{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Важен не только актёр, но и зритель: как подготовить презентацию стартапа перед инвесторами Статьи редакции

Своим подходом поделился бизнес-консультант Аль Анани — он десять лет помогал составлять «питч-деки» клиентам, которые привлекли свыше $100 млн инвестиций.

Кадр из сериала «Наследники», 2018-2023

Презентация о проекте для инвесторов — важный этап для стартапа в поисках финансирования, но не более, считает Аль Анани. Из неё не родится продукт. Она больше похожа на старого деда, у которого в запасе есть захватывающие байки: может, он взаправду и не бился с тигром, но рассказывает убедительно — в этом и кроется залог успеха.

Подходов к подготовке «питч-дека» столько же, сколько способов заваривать кофе. Один берёт френч-пресс, другой — гейзерную кофеварку. Кто-то сам перемалывает зёрна, отдельно подогревает молоко и рисует узоры на пенке, а кто-то устанавливает капсулу в кофемашину Nespresso или бросает в чашку саше. Всё зависит от того, насколько человеку важно качество напитка.

То же самое с презентациями: одна часть стартаперов воспользуется сайтами для отрисовки слайдов, а другая будет выверять каждую деталь в Canva, кто-то купит графические шаблоны, зато текст напишет сам, а другие, возможно, делегируют обе задачи фрилансерам с Fiverr и Upwork.

Анани привык выполнять основную работу сам и делит процесс подготовки «питч-дека» на четыре шага.

Шаг первый — помедитировать

Всерьёз медитировать необязательно, главное — сделать глубокий вдох и разобраться, действительно ли проекту нужна презентация.

Вряд ли вы однажды проснулись и стали мечтать о том, что когда-нибудь презентуете свой проект инвесторам. Мечты обычно другие: например, построить бизнес, чтобы помочь нуждающимся или стать богатым и нанять домработницу, но никак не «составить “питч-дек”».

Последний — лишь средство для достижения цели. Отсюда вопрос: какая она у вас? Если думаете, что она в привлечении инвестиций, то заблуждаетесь. Инвестиции — тоже лишь средство.

Быть может, вам не нравится, что проект медленно развивается? Или боитесь обанкротиться и провалиться? А вдруг вы пошли в бизнес, только чтобы попасть на обложку Forbes?

Аль Анани

Чем лучше предприниматель понимает, какую цель преследует, тем проще ему будет подготовиться, считает автор.

Шаг второй — сделать раскадровку

Консультант сравнивает подготовку презентации со съёмками кино, в котором важны не только сценарий, режиссёр и актёры, но и зрители: то, как все они воспримут фильм, о чём подумают при взгляде на разные кадры. Поэтому, по его словам, самое важное в разработке «питч-дека» — это раскадровка.

Аудитория стартапера на презентации — инвесторы. Значит, чтобы увеличить свои шансы на успех, именно для них и нужно «снимать кино». Для этого придётся встать на их место и заранее ответить на волнующие их вопросы:

  • Например, рискованно ли инвестировать в рынок, на котором стартап собирается развиваться, и если да, то что это за риски и насколько велики.
  • Что представляет из себя проект или продукт, на который стартапер просит деньги, — что он делает, много ли конкурентов.

Из ответов на эти и другие вопросы и будут строиться повествование и сами слайды.

То, как может выглядеть структура. Блоки в голубой рамке — то, что будет волновать инвестора по ходу выступления; в жёлтой — аргументация или объяснения стартапера; в зелёной — слайды на основе этого

Анани не только прописывает потенциальные вопросы, но ещё и разыгрывает сам с собой сценки будничных разговоров с инвесторами — чтобы «отбить» большинство возможных возражений.

Стартапер: «Хотел обсудить с вами проблему. Знаю, вы сталкивались с ней раньше, ведь так?»

Инвестор: «Допустим».

Стартапер: «Так вот, мы нашли решение».

Инвестор: «Но ведь на рынке уже есть...»

Стартапер: «А, вы про ту самую компанию? Предвосхищая вопрос, расскажу, почему мы лучше, и заодно покажу вам, о каком огромном рынке мы говорим. Просто чтобы вы могли прямо сейчас оценить рентабельность будущих инвестиций».

Проработка подобных сценариев отнимает много времени, но она поможет подкупить инвесторов: им покажется, будто предприниматель с каждым новым слайдом угадывает ход их мыслей наперёд.

Гарантий, что вы заполучите инвестиции, нет, но «питч-дек» — это в любом случае всего лишь шанс их привлечь. Если есть способ увеличить этот шанс пускай даже на 2%, это уже хорошо.

Аль Анани

Шаг третий — определиться с дизайном слайдов

С готовой раскадровкой можно приступать к оформлению презентации — это второй по сложности и времязатратности этап, но вместе они составляют 90% «питч-дека», отмечает автор. Основная задача — придумать единую идею того, как будут выглядеть слайды. С учётом, что все они будут отвечать на разные вопросы и показывать разные иллюстрации и графики.

