7 советов, которые помогут развить креативность команды

Многие считают, что креативность — это врожденная особенность человека. Человек либо способен творчески и нестандартно мыслить, либо нет. Однако это не так. Креативность можно и нужно развивать. Более того, ее можно развить не только в себе, но и в своих сотрудниках.

Существует несколько универсальных методик, которые позволяют генерировать новые идеи и постоянно расширять творческий потенциал команды

1. Не смешивайте творческие и тактические процессы

Если сотрудник предлагает идею, не требуйте от него немедленно найти способ ее реализации. Это гасит творческий поток и сбивает с пути нестандартного мышления. Сотрудник сам будет загонять себя в рамки и отказываться от идей, даже не высказав их.

Планированием лучше заняться уже после того, как будут рассмотрены все возможные варианты и принято финальное решение. Да, в процессе планирования в первоначальную идею могут быть внесены изменения, но это не страшно. Главное — идея у вас уже есть.

2. Используйте интеллектуальные карты

Участники команды не могут постоянно находиться в состоянии творческого потока. Иногда идеи просто не идут им в голову, и это нормально. Однако в таких случаях не стоит ждать, когда придет вдохновение и все решится само собой. Вдохновение может и не прийти, а решить задачу нужно в установленные сроки.

Решить проблему помогут техники визуализации, предназначенные для того, чтобы структурировать мысли, выделить главную и запустить креативность с помощью стратегического мышления и логики.

Например, для этих целей подойдут интеллектуальные карты. Принцип их создания очень прост: идти от главной идеи к точной проработке всех составных частей. Запишите на доске или листе бумаги главную идею, над которой вам предстоит работать, или ключевое слово задачи. Разместите эту идею в центре, а затем вокруг нее запишите абсолютно все идеи, которые придут к вам в голову. При необходимости каждую из них разбейте на дополнительные подпункты. Это поможет структурировать всю имеющуюся информацию и потом выработать четкий план по реализации. Например, такой способ отлично помогает подготовить план статей для корпоративного блога, разработать стратегию позиционирования бренда или создать фирменный стиль компании.

Он чем-то похож на мозговой штурм. Но главное отличие состоит в том, что каждый член команды может самостоятельно использовать его под свои профессиональные задачи (без помощи со стороны коллег).

3. Проводите мозговые штурмы

Иногда проще взять несколько креативных идей и собрать их в одно нестандартное решение. В этом помогут мозговые штурмы. Вот несколько важных правил их проведения:

  • Модерация. Кто-то должен записывать все идеи, которые предлагают участники.
  • Равноправие. Все участники мозгового штурма одинаково значимы. Предлагать и развивать идеи может каждый из них.
  • Принятие любых идей. Каждый участник может высказать любые, даже самые абсурдные идеи.
  • Развитие вместо критики. Идеи нельзя критиковать, даже если они кажутся неудачными, так как это может снизить активность участников. Если идея удачная, участники пробуют ее развить (можно развивать не только свои, но и чужие идеи), если неудачная, то записывают ее без дополнительных обсуждений.
  • Пост-анализ. По итогам генерации идей нужно провести общий анализ и выбрать наилучшие варианты.

Мозговой штурм - действенный инструмент командообразования и поддержания высокого уровня вовлеченности персонала во внутренние процессы компании.

4. Оценивайте идеи с разных сторон

Чтобы избежать принятия шаблонных или малоэффективных решений, полезно посмотреть на проблему под непривычным углом и найти дополнительные возможности, которые раньше не лежали на поверхности.

Есть специальная техника, которая позволяет это сделать. Она называется «Шесть шляп мышления». Ее автор — специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно. Суть техники заключается в том, чтобы «примерить» на себя «шесть шляп». Вы можете разделить команду на части и закрепить за каждой определенную «шляпу» или работать без деления на группы.

  • Синяя шляпа (масштабный взгляд). Эту шляпу, как правило, надевает руководитель. Он модерирует весь процесс и следит за соблюдением правил «примерки шляп».
  • Белая шляпа (рациональный взгляд). Полностью отбросьте все эмоции, соберите цифры и факты. Проведите анализ текущей ситуации.
  • Красная шляпа (эмоциональный взгляд). Прислушайтесь к интуиции и своим эмоциям. Как бы вы решили задачу, опираясь исключительно на них?
  • Черная шляпа (негативный взгляд). Выявите все возможные проблемы, с которыми можно столкнуться при решении задачи.
  • Желтая шляпа (позитивный взгляд). Посмотрите на все найденные решения и найдите в них плюсы. Выделите что-то позитивное в каждом из них. Даже если какие-то решения на первый взгляд кажутся совершенно неудачными.
  • Зеленая шляпа (творческий взгляд). Начните развивать получившиеся идеи. И помните, что чем нестандартнее решение, тем лучше для творческого процесса.

По итогам, как и в случае с мозговым штурмом, обязательно нужно провести пост-анализ и выбрать наиболее эффективные варианты решения проблемы.

5. Формируйте банк идей

Часто на новые прорывные идеи нас может натолкнуть чужой опыт. Листая соцсети или новости, прогуливаясь по городу, общаясь с друзьями и коллегами, мы постоянно сталкиваемся с интересными фактами, решениями и идеями, которые используют другие для реализации своих целей. И все это важно фиксировать, чтобы не забыть и потом возвращаться в момент творческого кризиса.

Сформируйте банк идей, в который вы и ваши сотрудники смогут «складывать» все интересные кейсы и решения, с которыми они сталкиваются. Это может быть общая папка с файлами, отдельная ветка в переписке или задача в корпоративной системе. Главное, чтобы все имели доступ к этому банку и могли в любое время обращаться к нему в поисках новых идей.

6. Используйте фрирайтинг

Эта техника отлично помогает побороть страх чистого листа и быстро включить творческое мышление. Ей можно пользоваться как в группе, так и в одиночку. И это большой плюс.

Суть фрирайтинга (или свободного) письма в том, что вы включаете таймер (например, на 10 минут) и начинаете записывать все идеи, которые приходят к вам в голову. При этом не нужно на ходу анализировать эти идеи, просто записывайте.

После завершения отведенного времени можете приступить к анализу идей: выделите мысли, которые показались вам важными, и попробуйте развить их дальше. Вы и не заметите, как втянетесь в процесс и найдете сразу несколько интересных решений.

7. Выделяйте больше времени на творчество

Решение творческих задач занимает гораздо больше времени, чем действия по готовому шаблону, не требующему креативной доработки. Об этом важно помнить при постановке дедлайнов для команды.

Креативщики не всегда укладываются в сроки, которое им ставит руководство. Затраты рабочего времени при реализации творческих задач сложно объективно оценить, поэтому задержки вполне естественны.

При этом не стоит совсем отказываться от постановки конкретных сроков выполнения задачи — иначе она может так и остаться нерешенной. Ставьте конкретные сроки, но будьте готовы к их возможному переносу. Закладывайте на этот форс-мажор дополнительное время при планировании.

44
Начать дискуссию