Как организовать ретроспективу, которая будет комфортна всей команде
Я, Альбина Кузнецова, с коллегами выстроила внутри Express 42 собственную формулу открытых и эффективных ретроспектив. Специально для PMCLUB рассказала, как мотивировать команду, получать на встречах полезную обратную связь и использовать её в работе.
Коротко: что это
Ретроспектива — это встреча, на которой команда обсуждает прошедший рабочий цикл, например последние две недели или месяц. Далее определяет, что можно делать эффективнее, а что уже хорошо работает и выделяется в сравнении с другими компаниями.
Ретро помогает сотрудникам отрефлексировать полученный опыт и извлечь из него нужные уроки. И вот как мы его проводим.
Дружелюбная атмосфера
Важно, чтобы на ретро команда раскрылась и говорила честно. Поэтому мы работаем над корпоративной культурой. Например, выстроили систему one-to-one встреч, которые помогают понять, что для сотрудника важно, с какими сложностями он сталкивается и как эффективнее и органичнее развивать его компетенции в компании.
Обычно такие встречи проходят раз в месяц и могут быть внутренними и проектными.
Внутренние one-to-one проводят лиды со своими инженерами, независимо от наличия совместных проектов на текущий момент.
- На проектных лиды встречаются с инженерами, с которыми работают на конкретном проекте прямо сейчас. Иногда по необходимости или по договорённости one-to-one могут проводить с инженерами и руководители проектов.
Также мы организуем неформальные мероприятия вроде «рандом кофе». Работает так: бот в Slack случайно выбирает пары из списка сотрудников и предлагает им созвониться на неделе и поболтать на отвлечённые темы. Это помогает переключиться с рабочей рутины и узнать своих коллег с другой стороны.
Каждые две недели попеременно у нас проходят:
Демо-синк, на котором каждый отдел делится статусом своей работы.
- И АМА-сессия (Ask Me Anything — спроси меня что угодно), где идёт обсуждение рабочих инженерных кейсов или любых других вопросов, которые не связаны со статусом работ.
После завершения официальной части обсуждений на таких встречах переходим к неформальной части. На флудилке обсуждаем котиков, игры, еду и хобби. Так мы сохраняем и поддерживаем тёплые отношения, что особенно важно для удалённой команды.
Частота встреч
По идеологии Agile и Scrum, ретроспектива проводится каждые две недели или месяц. Мы работаем по методологии p3express, где при завершении цикла есть шаг «Извлечь уроки и запланировать улучшения» и при закрытии проекта — «Отметить окончание работ». Это несколько отличается от ретроспективы в классическом рассмотрении.
В общих чертах я уже упоминала о нашем формате проведения ретроспектив в своей предыдущей статье.
Чаще всего ретро проводим при завершении проекта, и это обусловлено следующими особенностями проектов:
- Далеко не всегда мы дробим разработку на равные спринты.
- Системные дейли и планирования, которые часто проводятся и для внутренней команды, и совместно с клиентом, помогают в моменте видеть «узкие» места и своевременно их прорабатывать.
- Сами проекты относительно короткие — в среднем от двух недель до трёх-четырёх месяцев.
При этом мы можем внепланово организовать ретро по необходимости — для вскрытия конфликтов и недопонимания.
Полезный инструмент
Ключевой инструмент для ретро у нас — доска EasyRetro. Это пространство с тремя колонками разных цветов, в которые участники встречи записывают свои тезисы в карточки:
- 🟢 — что понравилось.
- 🔴 — что нужно улучшить.
- 🟣 — что будем прорабатывать.
(Указаны цвета колонок при стандартных настройках. Их можно поменять вручную.)
Так выглядит интерфейс. Источник: easyretro.io
Далее можно голосовать за карточки (👍), комментировать их, менять местами, фильтровать, проводить опросы. Доска простая, её можно легко шерить на команду и экспортировать результаты, например, в Excel-табличку.
- У сервиса есть бесплатный тариф, но с большими ограничениями, например, можно использовать до трёх досок.
- Платный тариф стоит от €27 в месяц.
Упрощённая ретроспектива
Мы в компании используем два варианта ретро: упрощённое и расширенное.
Для внешней ретроспективы, на которую приглашаем клиента, выбираем только расширенное.
Для внутреннего обсуждения можем использовать либо тот, либо другой вариант — зависит от усталости команды. Выбор формата ретро остаётся за руководителем проекта.
В упрощённом варианте не используем доски и голосование, а просто планируем встречу, созваниваемся в Zoom и обсуждаем только три ключевых вопроса:
- Какие эмоции были у сотрудника во время проекта.
- Что он узнал о себе во время проекта.
- Какие технические и профессиональные навыки прокачал.
После звонка фиксируем предложения по улучшению внутренних процессов.
Такой формат применяем, когда в ходе работы на проекте было и без того много коммуникаций помимо дейликов и планирования. Либо когда проблемных точек очевидно мало или вовсе нет.
Также нам важно, чтобы каждая ретроспектива проходила в единых рамках и условиях, поэтому мы прописали стандартные чек-листы в Kaiten:
Расширенная ретроспектива
В этом формате мы детально разбираем каждый яркий момент на проекте и фиксируем его в карточке на доске. После совместно разрабатываем дорожную карту:
✅ как эффективнее использовать сильные стороны
⛔ и не допускать или минимизировать проблемные моменты на других проектах или в дальнейшей работе с клиентом.
Процесс устроен так:
- Перед встречей создаём доску в EasyRetro и ссылку на неё.
- Команда заранее пишет в карточках на доске тезисы. Изначально они все заблюрены.
- Участники ретро собираются в Zoom, и на общий для всех экран мы выводим заполненную доску.
- Модератор встречи проговаривает правила проведения ретроспективы. Модератором может быть как руководитель этого проекта, так и другой приглашённый руководитель проектов.
- Каждый зачитывает свои тезисы: сначала на карточках из колонки Went well, потом на карточках из колонки To improve.
- После все уходят на тайное голосование. В зависимости от объёма карточек и самой команды распределяется количество голосов. Обычно от 3 до 6 голосов на каждого участника.
- На формирование тезисов выбираем самые наболевшие вопросы, за которые было больше всего голосов.
- В режиме брейншторма команда генерирует идеи, как можно повлиять на ситуацию и исправить, и записывает их в карточки из колонки Action Items.
Вот, к примеру, что получается в итоге. Открывайте картинку на весь экран — на ней тезисы с реального созвона
По окончании ретро мы собираем тезисы в фиолетовых карточках и переносим их в свои внутренние рабочие доски в Kaiten.
- Если проект продолжается → идеи сразу учитываем в работе.
- Если проект закончен → корректируем процессы проектного управления или в целом по компании с учётом найденных решений.
Ну и, конечно, у нас есть большой детальный чек-лист проведения ретроспективы, который позволяет меньше времени тратить на подготовительные мероприятия и при этом не забывать важные шаги:
Что это всё даёт
С помощью ретроспектив мы определяем проблемы, которые замедляют разработку, мешают коммуникациям с клиентом или командой и так далее. А главное — совместно находим решения. Приведу пару примеров.
Кейс 1
Приблизительно в одно время несколько не связанных между собой команд поделились, что первые две недели работы над проектом тратят на изучение особенностей того или иного инструментария в инфраструктурном контексте клиентов.
При этом часто бывает, что оформление договорных документов до старта проекта может занимать несколько дней.
Совместно с инженерами, лидами и командой технического пресейла мы просчитали соотношение потенциальных рисков и профитов и перенесли этап инженерной подготовки и адаптации на предстартовый период.
Это позволило увеличить скорость и качество работ, поскольку у нас освободилось время для решения нетривиальных кейсов, возникающих по ходу, но не включённых в первоначальный план.
Кейс 2
Или однажды ребята попросили больше прозрачности в предпроектной работе с клиентами, чтобы понимать, какие сейчас приходят запросы, какие технологии наиболее востребованы, в каком направлении целесообразно профессионально развиваться.
Мы сделали отдельное пространство в Kaiten с визуализацией процесса техпресейла, куда добавили карточки с потенциальными клиентами, указали в них технологический стек и прописали особенности и нюансы запросов, которые важно учитывать в работе.
Сейчас любой сотрудник компании может подписаться на обновления этой доски и получать апдейты, например, в Telegram-боте или по электронной почте. Такое решение позволило повысить прозрачность работы неинженерных отделов для всех коллег, а самим инженерам и лидам — корректнее прорабатывать индивидуальную карту развития сотрудников в соответствии с реальными запросами рынка.
Подводя итоги, отмечу, что ретроспектива — классный инструмент для получения обратной связи по работе.
Но чтобы он заработал максимально эффективно, критически важно грамотно поддерживать располагающие к честным разговорам условия и своевременно и открыто реализовывать то, что совместно разработали на этих встречах.