысле — от инструкций и обучающих роликов до подкастов, докладов на конференциях и специализированных мероприятий. Общение тоже можно считать созданием контента. Но чтобы донести контент до получателей, иногда требуется применять поле искажения реальности.

Вот приехал ты на конференцию, а организаторы это сломали, то потеряли. Ты должен вокруг себя создать поле искажения реальности, чтобы в каком-то виде мероприятие прошло. Если потерян зал и всё пошло не по плану — ты выходишь на условную площадь трёх вокзалов, снимаешь на три часа аудиоколонку и всё равно проводишь ивент

Олег Чирухин

Head of Developer Advocacy, Axiom JDK

Какой он — Developer Advocate: разбираемся, где правда, а где миф

На конференции мы с коллегами сошлись во мнении, что Developer Advocate должен концентрироваться на своей предметной области, уметь генерировать контент, общаться с целевой аудиторией и на базовом уровне понимать, как провести мероприятие.

Найди того не знаю кого, а потом ещё и оцени

По мнению Александра Белоцерковского, при работе над технологическим продуктом нанимать Developer Advocate нужно как можно раньше — задолго до того, как проект выйдет на рынок и его нужно будет быстро распространять. Но найти подходящего специалиста на ранней стадии весьма непросто.

При поиске стоит обращать внимание на любознательность и проактивность. Потому что Developer Advocate придётся глубоко разбираться в самых разных кейсах: ходить к разработчикам, изучать продукт, задавать вопросы. Можно вспомнить шутку от специалистов по информационной безопасности: «Мне очень понравилась ваша вакансия. Моё резюме у вас на рабочем столе», — такой уровень вовлечённости нужно искать.

В какой команде должен находиться Developer Advocate, зависит от его основных задач. Например, в команде продукта он будет больше всего работать с обратной связью пользователей, а в PR-отделе — заниматься публичными активностями. Если же Developer Advocate сосредоточен на продвижении определённого продукта, то его стоит направить в команду разработчиков. Это позволит напрямую взаимодействовать с ними и влиять на бэклог.

Расхожее представление о том, что Developer Advocate большую часть времени гастролирует по мероприятиям и встречам, не имеет ничего общего с реальностью. Прежде чем выйти с микрофоном перед аудиторией, он по очереди работает аналитиком, маркетологом, копирайтером, а если нужно — ещё и разработчиком. Эту работу очень сложно оценить и накинуть на неё привычные KPI.

Евангелист развивает суперхолодные лиды. Я уже 11 лет работаю в этой должности и долго думал, какой у меня KPI. Сейчас говорю так: чтобы мои маркетологи и DevRel всегда улыбались. Все понимают, что за этим стоит большая работа

Александр Белоцерковский

Евангелист-архитектор, VK Cloud & Tarantool

Все сходятся во мнении, что KPI на этой позиции сформулировать сложно. В каждой компании Developer Advocate делает это сам, исходя из задач бизнеса и своей позиции в компании. То, чем будет заниматься Developer Advocate, зависит от главной задачи, которую команда решает прямо сейчас. Поэтому нет универсального набора требований к такому специалисту. Нанимая Developer Advocate, вы должны ориентироваться на весь его опыт и собственные потребности.

Подписывайтесь на блог Yandex Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории наших партнеров и клиентов, которые активно читают наши подписчики:

77
Начать дискуссию