Беспокоиться об идеальном дизайне и формулировках на данном этапе рано. Вместо этого нужно придумать несколько концепций. Одна может получиться более минималистичной, а другая — более красочной. Значит, первая скорее подойдёт для выступления перед консервативными инвесторами, а вторая — перед молодыми и прогрессивными.

Чтобы слайды не были слишком абстрактными, Анани прямо описывает на них то, о чём будет говорить согласно раскадровке.

Вот так это может выглядеть. Например, на первых слайдах Анани позже напишет идею проекта в одном предложении, а на третьих — расскажет, из каких этапов будет состоять развитие проекта и сколько раундов он планирует привлечь

Шаг четвёртый — написать речь

Неважно, кто составит текст выступления — сам спикер или помощники на фрилансе. Главное — написать несколько вариантов, чтобы найти тот, который лучше всего донесёт основное видение стартапа до инвесторов и не будет противоречить раскадровке и общему стилю презентации.

Все четыре шага занимают у меня как минимум 20 дней — несмотря на то, что я нередко привлекаю к разработке дизайнеров и иногда спичрайтеров.

Мой вам совет — не отвлекайтесь и помните: «питч-дек» всего лишь рассказывает вашу историю. Ваша задача в другом — сделать так, чтобы вы смогли эту самую историю прожить.

Аль Анани
0
28 комментариев
Написать комментарий...
Поручик молчать

Российский VC смотрит только один слайд, генерит ли стартап $50k в месяц или нет

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

то есть жить на венчурные деньги, просто потому что ты визионер, будущий илон маск и ещё приятный в общении человек, не выйдет? не-вы-но-си-мо...

Ответить
Развернуть ветку
Поручик молчать

в России точно нет. Нет ни опыта, ни инфраструктуры, ни желания инвестировать в проекты ранней стадии, только сеюминутная нажива

Ответить
Развернуть ветку
SlideWield.ru Учу презентациям

Полезные советы. Но при подготовке бизнес-презентаций я предлагаю работать в чуть другом порядке:
1. Определить основную мысль презентации. Например: «Инвестировав в долю 5% по оценке $100 млн вы обречены на успех и выход с икс-десять»
2. Дальше разложить эту мысль на составляющие аргументы
3. Из этих аргументов сложить историю, которую будет рассказывать презентация, и написать речь (а не в конце)
4. Каждый пункт истории превратить а заголовок слайда
5. Создать слайды, которые обоснуют указанное в заголовке

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Bo.G

вот он ваш ковбойский триумф

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Еще вариант, смотреть презентации Apple. Начиная с Джобовских.
Отличный образчик слайдов и презентаций по ним.

Ответить
Развернуть ветку
Поручик молчать

И стать продавцом

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Apanasik

Для клиентов, не для VC.

Ответить
Развернуть ветку
Уинстон Смит

Не все инвесторы VC

Ответить
Развернуть ветку
SlideWield.ru Учу презентациям

Опасный совет, если применять без осторожности. В комнатах советов директоров обычно очень плохо заходят слайды с “One more thing” и огромной картинкой. Тут нужен другой жанр - именно бизнес-презентация, а не шоу-презентация типа Джобса

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Думал будет сервис шаблонов или готовые рыбы презентаций как на скринах, но нет, печаль...

Ответить
Развернуть ветку
SlideWield.ru Учу презентациям

Самое интересное, что красивый шаблон - это 2% успеха презентации. А продуманная структура, эффективные заголовки, оптимально выбранные типы визуализаций данных - это 98% успеха. Но люди чаще ищут первое, а не советы про второе. На выходе получают красивые, но не достигающие свою цель слайды

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Потому что кто-то визуал, кто-то аудиал. Кто-то в дизайнеры идет тот любую презентацию нарисует. А мне текст набрать не проблема, но без шаблонов я красоту не сделаю. Ну в общем шаблонов нет...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Проскурин

51% успеха это сам стартап или продукт, 2% это презентация, а 47% успеха зависит от того тому ли человеку (кам) ты её показываешь.

Вообще значимость презентаций и питчей принято как то сильно преувеличивать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail L

Сколько успешных стартапов у вас?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail L

Ломайте менталитет свой, венчурный капитал и предприниматели это части экосистемы создания инновационных бизнесов.
Гуглом пользовались? Airbnb? Gptchat? Они все построены на венчурные деньги.

За зарплату работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Natalka Easy

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Dima Bocha

1. а кто такой этот Анани?
2. за 10 лет его подопечные смогли привлечь только 100M?
Это скорее Провал - чем Успех

Ответить
Развернуть ветку
Майя Андреева

Очень нравится первый пункт. Всё действительно так. У меня много знакомых фаундеров, кто делает презентации, потому что им сказали их сделать, а потом удивляются, что инвесторы не приходят к ним толпами.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда